СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по теме "Работа с прагматическими текстами как способ развития метапредметных умений и навыков обучающихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для выступления в секции "Метапредметность"

Просмотр содержимого документа
«Материал по теме "Работа с прагматическими текстами как способ развития метапредметных умений и навыков обучающихся"»

Белозёрова Л.Ю.

Учитель английского языка

МБОУ ОСОШ №1

Выступление с элементами мастер-класса по теме:

Работа с прагматическими текстами как способ формирования метапредметных умений и навыков обучающихся

Цель:  Целью выступления является представление теоретических аспектов и некоторых приёмов работы с прагматическими текстами, применимых как на уроках английского языка, так и на других предметах.

Задачи:

1. Дать определение прагматическим текстам;

2. Определить этапы работы над иноязычным текстом и текстом вообще по технологии Блума;

3. Познакомить слушателей с системой упражнений в работе с прагматическими текстами;

4. Организовать практическую деятельность учителей;

5. Провести рефлексию по материалу выступления и мастер-класса.



1. С введением ФГОС ООО системно-деятельностного подхода, положенного в основу новых Стандартов, диктует необходимость организации деятельности на уроке таким образом, чтобы учащийся занимал активную учебную позицию. Происходит овладение учащимися универсальными учебными действиями, через которые формируется умение самостоятельно усваивать новые компетентности, применять знания в действии.

Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Читательская компетентность подразумевает сформированность у учащихся навыков и умений оперирования письменной информацией.

2. Тема актуальна, т.к. работа над текстом — одна из главных задач,как уроков иностранного языка, так и других предметов. Проблемы работы с текстом постоянно находятся в поле зрения методистов, тем более что задания ГИА и ЕГЭ предполагают данную работу.

Работа учителя по формированию читательской компетентности строится на организации деятельности с разными типами текстов: с текстами классической литературы, публицистическими текстами, а также прагматическими текстами.

3. Под прагматикой текста понимается его коммуникативный эффект, т.е. воздействие текста на реципиента или его способность вызывать у реципиента определённые ассоциации.

Прагматический подход объединяет языковые структуры (грамматику, лексику и т. п) с внеязыковыми факторами.



К прагматическим текстам относятся: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности,различные планы (помещения, местности, сооружения), входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные тексты.

4. Именно в работе с прагматическими текстами наблюдается пробел. Прагматические тексты часто не рассматриваются учителями как полноценный материал для формирования навыков и умений чтения, а служат иллюстрацией к социокультурной информации, содержащейся в учебниках. Анализ структурно-лингвистичес ких параметров прагматических текстов показывает, что такие тек сты имеют специфические особенности на композиционном, син таксическом, грамматическом и лексическом уровнях. Сами тексты характеризуются: а) логичностью; б) конкретностью, в) наличием национально-маркированной лексики; г) стереотипностью синтакси ческих и грамматических конструк ций в зависимости от типа текста.

Умение оперировать текстами из повседневной бытовой сферы необходимо каждому современному человеку. Уроки иностранного языка способствуют, в данном случае, не только формированию читательской компетентности, но и социализации обучающихся через работу по формированию навыков и умений чтения прагматических текстов.

5. В учебники иностранного языка всё чаще включают такие виды текстов как инструкции, рецепты, проспекты, рекламу, объявления, надписи на упаковках и этикетки, билеты, анкеты, справочники и т. д. Так, появилась необходимость включать в содержание обучения разнообразные типы текстов. Известно, например, что обучение поисковому чтению проще и естественнее проводить на материале прагматических текстов. Это обеспечивает «реальность» ситуации.

Рассмотрим примеры прагматических текстов, включенных в УМК «Английский с удовольствием», авторы М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева, и другие: 7 класс – с.6 «Анкета участника соревнований», с.14-15 «Различные объявления о соревнованиях для школьников», с.34 «Бэйдж», с.38 «Карта мира и англо-говорящих стран» и др.; 8 класс – с.12 «Паспорт планеты Земля», с.17 «Распорядок дня участников тура» и др.; 9 класс – с.79 «Инструкция «Как вести себя в аэропорту», с.90 кластер «Возможности молодых людей», с.162 «Резюме» (для получения работы), «Таможенная декларация» и др..

В УМК содержится большое количество прагматических текстов, приводятся задания к каждому тексту. Но у учителя всегда есть возможность расширить предлагаемое задание к тому или иному тексту.

6. 7. В ходе работы по УМК мною сформирован банк заданий к прагматическим текстам на разных ступенях обучения английскому языку. Задания для работы с текстами разрабатываются с учетом таксономии американского психолога Б. Блума, разработанной в 50–60-е гг. XX века и в соответствии с теорией о фазах чтения текстов, выдвинутой и обоснованной С.И. Поварниным.



Процесс обучения по Б. Блуму начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т. д. Далее происходит понимание — усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка необходимых для синтеза идей (планирование, прогнозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи.

8. 9. Рассмотрим конкретный пример заданий к тексту (пример , работа в группах)





10. В заключение следует отметить неоспоримую ценность прагматических текстов, использование которых даёт большую возможность для расширения кругозора обучающихся. Подобные тексты служат тем материалом, при работе с которым возможна организация эффективной работы на уроке иностранного языка в рамках коммуникативной методики, в русле деятельностного подхода.

11. Анализ мастер-класса, рефлексия «Чемодан»

Задача: проанализировать эффективность мастер-класса.

Предлагаю выразить свое отношение к полученной информации с помощью

Стратегии «Чемодан».

«Чемодан». Полученная информация на мастер-классе информация необходима и будет использоваться на практике.

«Мясорубка». Полученная информация недостаточно осознанна и требует дальнейшего осмысления, применение на практике предполагается.

«Корзинка». Информация, полученная на мастер-классе, является не нужной или уже знакомой.



















  1. Рассмотрим для примера техно- логию работы над прагматическим текстом, который предлагается сту- дентам:

  2. What is The London Pass? With every London Pass you get the following: Free entry to over 60 attractions, tours, sights and museums Fast Track Entry – ability to skip the lines at various selected attractions to save time Optional Travelcard to cover all of your transport needs A useful 160+ page guidebook (one per Adult London Pass) about the attractions plus helpful tips about the city Over 20 exclusive special offers Money Back Guarantee option available All of this comes for just one low price! The London Pass Saves You Money With the London Pass you don’t have to queue to buy tickets, or stand in line to get into the attraction. The London Pass acts as your ticket into every one of the 60 attractions included. It saves the hassle of carrying around cash for tickets and allows you to budget your spending as you’ve already made the one-off payment. As well as this, you can feel like a VIP with the London Pass as you are granted Fast Track Entry into a handful of London’s most popular attractions. How do you activate The London Pass? The London Pass is available for 1, 2, 3 or 6 days – so choose the duration of Pass that best matches your trip. Your London Pass is valid for use on consecutive days for the duration you have selected and is activated upon entry at your fi rst attraction, through a bar code recognition system. So if you have bought your pass and selected an estimated start date, the pass won’t actually be activated until you scan it through at an attraction. This benefi t allows you to purchase up to 12 months in advance – giving you plenty of time to plan your trip before you arrive! Note: if you have a London Pass with Travel the travelcard will be activated from the date selected at purchase.* London can be an expensive city, and its tourist attractions are no exception. However, go sightseeing with a London Pass and you could make some great savings – not to mention saving the hassle of queuing to buy entry tickets and carrying around change. Take a look at the normal gate price for some popular London attractions.London Pass Attraction Normal Adult Entry Price Tower of London £20.00 Thames River Cruise £18.00 London Bridge Experience £24.00 Windsor Castle £18.50 Экономика, СтатистикаиИнформатика № 25 1, 2015 Образование London Bicycle Tour £23.95 London Zoo £23.63 Westminster Abbey £18.00 Visiting just these 7 attractions and tours will cost £146. With The London Pass, these and many more attractions won’t cost you a penny. The London Pass is your all inclusive ticket into over 60 London attractions so save the hassle of waiting in line and carrying enough money for admissions. Great if you love to budget your time and money! On top of this, London Pass holders get over 20 exclusive special offers at shops and leisure facilities across London. Задания к тексту распределе-ны по трём подгруппам в соот- ветствии с фазами чтения текста (С.В.Поварнин) А. Раскрытие текста, раскрытие смысла, содержания (узнавание, по- нимание, применение) Findinthetextthefollowinginformation: 1. What is the London Pass? 2. What possibilities can you have with the London Pass? 3. What is the duration of usage? 4. Who can use the London Pass? Б. Извлечениесмысла, интер-претациятекста (применение, ана- лиз, синтез) Answer the following questions: 1. In what way does the London Pass save your money? 2. Do you have to stand in line for attractions? 3. What is the availability of the London Pass? 4. Whatarethenormaladultentryprice? В. Присвоение добытых знаний, содержание собственного смысла (анализ, синтез, оценка) 1. Give your point of view about the London Pass? 2. Is it really saves your money or is it only a trick? 3. Would you recommend to your friend to buy the London Pass?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!