Проект подготовила ученица «7» класса
Осокина Виктория
МКОУ «Школа №15» с. Демарино
Руководитель: Алешкина Г.И
Основная цель проекта:
- Изучить способы умножения, для производства которых достаточно устного счета или применения карандаша и бумаги;
- Изучить старинные приемы вычисления ;
Задачи проекта:
Выяснить значение слова «лайфхак».
Выбрать и обобщить наиболее интересные, увлекательные математические лайфхаки
Провести анкетирование учеников с 5 по 8 класс и сделать анализ полученных результатов.
Выпустить буклет с полезными приемами счета.
А вы знаете, что такое лайфхак , что означает это слово?
Лайфха́к ( англ. life hack ) — хитрость или полезный совет, помогающий эффективно решить ту или иную проблему.
- В современном понимании лайфхак — это проявление смекалки в решении проблемы разного характера, что может быть полезным в быту или в жизни. С помощью лайфхаков можно экономить деньги, сохранять силы, сберегать время.
Признаки:
- упрощение разных жизненных сфер (в области обучения, образования, работы, и пр.);
- оригинальное видение проблемы;
- легкость в применении;
- польза для общества.
Анкетирование среди учеников 5-8 классов
1.Зачем нужно уметь считать?
а)пригодится в жизни, например, считать деньги; б) чтобы хорошо учиться в школе; в) чтобы быстро решать; г) чтобы быть грамотным; д) не обязательно уметь считать.
17
12
8
20
-
Анкетирование среди учеников 5-8 классов
2 . Навыки хорошего счета необходимы
при изучении математики:
при изучении физики:
при изучении химии:
20
10
7
6
2
3. Приемы быстрого счета знают
при изучении информатики:
при изучении технологии:
3
9
8
несколько приемов
не знают приемов быстрого счета
4 . Применяют приемы быстрого счета :
не применяют :
5 . Хотели бы узнать приемы быстрого счета
3
17
20
Анкетирование среди учеников 5-8 классов
Математические лайфхаки
Складываем, эта сумма – ответ .
37 х 47 = 1739
:2 37 47 х2
:2 18 94 х2
:2 9 188 х2
:2 4 376 х2
:2 2 752 х2
:2 1 1504
47+188+1504= 1739- ответ
5 на 3 кол-во единиц 9 5 на 4 2 × 1 " width="640"
3 + 4
Пример 8 × 9=72
кол-во
десятков
8 5 на 3
кол-во
единиц
9 5 на 4
2 × 1
Умножение на 11
- Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр.
Примеры:
72x11 = 7(7 + 2)2 = 792;
35x11 = 3(3 + 5)5 = 385.
- Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения.
Пример:
94 х 11 = 9 (9 + 4) 4 = 9 (13) 4 = (9 + 1) 34 = 1034.
Умножение на 22, 33, .... 99
- Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, ..., 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 44 = 4 х 11 55 = 5 х 11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11 (см. выше п. 1):
24 х 22 = 24 х 2 х 11 = 48 х 11 = 528;
23 х 33 = 23 х 3 х 11 = 69 х 11 = 759.
- Кроме того, можно применить закон об одновременном увеличении в равное число раз одного сомножителя и уменьшении другого:
28 х 33 = (28 х 3) х (33 : 3) = 84 х 11 = 924,
48 х 22 = (48 х 2) х (22 : 2) =96 х 11 = 1056 .
. Умножение на число, оканчивающиеся на 5
Если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, произведение не изменится.
П римеры:
44 х 5 = (44 : 2) х 5 х 2 = 22 х 10 = 220;
28 х 15 = (28 : 2) х 15 х 2 = 14 х 30 = 420;
32 х 25 = (32 : 2) х 25 х 2 = 16 х 50 = 800.
Умножение и деление на 25
- Для того, чтобы научиться устно умножать и делить на 25 и 75, надо хорошо знать признак делимости и таблицу умножения на 4.
На 4 делятся те и только те числа, у которых две последние цифры числа выражают число, делящееся на 4:
Примеры:
124 делится на 4, так как 24 делится на 4;
1716 делится на 4, так как 16 делится на 4;
- Чтобы число умножить на 25, надо это число разделить на 4 и умножить на 100.
Примеры:
484 х 25 = (484 : 4) х 25 х 4 = 121 х 100 = 12 100;
Чтобы число разделить на 25, надо это число разделить на 100 и умножить на 4.
Примеры: 12 100 : 25 = 12 100 : 100 х 4 = 484;
Умножение и деление на 75
- Чтобы число умножить на 75, надо это число разделить на 4 и умножить на 300.
Примеры:
32 х 75 = (32 : 4) х 75 х 4 = 8 х 300 = 2400;
- Чтобы число разделить на 75, надо это число разделить на 300 и умножить на 4.
Примеры:
2400:75 = 2400:300x4 = 32;
Умножение и деление на 50
Чтобы число умножить на 50, надо это число разделить на 2 и умножить на 100.
Примеры:
432 х 50 = (432 : 2) х 50 х 2 = 216 х 100 = 21 600; 848 х 50 = 848 : 2 х 100 = 42 400.
Чтобы число разделить на 50, надо это число разделить на 100 и умножить на 2.
Примеры:
21600 : 50 = 21 600 : 100 х 2 = 432;
42 400 : 50 = 42 400 : 100 х 2 = 848.
При умножении числа на 111111 первую и последнюю цифры надо раздвинуть на n шагов. Эти вычисления можно легко произвести в уме.
Если единиц 6, то шагов будет на 1 меньше, то есть 5. Если единиц 7, то шагов будет 6 и т.д.
Например,
42 * 111111 = 4(4+2)(4+2)(4+2)(4+2)(4+2) 2 =
4666662. (количество шагов – 5)
36*11111=3(3+6)(3+6)(3+6)(3+6)6=399996(количество шагов 5-1=4)
- 81*11111111=8(8+1)…..()(8+1)1=899999991 (количество шагов 8-1=7)
Умножение на 9, 99, 999
- Для того чтобы найти произведение числа написанного одними девятками на число имеющее с ним одинаковое количество цифр, надо от множителя отнять единицу и к получившемуся числу приписать другое число все цифры которого дополняют цифры указанного получившегося числа до 9, а последнюю до 10.
Например:
8 * 9= 72
46 * 99= 4554
137 * 999= 136 863
3562 * 9999= 35616438
564*999=563436
81245*99999=8124418755
Умножение на 5, 25, 125
Разделить число соответственно 2, 4, 8 и результат умножить на 10, 100, 1000.
Примеры:
46∙5=46:2∙10=230,
48∙25=48:4∙100=1200,
32∙125=32:8∙1000=4000.
Возведение в квадрат двузначных чисел, имеющих 5 десятков
- К 25 прибавить цифру в разряде единиц и к результату приписать справа квадрат числа единиц так, чтобы получилось четырехзначное число.
Этот способ основан на тождестве: (50+а)2=100∙(25+а)+а2.
Пример: 51²=2601
Решение.
а) 25+1=26, пишем 26;
б) 1²=1, приписываем 01.
58²=3364,
а) 25+8=33;
б) 8²=64.
Способ изменения сомножителей
24∙25 = (24:4)∙(25∙4) = 6∙100 = 600, 17∙12 = (17∙3)∙(12:3) = 51∙4 = 204.
При этом сведение одного из множителей к однозначному числу - лишь частный случай, скажем:
28∙55 = (28:2)∙(55∙2) = 14∙110, что вычислять уже легче.
Заключение
- Описывая способы вычислений и современные приёмы быстрого счёта, я поняла, что как в прошлом, так и в будущем, без математики не обойтись, однако старинные способы умножения в отличии от современных громоздкие.
- При знакомстве с научной литературой я обнаружила более быстрые и надежные способы умножения. Я считаю, если тренироваться в применении этих приемов, я сформирую навыки быстрого счета.
- Возможно, что с первого раза у многих не получится быстро, с ходу выполнять эти или другие подсчеты. Пусть сначала не получится использовать прием, показанный в работе. Не беда. Нужна постоянная вычислительная тренировка. Из урока в урок, из года в год. Она поможет приобрести полезные навыки устного счета.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!