- Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Единство мышления и речи.
- Мыслительные операции как основные механизмы мышления.
- Формы мышления.
- Виды мышления.
- Способы мышления.
- Продуктивность ума.
- Практические работы.
- Как развивать мышление.
Абстракция (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечения от других, несущественных.
Гипотеза – предположение, проект решения задачи.
Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
Опосредствование – познание с использованием вспомогательных средств.
Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
Мы очень мало знали бы об окружающем мире, если наши познания ограничивались только той информацией, которую мы получаем от своих органов чувств. Возможность более широкого и глубокого знания об окружающем мире предоставляет каждому человеку мышление .
То, что стены в классе голубые, а у коробки спичек шесть сторон, доказывать не надо – это вы видите. А вот то, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов – этого никто из вас не сможет увидеть непосредственно. Тут познать истину вам помогает мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира .
Опосредствование – познание с использованием вспомогательных средств.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным.
- Сравнение;
- Анализ;
- Синтез;
- Обобщение;
- Абстракция.
Сравнение – с него начинается познание. В ходе этого процесса обнаруживается тождество и различия между вещами.
Например: яблоко и груша
Установите сходство и различие между ними.
С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Например, у яблока и груши: форма, цвет, вкус.
Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое.
К отраслям мышления относятся также абстрагирование и обобщение .
- Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Выраженная словом или группой слов.
- Суждение – форма мышления, при которой отражаются связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.
- Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
Наглядно(конкретно)-действенное мышление есть наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основной для формирования более сложных форм мышления.
Выделяют также наглядно-образное и абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление.
Все виды мышления тесно взаимосвязаны.
Способность мыслить непременно нужно людям всех профессий, хотя, конечно, требования к уровню развития разных навыков мышления для различных профессий не одинаковы.
Можно ли развивать свое мышление? И если да, то как же стать умным и сообразительным?
- Самый общий принцип известен: « Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать».
- Ум определяет единство знаний и действий. Знания невозможно приобрести без усилий мысли, без умственного труда, но и само мышление невозможно без знаний. Развивать мышление – значит насыщать свой ум знаниями.
- Мышление начинается с вопроса. Вопросам «почему?» и « как?» человечество обязано большинством открытий. Учитесь ставить вопросы к каждому событию, явлению, с которым встречаетесь. И обязательно ищите и находите ответы на них. Формируйте у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, умение видеть новое в привычном.
- Свойство замечать в предмете или явлении несколько наиболее явных признаков – общее свойство ума. Но кто-то замечает одни признаки, кто-то другие. Чем большее число признаков сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление.
- Сравнение близких по значению понятий – одно из приемов развития мышления.
- Мышление и речь неразрывны. Каждый из вас знает, что любая мысль имеет словесную форму. Поэтому для развития мышления можно использовать такой прием: то, что не до конца понимаете сами. Попробуйте изложить другому.
- Активное использование письменной речи (сочинение, ведение дневника, письма) также способствуют развитию мышления.
- Свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, решение творческих нестандартных задач способствуют развитию мышления.
Мышление – самая трудная для человека работа. Для выполнения ее необходимо организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность
Задание 1. Определите свой тип мышления.
Вам предстоит решить четыре задачи. Прочтите условия их одно за другим. Порядок решения задач выберите сами и запишите. Время на решение всех задач – 4 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одной задачей. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к другой.
- В книжном шкафу в обычном порядке рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй – 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь?
- От города A до города B – 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу B и шел со скоростью 30 км/ч. Одновременно из города B по направлению к городу А вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Он долетела до поезда, повернула обратно и полетела в город. Долетев до города B , она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу B и т. д. Так как она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город B . Сколько километров налетала ласточка?
- Перед вами восемь спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из одного квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Как надо переместить четыре спички, чтобы получить:
- один квадрат и четыре треугольника;
- два квадрата и четыре треугольника?
- К гвоздю надо подвесить маятник, состоящий из шнура и груза. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решается задача?
Результаты решения запишите в таблицу.
Если вы правильно, быстрее и раньше своих товарищей по классу решили задачу 1, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу 2 – логическое мышление; если задачи 3 и 4 – практическое мышление.
Порядок решения задачи
Номер задачи
1
Время, потраченное на решение
2
Решена или решена задача
3
4
Задание 2. Определите, насколько хорошо вы умеете анализировать, сравнивать предметы, понятия.
Сравните два предмета:
- Гвоздь и ручка;
- Лошадь и корова;
- Книга и тетрадь.
На листе бумаги слева напишите черты сходства между этими предметами, а справа – различия. Время по каждому из вариантов – 3-4 мин (общее время – 10 мин)
За указанное время вы должны найти возможно большее таких черт. Если количество сходных и различных качеств больше 20, то процесс сравнения оценивается 5 баллами (отличный результат); если количество сравниваемых черт достигает 10-15 – 4 баллами (хороший результат); ниже 10 – 3 баллами (удовлетворительный результат); менее 5 – 2 баллами (неудовлетворительный результат).
Задание 3. Определите уровень развития навыков анализа. Перед вами 8 компасов в разном положении (см. рисунок). Определите 3 мин направление стрелки на каждом компасе.
Если работа выполнена правильно и в срок, то у вас хорошие способности к анализу и хорошо развит глазомер.
Задание 4. определите уровень развития мыслительных операций обобщения (умение находить общее) и абстрагирования (умение отвлечься от несущественных признаков и мысленно выделить только существенные).
Для этого попробуйте самостоятельно выделить общий существенный признак между понятиями:
Дождь – снег
Глаз – ухо
Флаг – крест
Фотоаппарат – очки
Пистолет – ружье
Фиалка – слон
Желудок – кишечник
Сахар – алмаз
Земля – марс
Газохранилище – портфель
Если вы справились с заданием в срок (за 5 – 6 мин) без ошибок, то можно говорить, что у вас хорошая подвижность нервных процессов и способность к логическому мышлению, обобщению.
Огурец – капуста – яблоня
Золото – медь – ртуть
Надежда – вера – любовь
Молодость – юность – старость
Платье – стол – посуда
Вино – вода – сок
Собака – муравей – червь
Хлеб – мясо – помидор
Дуб – рябина – ель
Лампа – свеча – солнце
Упражнения на преодоления стереотипа мышления.
- Встретились два человека – друзья детства, и между произошел диалог:
- Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!
- А у меня уже дочь!
- Как ее зовут?
- Как и ее мать.
- А сколько же лет Леночке?
(Встретились мужчина и женщина, которая является матерью Леночки).
- Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, в которой мог поместится один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили путь. Как они это сделали?
(Путники к разным берегам реки. Сначала переправился один, затем другой. Задачу мешает решить шаблонное понимание первой фразы «двое подошли к реке», которая как бы наталкивает на мысль, что путники шли вместе и в одном направлении).
- Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго: обы(…)ка. Ответ: чай.
Анализ
Синтез
Сравнение
Абстрагирование
Обобщение
Конкретизация
Мыслительные операции
мышление
Формы мышления
Понятие
Суждение
Умозаключение
Аналогии
Виды мышления
Наглядно-действенное
Образное
Отвлеченное(абстрактное)
Способы мышления
Индукция
Дедукция
Самостоятельность мышления
Умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли
Критичность мышления
Объективная оценка других и себя
Глубина мысли
Способность анализировать, сравнивать, находить существенное
Гибкость мысли
Умение находить пути решения задачи
Пытливость мысли
Потребность всегда искать наилучшее решение
Продуктивность ума
критичность
быстрота
творчество
глубина
гибкость
широта
инициативность
сообразительность