1.Организационный момент 2 Чистописание. Работа над новым материалом. Сообщение темы урока. Закрепление нового материала. Рефлексия. Домашнее задание Итог урока | Позитивно настроить на работу Актуализация опорных знаний и умений. Работа с учебником . Эмоциональная разрядка на уроке. | Прозвенел в школе звонок, ну, а нас позвал гудок. (Слайд1) У нас урок русского языка. Откройте тетрадочки и запишите число и классная работа. Пропишите буквосоединения по образцу в тетради. -На что они похожи ? На дымок от паровоза(поезда)!(ссо осс ото) Урок сегодня будет необычный. Мы отправимся в путешествие по стране, которая называется Грамматика. Это очень большая страна, поэтому мы посетим только некоторые достопримечательным места. Путешествовать будем на поезде. Каждый ваш ряд будет маленьким поездом, парты – это вагоны, а вы - пассажиры. Если вы будете испытывать трудности при выполнении заданий, можно советоваться со своим соседом. Машинистами назначаю: (перечисление детей). Они будут отвечать за выполнение всех заданий. Каждый из вас сможет получить «5», если работа в тетрадке будет выполнена без ошибок. Итак – поехали. Первая станция -«Загадки и вопросы» Машинисты зачитывают полученные от учителя загадки своим группам. -Отгадайте –ка загадку, дайте правильный ответ! «Из блюдца лакает, Порой мурлычет, но не кусает. В окно выходит , вместо двери, А жизней у него- аж девять!(Дети дают ответ: кот) _Вы хорошо справились с заданием, поэтому усатый путешественник поможет вам в изучении нового материала.(Слайд2) -Прочитайте записанное на доске стихотворение. На месте пропусков вставьте слово «кот» в нужной форме. 1.У норы добычи ждёт, Притаившись ,смелый ( кот) 2. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от ( кота) 3. А теперь и за версту Не приблизится к ( коту) 4.Удерёт в нору под дом , Чтоб не встретиться с ( котом) 5.Крыса старая - и та , Видя грозного ( кота) .6 Там дрожит в темноте, Вспоминая о (коте) -Почему каждый пропуск слова требует определённой формы?( Слова должны согласовываться друг с другом , чтобы не изменился смысл) -Как мы называем изменение окончания имени существительного?( Изменение по падежам) -Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения?(Только в нужном падеже имена существительные могут быть в предложении.) -Итак мы едим дальше. Вторая станция –«Падежная»(Слайд 3) -Прочитайте тему урока. К кому разделу русского языка она относится?(Как устроен наш язык) -Чем мы будем заниматься на уроке?(Мы будем учить падежи имён существительных) Что такое имя существительное? Как изменяются имена существительные? Определите по словарю , что означает слово падеж. Из какого языка это слово к нам пришло. «падеж» произошло от латинского casus (падение). Ещё греческие учёные заметили, что слова, употреблённые в речи, «падают» той или иной формой. Название русских падежей, кроме Творительного и Предложного, происходят от латинских и представляют их дословный перевод. _-Прочитайте правило на стр. 10, что ещё нового узнали из него?(Все падежи , кроме именительного , называют косвенными) -Итак, в русском языке 6 падежей. -Все падежи надо знать наизусть. -В этом вам поможет шуточное стихотворение.Послушайте его. «Где и когда не помню я, Вдруг появилася семья. Семья была падежная.Семья была надёжная. Про ту семью стишок сложон, Хоть слух немножко «режет» он. Иван родил девчонку. Велел тащить пелёнку.» Иван- И.п.-имя предмета. Родил – Р.п. –полученный от рождения. Девчонку – Д.п. – от слова «дать» кому-то. Велел – Т.п. –предмет является причиной, вызывающей само действие. Тащить- Т.п.- связан с глаголом «творить» Пелёнку – П.п. без предлога не употребляется. -Едем дальше.(Слайд 4 ) Третья остановка-«Физминутка» (Дети изображают движение паровозика) Мы едем, едем, едем, В далёкие края. Прекрасные соседи Весёлые друзья Нам солнышко светило, Нам ветер помогал, И весело всем было И каждый напевал. Едем дальше.(Слай5 ) -Следующая остановка –таблица «Падежи имён существительных» -Работа с таблицей в учебнике .Стр 11. _ Рассмотрите таблицу.У каждого падежа два вопроса, объясните почему?( Задаётся к одушевлённому предмету- кто? К неодушевлённому предмету – что?) -Едем дальше. Остановка «Читалкино, писалкино»( Слайд 6) -Давайте попробуем изменить по падежам два существительных : одушевлённое кот и неодушевлённое сыр. И.п.( кто? что?) есть кот сыр Р.п.( кого? чего?)нет кота сыра Д.п. (кому? чему?)рад коту сыру В.п.( кого? что?) вижу кота сыр Т.п. (кем? чем?)любуюсь котом сыром П,п. ( о ком? о чём?) говорю о коте о сыре (-Обратите внимание , о каких вспомогательных словах написано в рубрике»Это важно» стр.11 Выполнение упр.2 на стр.12. Следующая остановка -«Алгоритм» (Слайд 7) Чтение алгоритма «Как определить падеж имени существительного в предложении» У детей карточки. 1.Найди слово в предложении, к которому относится существительное. | 2.Задай от этого слова к имени существительному вопрос как к члену предложения. | 3.Задай к имени существительному вопрос как части речи( то есть задай падежный вопрос). | 4.По падежному вопросу и окончанию определи падеж.Для проверки подбери вспомогательное слово. | Стр.10 упр. №1 Следущая станция «Блиц- опрос» Слайд 8) (Используйте для ответов страницы учебника) Сколько падежей в русском языке?(6) Перечислите их. Как называют падежи , кроме именительного ?(Косвенные) Что значит изменить существительное по падежам? (Изменить по вопросам) Почему каждый падеж имеет два вопроса?(Вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных) В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?(И.п.) Следующая станция нашего путешествия –«Домашнее задание»( Слайд 9) На стр. 10-11 выучить падежи., падежные вопросы и Вспомогательные слова к ним. ; стр.14 упр № 4 ( по желанию) (Слайд10) -Что нового узнали на уроке? (Познакомились с понятием «падеж», с названием падежей, с падежными вопросами и вспомогательными словами к ним) (оценки за урок) Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое у вас настроение ? Отразите с помощью смайликов. -Спасибо всем за интересное путешествие по стране «Грамматике»! | Объяснительно-иллюстративный Наглядно-иллюстративный Работа в группах Проблемный Фронтальная работа Частично- поисковый Работа в группе. Фронтальная работа Индивидуальная работа Восприятие алгоритма детьми. Отработка нового материала. Работа в паре | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Координирует работу. Беседа. Повторение знаний о имёнах существительных. Лекция-беседа по заданной проблеме. Наблюдение за деятельностью учащихся Показ образца выполнения Знакомит с алгоритмом нового знания . Задания по проверке нового знания Разъяснение д/з задания | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Восприятие, диалог с учителем. Записывают в тетрадь изменения слов по падежам Окончания имён существительных проговаривают хором и выделяют, после записи слов. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. Познавательные: - постановка и решение проблемы; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование, Регулятивные: - целеполагание, - прогнозирование, Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем Познавательные - поиск и выделение необходимой информации; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; постановка и решение проблемы. Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: - применять правила и пользоваться инструкциями; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата . Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации . Познавательные - поиск и выделение необходимой информации; - построение логической цепи рассуждений; постановка и решение проблемы. Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |