Будь мужчиной в учении, юноша!
Твоё достоинство – учиться в полную меру своих сил.
Презирай лень мысли!
В. Сухомлинский
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит.
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
- Вот что значит запятая!
- Б.Заходер
Проверяем
Очень-очень странный вид:
Речка за окном ,
Г орит чей-то дом ,
Хвостом виляет песик ,
Из ружья стреляет мальчик ,
Чуть не слопал мышку кот ,
В очках читает книжку старый дед ,
В летел в окно воробей ,
Схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
- Вот что значит запятая!
- Вставьте пропущенные слова.
____________- это раздел науки о____________,
изучающий, во-первых, знаки_______________, во-вторых, ________их постановки на письме.
- Определите тему нашего урока?
- Какова цель урока?
Тема «Повторим пунктуацию» Слово пунктуация произошло от лат. слова "punktum" «точка».
Какое пунктуационное правило здесь «зашифровано?
Я преклоняюсь перед (_____) - Она по первому приказу, Не зная страха, в одиночку, Как гильотина, рубит фразу!
Прекрасна жизнь, но непроста; Мы лепим глупости, ликуя, И часто мысли пустота Не замечает (_________)
Простой и скромный (_____________), Он видел много горемык; Не одного оставил с носом, Не одного загнал в тупик!
Каждый Фома убедится воочию: Сколько три точки, что в тексте повисли, Если по-русски сказать -(______________), Прячут в себе недосказанной мысли...
Чуждый унылости и релаксации, Гордый, чувствительный, смелый, мечтательный, Сын вдохновения и кульминации - Знак восхищения, (__________________!
Чем может быть осложнено простое предложение?
- 1. Однородными членами.
- 2. Вводными словами.
- 3. Обращением.
- 4. Причастным оборотом.
- 5. Деепричастным оборотом.
Опорная схема «кластер»
Сложное предложение
СОЮЗНОЕ
БЕССОЮЗНОЕ
связь при помощи
интонации, без союзов
связь при помощи
интонации и союза
[ ] , [ ] .
сложноподчиненное
[ ] ,и [ ] .
подчинительные союзы и союзные
и слова: что, чтобы, потому что, так как, если, который, какой,
чей, когда, где, куда и др.
[ ] , (чтобы). чтобы
сложносочиненное
сочинительные союзы
и, а, да, но, зато, также и др.
[ ] , да [ ] .
=
Давайте вспомним!!!
- [ ] , и [ ] .
- [ О,О,О ] .
- [ О и О ] .
- [ сущ. И.п. – сущ. И.п. ] .
- [ ] , ( что ).
- [ , ] .
- [ , , ]
Грамматический конструктор
и… .
Потому что …
но … .
Выполните задания
Семейство Слонов перепугано насмерть -
Слонёнок простужен: и кашель и насморк
Лекарства достали компрессы готовы
Но где продаётся платок хоботовый
Семейство Слонов перепугано насмерть-
Слонёнок простужен: и кашель, и насморк.
Лекарства достали, компрессы готовы,
Но где продаётся платок хоботовый?
1.Сложное предложение — это предложение:
1) осложненное однородными членами;
2) предложение, имеющее две или более грамматических основ и представляющее собой смысловое единство, оформленное интонационно;
3) с причастным и деепричастным оборотом.
2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Слушайте тишину ( ? ) и тогда весна лесная покажет вам все богатства.
1) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) сложное предложение, перед союзом И запятая нужна
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
3. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.
Было очень рано (1) но уже запели птицы(2) и наполнили своим щебетом всю округу.
В саду играл духовой оркестр (3) а также пел хор.
А) 1,2,3 Б) 2,3 В) 1,2 Г)1,3
4.Укажите побудительное предложение.
1.Кто сегодня дежурный?
2.Не перебивайте говорящего.
3.Наступила весна.
4.Какая прелесть!
5. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены).
1.Врач внимателен ко всем пациентам.
2.Младший брат недавно поступил в школу.
3.Повторение мать учения.
4.Воздух чист и прозрачен.
6. Выберите предложение, которое подходит к данной схеме:
Подлежащее + сказуемое + определение + обстоятельство
1. Весна бродит по красивым тропинкам.
2.Дикая кошка приблизилась к человеку.
3.Снег покрывает дороги белым ковром.
4.Катя относится к работе добросовестно.
Работа в группах
- 1. Выписать из упр. №398 сложносочинённые предложения, составить схемы.
- 2. Выписать из упр. №398 сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, составить схему.
- 3. Выписать из упр. №398 сложноподчинённое предложения и составить схему.
- 4. Выписать из упр. №398 сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, составить схему.
Домашнее задание
(по выбору)
1.Выполнить небольшую компьютерную презентацию для учеников младших классов, с помощью которой можно было бы рассказать об одном из знаков препинания.
2.Написать сочинение-миниатюру от имени какого-либо знака препинания.
3.Упр. 393.
Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас возникли?
- Что показалось сложным?