СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Программирование линейных алгоритмов на языке Паскаль"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель урока - формированиеп умения писать и практически применять линейный алгоритм

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Программирование линейных алгоритмов на языке Паскаль"»

Дата: 4.12.2019 г Класс: 9 б Конспект урока Тема урока: «Программирование на Паскале линейных алгоритмов»


Ход урока:

1.Организационный. Мотивация к учебной деятельности.

Вступительное слово учителя. (3-4 мин)

СЛАЙД

Создание проблемной ситуации, сообщение цели урока, знакомство со структурой модуля.

Приветствие детей, гостей.

- Начать свой урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:

"Алиса спрашивает у кролика:

- Куда мне надо идти? Мудрый кролик ей отвечает.

- Все зависит от того, куда Вам надо прийти".

- Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. И сегодня на уроке мы с вами как раз и будем учиться программировать такую последовательность действий.


Тема нашего урока: «Программирование на Паскале линейных алгоритмов»


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин)

СЛАЙД

Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, я предлагаю вам проверить как вы усвоили темы прошлого урока:


Установите соответствие между номеров вопроса и буквой, соответствующей верному ответу :


  1. Заголовок программы

  1. Начало, конец обработки данных

  1. Оператор ждет нажатия клавиши ввода

  1. Var A,B,S: Integer

  1. Раздел описания переменных

  1. Ввод, вывод данных

  1. Writeln

  1. Конец программы

  1. Readln

  1. Оператор ввода значений переменных с клавиатуры

  1. Вычислительное действие

  1. Begin

  1. Раздел операторов

  1. S:=A+B

  1. Оператор вывода значения

  1. Проверка условия

  1. Оператор вывода

  1. Program primer4

  1. Writeln(‘S=‘, S)

  1. оператор присваивания

  1. End

  1. Read(A,B)

Program primer4; { Заголовок программы }

Var A,B,S: Integer; {Раздел описания переменных }

Begin { Раздел операторов}

Writeln(‘Введите значения чисел А, В’); {оператор вывода}

Read(A,B); {оператор ввода значений переменных с клавиатуры}

S:=A+B; {оператор присваивания}

Writeln(‘S=‘, S); {оператор вывода значения}

Readln; {оператор ждет нажатия клавиши ввода}

End. {конец программы}


Учитель:

1. Поменяйтесь тетрадкой с соседом по парте.

2. Проверьте его ответы по шаблону:

3. Поставьте ему плюс за каждый верный ответ и выставьте оценку в тетради по образцу:

«5»=12-14 (+), «3» = 4-7(+),

«4» =8-11(+), «2» =1-3(+).

Исправления не допускаются…

УЧИТЕЛЬ: отметьте в своей карточке рефлексии заработанную оценку!


3. Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений по образцу и в измененной ситуации с целью их безошибочного применения


3.1 Обобщение и систематизация знаний


Сегодня мы рассмотрим с вами, как изученные ранее операторы используются для реализации линейных алгоритмов на языке программирования. Вспомним, какие алгоритмы называются линейными?

Учащиеся отвечают. (в которых действия выполняются последовательно одно за другим)


Решение задачи на компьютере — это процесс автоматического преобразования исходных данных в искомый результат в соответствии с заданным алгоритмом.

Поэтому перед решением задачи на компьютере, она должна пройти некоторые этапы подготовки.

Давайте с вами повторим этапы решения задач на компьютере.

Учащиеся по очереди выходят к доске и расставляют по порядку этапы решения задач, поясняя что происходит на данном этапе.


Этапы решения задач на компьютере.


1) Постановка задачи — необходимо четко определить цель задачи, дать словесное описание содержания задачи, выделить исходные данные для ее решения. Предложить общий подход к её решению, определиться какие результаты и в каком виде должны быть получены.


2) Построение математической модели — представление ее в виде формул, уравнений, соотношений, которые могут быть реализованы в компьютере.


3) Алгоритмизация — построение алгоритма.


4) Написание задачи на языке программирования.

Программа должна быть универсальной (не зависящей от конкретного набора данных). Необходимо предусмотреть контроль вводимых данных. Необходимо повысить эффективность программы, т. е. уменьшить количество выполняемых операций и время работы программы.


5) Отладка и тестирование программы.

На этом этапе происходят выполнение алгоритма с помощью компьютера, поиск и исключение ошибок. При этом программисту приходится выполнять рутинную работу по проверке работы программы, поиску и исключению ошибок, и поэтому для сложных программ этот часто требует гораздо больше времени и сил, чем написание первоначального текста программы.

Программист должен составить тест — это специально подобранные исходные данные, в совокупности с результатами, которые должны получиться.

Отладка — это исправление ошибок — сложный и нестандартный процесс. Исходный план отладки заключается в том, чтобы оттестировать программу на составленных контрольных тестах.


6) Анализ полученных результатов.


Рассмотрим эти этапы на примере следующих задач.


3.2. Работа в группах. (17 мин)

- Давайте с вами попробуем организовать небольшое путешествие, правда, виртуальное.

Но всякое путешествие требует подготовки. Для этого сначала выберем, кто чем будет заниматься.

Я предлагаю вам разделиться на 3 группы: экономистов, физиков и географов.

Также нужно определиться кто будет работать по составлению блок схем в конструкторе алгоритмов, а кто будет составлять программу на языке Паскаль.

(В течение 15-17 минут ребята работают в группах, а затем представляют свои программы. Алгоритм работы и представления задачи дан.)


Задача для географов

Написать программу вычисления расстояния между населенными пунктами, изображенными на карте. Ниже приведен рекомендуемый вид экрана во время выполнения программы

Вычисление расстояния между населенными пунктами. 
Исходные данные:
 
Масштаб карты (количество километров в одном сантиметре) : …
 
Расстояние между точками, изображающими населенные пункты (см) : …
 
Расстояние между населенными пунктами … км.


Задача для экономистов

Написать программу вычисления стоимости поездки на автомобиле (туда и обратно). Исходными данными являются: расстояние (км); количество бензина, которое потребляет автомобиль на 100 км пробега; цена одного литра бензина. Ниже приведен рекомендуемый вид экрана во время выполнения программы.

Вычисление стоимости поездки (туда и обратно). 
Расстояние (км): …
 
Расход бензина (литров на 100 км пробега) :…
 
Цена литра бензина (руб.) : …
 
Поездка туда и обратно обойдется в … руб.



Модель

Расход горючего (л/100км)

Ford C-MAX 1,6D

5,6

Honda Accord 1,6

8,7

Hyundai Sonata NF 2,0CRDi VGT Mazda 3 2,0i8,6

7,1

Mazda 3 2,0i

8,6


Цена литра бензина возьмем 44 рубля


Задача для физиков

Написать программу вычисления времени движения (туда и обратно) до заданного пункта. Исходными данными являются, средняя скорость движения, расстояние до заданного пункта. Ниже приведен рекомендуемый вид экрана во время выполнения программы

Вычисление времени движения

Вид транспорта: …

Средняя скорость движения (в км/ч): …

Расстояние (в км):

Время движения:



Тип транспортного средства

Средняя скорость движения

Междугородние и маломестные автобусы

90 км\ч.

Другие автобусы

90 км\ч.

Транспортные средства при организованной перевозке детей

60 км\ч.

Скоростные поезда

140 км/ч

Скорые поезда

90 км/ч

Фирменные поезда

90 км/ч

Пассажирские поезда




4. Физкультминутка.

1. Примем царственную позу, добиваясь хорошей осанки. Три раза вдохнём. Массажируем кончики пальцев каждой руки. Поставьте указательный палец на точку между бровями и массажируйте три раза.

2. Добавить для глаз


3.3 Представление задач. (5 мин)

Итак, мы с вами решили попутешествовать. Сначала нам нужно выбрать, куда мы с вами поедем и рассчитать наш путь. Поможет нам в этом группа географов.

(Задачу представляет группа географов).

- Мы с вами определили, какое расстояние нам предстоит преодолеть.

А на каком виде транспорта нам лучше это сделать, нам расскажут физики. (Задачу представляет группа физиков).

- Но это еще не все. Нам надо посмотреть, хватит ли у нас денег на такое путешествие? Свои расчеты нам предложат экономисты.

(Свои рекомендации дает группа экономистов).


- Я думаю, все группы у нас успешно справились с заданием.


5. Рефлексия и самооценка (5 мин).


Заполните пожалуйста ваши карточки рефлексии и вложите их в тетрадь:

  1. Чему научился? (решать жизненные задачи на Паскале)

  2. Что развивает изучение языка программирования? (память, мышление)

  3. Что мы тренируем, когда составляем программы на языке программирования? (логическое мышление, аккуратность, точность)

  4. Приведите пример жизненных ситуаций, где применяли бы знания полученные на сегодняшнем уроке? (на усмотрение учащихся)


6. Дифференцированное домашнее задание. (1 мин)

На ваших столах имеются карточки с заданиями для выполнения дома. Каждый из вас может выбрать задачу по желанию и возможностям


Желтая карточка (низкий уровень, оценка «3»)

В пяти тестовых опросах мальчик получил оценки. Составьте алгоритм и программу, которая определит среднее значение оценок, полученных мальчиком в пяти опросах.


Зеленая карточка (средний уровень, оценка «4»)

В магазине продается костюмная ткань. Её цена b рублей за квадратный метр. Составьте алгоритм и программу, которая подсчитает и выведет на экран стоимость куска этой ткани длиной x метров и шириной 80 см.


Красная карточка (высокий уровень, оценка «5»)

Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своём доме. Длина этой стены равна a метров, а высота – b метров. Рулон обоев имеет длину 12 метров и ширину k см. составьте алгоритм и программу, которая определит стоимость обоев для всей стены, если цена одного рулона x рублей.


Наша цель выполнена – мы повторили оператор присваивания и процедуры ввода/вывода и успешно применили свои знания по решению линейных задач в практических ситуациях.

А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики. Нарисуйте на листочках такое настроение, которое сейчас у вас.

Ребята, мне приятно было работать с вами на уроке, надеюсь, что это взаимно.

Спасибо за работу. До свидания. Желаю вам успехов.



  1. Используемая литература.

  2. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников. – Москва, Финансы и статистика, 1999 г.

  3. Сэм А. Аболрус. Программирование на Pascal. – Санкт-Петербург — Москва, 2003 г.

  4. Л. Залогова и др. Задачник - практикум. – Москва, Лаборатория БазовыхЗнаний, 1999 г.

  5. Алексеева Е.Р., Чеснокова О.В. Турбо Паскаль 7.0. – Москва, NT Press, 2006 г.









«Проверь свои способности к самооцениванию (рефлексия)»



Фамилия, имя, класс_______________________________________________________________________


№ задания

Название деятельности на уроке:

Оценивание

(поставь себе набранное количество баллов

за задания)

1

Оценка за разминку по домашнему заданию



За разминку:…

2

Постановка цели и задач урока:




Догадался и сформулировал цель урока и задачи – 1 балл, не догадался -0 баллов.

За постановку цели и задач урока: -…..

3

Проверка освоения нового материала:




За правильность составления алгоритма/ программы по 3 балла

Вклад в общий результат -0,5 балла

Активность в обсуждении - 1 балл

За решение задач:…


4

Рефлексия:

1. Чему научился? _________

__________________________

2. Что развивает изучение языка программирования? _________________________

3. Что мы тренируем, когда составляем программы на языке программирования? ___________________________

____________________________

4. Приведите пример жизненных ситуаций, где применяли бы знания полученные на сегодняшнем уроке? _____________________

___________________________

__________________________

___________________________



За каждый ответ рефлексии по 1 баллу.


За рефлексию: ….

Итог:

Выставь себе САМОСТОЯТЕЛЬНО реальные оценки за решение задач 2-5 и за рефлексию (я учту твоё мнение):


Итого 3 оценки: 

за разминку -…

за решение задач - …

за рефлексию -…


Моё настроение на уроке









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!