Автор материала (ФИО): Новикова Татьяна Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»
Учебный предмет: Математика
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс: Авторская программа Г.В. Дорофеевой, Т.Н. Мираковой «Математика» 2 класс. М: «Просвещение», 2020 г. УМК «Перспектива».
Тип урока: ОНЗ
Тема урока: Приём вычислений вида 26+4
Цель: сформировать представление о сложении с переходом через десяток для случаев вида 26+4, 3+47; ввести алгоритм письменного сложения двузначного и однозначного числа, научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Предметные умения:
-выполнять сложение чисел в пределах 100 с переходом через десяток;
-записывать вычисления в столбик;
-анализировать данные диаграммы;
-решать текстовые задачи в одно - два действия.
Метапредметные: работать по заданному алгоритму; осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, рабочей тетради и сведения, полученные от учителя.
Формируемые УУД:
Познавательные:
-определять порядок письменного сложения чисел в пределах 100 с переходом через разряди обосновывать свое мнение;
-развивать познавательный интерес к предмету.
Регулятивные:
-выполнять учебное задание, используя алгоритм,
-проверять результат выполненного задания и вносить корректировку;
Коммуникативные:
-комментировать, работая в паре, используя математические термины;
-согласовывать позиции и находить общее решение при работе в группе.
Личностные: элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебы, понимание причин успеха и неуспеха.
Ход урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:
Организация учебного процесса на этапе 1:
Открыть запись на доске.
– Прочитайте пожелание на сегодняшний урок:
С хорошим настроением принимайся за работу!
– Как вы его понимаете? Почему работу надо начинать с хорошим настроением? (…)
– А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, …)
– Зачем нужно включаться в работу на уроке? (Иначе мы не сможем учиться, ведь когда учишься, всё надо делать самому,…)
– Настройтесь на работу на уроке.
– Вспомните, чему был посвящён прошлый урок? (Сложению и вычитанию двузначных чисел в столбик.)
– Чтобы вы поняли, чему будет посвящён сегодняшний урок, посмотрите на выражения.
Открыть на доске записанные выражения:
23 + 3
31 + 5
42 + 4
– Что общего у всех выражений? (Они все на сложение двузначного числа с однозначным числом.)
– Так чем вы сегодня будете заниматься? (Сложением двузначных чисел с однозначными числами.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Организация учебного процесса на этапе 2:
– Найдите значения этих выражений и запишите в тетрадь только ответы.
– Проверим. (26; 36; 46)
Учитель записывает ответы на доску по ходу проверки.
- Что вам помогло выполнить задание? (Правило сложения двузначных чисел и однозначных чисел.)
– Что интересного заметили? (Во всех числах 6 единиц, числа увеличиваются на 10.)
– Продолжите ряд на три числа. (56, 66, 76.)
– На какие слагаемые можно разбить число 10? (1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.)
2) Общий способ сложения двузначных чисел. Запись и решение примеров в столбик.
Открыть на доске: 12 + 27 =
56 + 31 =
– Посмотрите на примеры. Что общего у примеров? (Они на сложение двузначных чисел.)
– Чем отличаются примеры? (В первом примере к меньшему числу надо прибавить большее число, а во втором – к большему числу надо прибавить меньшее.)
– Решите примеры, записывая их в тетради в столбик.
– Проверим. Назовите ответы примеров. (39; 87)
Учитель по ходу проверки выслушивает все имеющиеся варианты. Если ответ один, то алгоритм можно не проговаривать. При наличии разных вариантов соответствующий алгоритм проговаривается.
– Каким правилом вы пользовались, решая эти примеры? (Общим правилом сложения двузначных чисел: к десяткам прибавляли десятки, к единицам – единицы.)
– Что я выбрала для повторения? (Состав числа 10, общее правило сложения двузначных чисел, запись и решение примеров в столбик.)
3) Задание для пробного действия.
– А что дальше? (Будет задание, в котором что-то для нас новое.)
– Верно. Только новым будет не задание: я предлагаю вам решить пример. Внимательно рассмотрите его, чтобы выяснить, что для вас будет новым.
Открыть на доске: 26 + 4.
– Какое действие надо выполнить? (Сложение.)
– Какие числа надо сложить? (Двузначное и однозначное.)
Повесить на доску часть опорного сигнала:
– Разве вы не умеете складывать такие числа? (Умеем.)
– Как вы это делаете? (Десятки не изменяем, а к единицам прибавляем единицы.)
– Так что же нового в этом примере? (При сложении единиц получается 10.)
Дополнить опорный сигнал:
– Попробуете решить такой пример? (Попробуем.)
– Решите пример 26 + 4 на половинке листа в клетку, используя любую форму записи: хотите – в строчку, хотите – в столбик. Пробуйте.
– Назовите ответ примера. (40; 30; …)
Учитель вписывает все варианты ответов этого примера на доску.
Хотя, вероятно, все дети справятся одинаково верно, поэтому далее предлагаем два варианта ответов детей: первый – если есть разные варианты ответов, второй – если все решили верно.
– Что видите? (Мнения разделились. Все решили одинаково.)
– Как (с помощью какого эталона) докажете, кто прав (что вы правы)? (Такого эталона нет.)
– Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить пример 26 + 4. Мы не можем доказать, что решили пример верно.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
организовать выявление учащимися места и причины затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Что предлагаете делать дальше? (Остановиться и подумать.)
– Какое задание вы выполняли? (Решали пример 26 + 4.)
– Что для вас было новым? (Мы не решали примеров, в которых при сложении единиц получается 10.)
– Расскажите, как вы рассуждали, решая этот пример. (К десяткам прибавляли десятки, а к единицам – единицы, …)
– На каком шаге рассуждений вы засомневались? (При сложении единиц получилось 10, а это нельзя вписать в один разряд, …)
– Почему же возникло затруднение? (У нас нет алгоритма сложения двузначного числа с однозначным, когда при сложении единиц получается 10.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Какова же цель ваших дальнейших действий? (Построить способ сложения двузначного числа с однозначным для случая, когда в разряде единиц суммы получается 10.)
– Итак, тема урока? («Сложение двузначного числа с однозначным, когда при сложении единиц получается 10».)
– Название темы очень длинное, поэтому я заменю ее карточкой с примером.
Повесить карточку с темой на доску:
Работа с палочками
– Каким правилом вы пользовались, решая пример? (Общим правилом: десятки складывали с десятками, а единицы – с единицами.)
– Как вы считаете, достаточно ли уточнить это правило или вам необходимо вывести новое правило? (Известное нам правило нужно уточнить.)
– Чем, какими средствами, вы бы воспользовались для построения способа решения нового вида примеров? (Числовым отрезком, записью в столбик, …)
– Советую вам воспользоваться сначала графическими моделями, а потом записать и решить пример в столбик.
–
5. Реализация построенного проекта.
– Сколько десятков получится в сумме? (3 десятка.) А сколько единиц? (10 единиц.)
– Сколько получится? Почему? (40, так как 10 единиц заменяем 1 десятком.)
– Умница! Отлично!
– Итак, чему равен ответ последнего примера? (40.)
– Итак, как же выполнить сложение в нашем случае, не пользуясь моделями? Уточните правило. (В разряде единиц надо записать 0, а разряд десятков увеличить на 1.)
— Какой можно сделать вывод? (Если сумма единиц равна 10, то один десяток прибавляем к десяткам.)
Проверим наши выводы послушав профессора Самоварова (Диск)
– Молодцы! Что дальше по плану? (Использовать новое правило для решения примера в столбик.)
– Вспомните, как записать пример в столбик? (Десятки под десятками, единицы под единицами.)
Один ученик записывает пример 26 + 4 в столбик у доски, остальные – в тетрадях. Учитель вывешивает первый шаг алгоритма.
– С какого разряда начинаем складывать числа при решении примеров в столбик? (С единиц.)
– Значит, какой будет следующий шаг алгоритма? (Складываю единицы.)
– Продолжите рассуждения. (6 + 4 = 10, 0 единиц пишу под единицами, а 1 десяток запоминаю.)
– Что следует дополнить во второй шаг алгоритма? (Если получаю 10, то под единицами пишу 0, а 1 десяток запоминаю.)
– Какой следующий шаг алгоритма? (Увеличиваю количество десятков на 1, результат пишу под десятками.)
– Ответ? (30.)
– Назовите последний шаг алгоритма. (Ответ.)
– Молодцы!
Проверим правильно ли мы с вами все решили (Диск 2 запуск)
Учащиеся должны, пользуясь алгоритмом, восстановить ход решения примера:
– Единицы записаны под единицами. Складываем единицы, получаем 10. Записываем под единицами 0, а десяток запоминаем. Увеличиваем количество десятков на 1. Записываем ответ.
По ходу обсуждения учащиеся дописывают обобщенный способ решения, данный в более коротком, компактном варианте:
– Чем отличаются новый алгоритм и опорный сигнал от тех, что вам уже известны? (При сложении единиц получается 10, поэтому под единицами пишем 0, а количество десятков увеличиваем на 1.)
– А в чём сходство? (Записываем единицы под единицами, десятки под десятками; начинаем вычисления с единиц.)
– Молодцы! Вы достигли цели? Докажите. (Мы достигли цели, так как построили способ сложения двузначного числа с однозначным числом для случаев, когда в разряде единиц суммы получается 10.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
– Что теперь вам надо сделать? (Потренироваться в решении примеров данного вида.)
1) № 1, стр. 45.
– Откройте в учебнике № 1, стр. 45. Что нужно сделать? (решить их.)
– Верно. А какова цель этого задания? (Отработать способ решения примеров нового типа.)
По одному с места с объяснением.
– Выполняем. Объясните, как решён первый пример. (Складываем единицы с единицами, получаем 10, 10 единиц – это 1 десяток; 2 десятка да еще 1 десяток получится 3 десятка. Ответ примера – 30.)
С третьим примером аналогично.
2) № 3, стр. 45.
– Какой еще способ решения примеров нового типа следует отработать? (Запись и решение примеров в столбик.)
– Выполним № 3, стр. 45.
По одному с места с объяснением.
– Объясните решение первого примера, пользуясь алгоритмом или эталоном. (Записали единицы под единицами. Складываем единицы: 8 + 2 = 10, 0 пишем под единицами, 1 десяток запоминаем. Количество десятков увеличиваем на 1: 5 + 1 = 6, пишем под десятками. Ответ примера – 60.)
– Остальные примеры предлагаю выполнить в парах, объясняя, друг другу, как вы это делаете.
Второй пример решили, ответ проверили и т.д.
Примеры решаются до тех пор, пока дети не заметят закономерность: первое слагаемое увеличивается на 1, а второе уменьшается на 1, поэтому сумма не изменяется. Учитель останавливает решение примеров, когда поднимается достаточно много рук.
– Что случилось? Вы что-то неверно решаете? (Верно.)
– А в чём же дело? (Первое слагаемое увеличивается на 1, а второе – уменьшается.)
– И что же от этого? (Сумма не изменяется.)
– Чем нам это поможет? (Дальше можно не считать – ответ везде будет 60!)
– Молодцы, ребята! Подметили, как общее математическое свойство – связь между слагаемыми и суммой – помогает упростить работу. Ответы проще записать, чем решать? (Конечно.)
– Для этого и изобретались эти свойства. Допишите ответы оставшихся примеров, учитывая закономерность.
Физкультминутка
Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Учебник №4,5,6,7
- Молодцы! У вас здорово всё получилось! Готовы ли вы проверить свои силы в решении примеров на новый вычислительный приём? (…)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Задание:
Выбери и реши примеры на новый вычислительный приём:
46 + 4 21 + 5 72 + 8 5 + 35
67 – 3 9 + 51 89 – 9 63 + 7
Открыть на доске эталон решения примеров.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить способ сложения двузначного числа с однозначным для случая, когда в разряде единиц суммы получается 10.)
– Достигли ли вы цели урока? Докажите. (…)
– Расскажите новый способ сложения. (…)
– У кого были затруднения? Удалось ли вам их преодолеть? Как? (…)
– Над чем еще надо поработать? (…)
– Какой вид работы помогает вам понять свои затруднения? (Самостоятельная работа с проверкой по эталону.)
– Мы начали сегодня урок с разговора о настроении. В конце урока давайте посмотрим, изменилось ли ваше настроение. Покажите свои рисунки.
– Ну что ж, у большинства ребят хорошее настроение. А остальные имеют возможность подготовиться к следующему уроку и изменить своё настроение во время перемены.
Д/З Рабочая тетрадь стр.54-55
11