СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методы исследования организации процесса нравственного самовоспитания подростков. Уровни саморазвития».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я познакомлю вас с материалом выполненным членами рабочей группы по реализации программы РИП «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях введения ФГОС НОО»

Просмотр содержимого документа
««Методы исследования организации процесса нравственного самовоспитания подростков. Уровни саморазвития».»

Доклад на педсовет

«Методы исследования организации процесса нравственного самовоспитания подростков.

Уровни саморазвития».

Я познакомлю вас с материалом выполненным членами рабочей группы по реализации программы РИП «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях введения ФГОС НОО»

В качестве одного из методов исследования педагоги использовали организацию всестороннего самовоспитания детей в коллективе с целью выявления возрастных особенностей самовоспитания, обоснования наиболее эффективных условий и средств организации самовоспитания детей.

Школьников информировали о самовоспитании и его средствах, организовывали деятельность детей по усвоению образцов самовоспитания, организовывали самообязательства по совершенствованию личности и самоотчеты школьников в коллективе, четкую систему стимулирования самовоспитания детей.

Одним из методов изучения самовоспитания была организация проблемных ситуаций, которые помогают в относительно короткий срок получить данные о самовоспитании школьника, выявить интересующие педагога особенности работы учащегося над собой, проверить истинность тех или иных высказываний учащегося, мнений о нем воспитателей.

Смысл проблемной ситуации заключался в том, что ситуация ставит испытуемого перед необходимостью самостоятельного решения проблемы, которое характеризует его личность в плане самовоспитания.

Использовались проблемные ситуации со словесным выбором решения: школьникам предполагалось решать проблемы других детей, объяснять причины их поступков, которые имеют место в практике самовоспитания и одной из причин которых может быть стремление воспитать у себя качество личности. Предполагалось, что школьник, отвечая на вопрос, сравнит свои поступки с поступками другого, представит себе, для чего он сам мог бы совершить подобный поступок, осуществит «мысленный перенос» в положение оппонента, т. е. в конечном итоге ответ будет свидетельствовать о самовоспитании испытуемого.

Преимущество этого метода заключается в том, что предлагаемая для решения проблемная ситуация задается в завуалированной косвенной форме, школьник явно решает не свою жизненную проблему, а проблему, стоящую перед другим, что уменьшает возможность отрицательного влияния на ответы замкнутости, скрытности некоторых учащихся, нежелания отвечать экспериментатору о своем процессе самовоспитания.

В основе развития явления самовоспитания лежит становление и движение взаимосвязанных процессов осознания личности и изменения позиции человека во взаимодействии с внешним миром.

Достигнутый к подростковому возрасту уровень самосознания позволяет подросткам посредством качественной характеристики поступков осознать несоответствие возросших возможностей своему прежнему месту в системе отношений, что способствует становлению позиции максимализма самостоятельности.

Исследование показало, что научно обоснованная система организации самовоспитания школьников, учитывающая своеобразие данного процесса,

обеспечивает высокий уровень управления самовоспитанием детей, т. е. получение воспитателями заданного гарантированного результата.

Специфика усвоения нравственного опыта заключается в том, что в отличие от усвоения интеллектуального опыта оно предполагает определенное переживание. Если переживание лишь способствует формированию умственного действия, то в случае формирования нравственного свойства оно является необходимым его компонентом.

Самовоспитание может иметь многообразные формы, проходить разные пути своего развития.

Уровни

Характерные черты

1 уровень

Регулярная работа школьника над собой в соответствии с программой самовоспитания. Имеется заметное продвижение в развитии навыков саморегуляции

2 уровень

Есть определенная программа самовоспитания, включающая цели, способы деятельности, рагламентацию времени и т.п., однако реализуется эта программа не регулярно, лишь от случая к случаю (каждый раз принимается решение «начать с понедельника» новую жизнь). Наблюдается некоторое продвижения в самовоспитании, но идет оно со срывами

3 уровень

Выражен интерес к познанию собственной личности (во многих случаях ведется дневник, где анализируются собственные качества). С интересом относится к беседам на темы самовоспитания, следит за соответствующей литературой, но сколько-нибудь определенная программа самовоспитания отсутствует. Иногда отмечаются хаотичные порывы к самоизменению.

4 уровень






Положительно относится к проблемам самовоспитания, считает, что нужно изменить свой характер, устранить недостатки, однако этим все и ограничивается. Интерес к самопознанию не выражен: отмечает у себя лишь наиболее очевидные недостатки (я ленивый), о которых часто слышит от окружающих, в остальном личностного отношения к этим проблемам не проявляет

5 уровень

Интереса к проблемам самовоспитания нет, процесс самопознания не выражен. В крайних случаях на этом уровне отмечается даже отрицательное отношение к проблемам самовоспитания (Человек должен жить с тем характером, что ему дала природа. Какой есть, такой и есть. И нечего не поделаешь и т. п)


Уровни самовоспитания

Уровни готовности учащихся к самовоспитанию (Новоселова А.С.)

Низкий Учащиеся только в общих чертах знакомы с самовоспитанием

Средний Школьники знают о самовоспитании больше и озабочены выбором идеала для подражания.

Высокий Школьники знакомы с методами самовоспитания, но работают над собой стихийно и без соотнесения с общественными требованиями и идеалами.

Высший Учащиеся понимают необходимость ориентации на общественность.



Возрастные уровни самовоспитания

I уровень – дошкольник и младший школьник. Мотив самовоспитания: хочет быть «хорошим» (поощрение взрослых). Собственные качества личности не осознает – важны определенные поступки или отказ от них

II уровень – подростковый возраст. Мотив самовоспитания: стремление к самостоятельности, самоутверждение качеств личности через отдельные поступки. Ситуативный, несистематический характер самовоспитания, низкий уровень осознанности данного процесса.

III уровень – юношеский возраст. Мотив самовоспитания: стремление найти и осмыслить свое реальное место в мире. Самовоспитание осознанное, высокая степень самостоятельности в данном процессе, который характеризуется систематичностью. Но отношение к своим возможностям чаще неадекватное.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!