СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Таблицы позволят ученикам вспомнить орфограммы, изученные в 5 классе на уроках русского языка
Буквы служат для записи звуков на письме
Гласные
Обозначают твердость согласных звуков: а, о, у, ы, э
Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и
Обозначают два звука в начале слова,
после гласной я, е, ё, ю или после разделительных ъ и ь знаков
Согласные
непарные звуки л, м, н, р, й (звонкие) х, ц, ч, щ (глухие) Всегда твердые согласные: ж, ш, ц Всегда мягкие согласные: й, ч, щ Буквы ъ, ь – не обозначают никаких звуков | парные звуки
|
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Обозначают два звука | Обозначают гласный звук и мягкость предыдущего согласного | ||||
1. В начале слова: яма [й'ама]
пою [пай'у]
Вьюга [в'й'уга] |
мед [м'от] мяу [м'ау] |
Фонетический разбор слова
План разбора
Слоги, ударение.
Гласные звуки: ударные и безударные, какими буквами обозначены.
Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие, какими буквами обозначены.
Количество букв и звуков.
Образец письменного разбора
Маль-чик [мал'ч'ик] – 2 слога
м [м] – согл., зв., тв.
а [а] – гл., уд.
л [л'] – согл., зв., мягк.
ь –
ч [ч'] – согл., глух., мягк.
и [и] – гл, безуд.
к [к] – согл., глух., тв.
7 б., 6 зв.
Приставки на З- и С-
(без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-))
З (перед звонкими согласными) избежать извозиться издергаться | С (перед глухими согласными) испечь искушать исцелить |
НО! ЗАПОМНИ!
(з…) – часть корня:
здесь, здание, здоровье
Буквы о – а
в безударном корне -лаг- – -лож-
а (перед г) | о (перед ж) |
предполагать излагать слагаемое | предположение изложение сложение |
Исключение: полог |
|
Буквы о – а
в безударном корне -раст- – -рос- – -ращ-
а (перед ст, щ) | о (перед с) |
расти растение выращенный |
вырос росли заросли |
Исключения: | |
росток, Ростов, Ростислав, ростовщик | отрасль |
Буквы о – а
в безударном корне -кос- – -кас-
а (если после есть -а-) | о (если после нет -а-) |
касание касаться касательная | прикосновение (нет -а-) коснуться (нет -а-) неукоснительно (нет -а-) |
Буквы е – и
в корнях с чередованием
е (нет а) | и (есть а) | ||
-бер- | приберу | -бира- | прибираю |
-пер- | отпереть | -пира- | отпираю |
-дер- | задерет | -дира- | задираю |
-тер- | стереть | -тира- | стираю |
-мер- | умерла | -мира- | умирает |
-стел- | перестелить | -стила- | перестилает |
-жег- | выжегший | -жига- | сжигать |
-блест- | блестеть | -блиста- | блистает |
-чет- | вычет | -чита- | вычитание |
Правописание корней
-гар- – -гор-, -зар- – -зор-,
-клан- – -клон-, -твар- – -твор-
Под ударением пишется, что слышится | Без ударения буква о, -зар- |
зарево, зорька угарный кланяться преклонный творческий тварь (Божья) | заря, зарница подгореть склоняться склонение сотворение стихотворение |
Буквы ё – о
в корне слова после шипящих
ё (под ударением) | о (без ударения) |
жёлудь бечёвка расчёска или можно подобрать проверочное слово с е: шёл – шедший шёпот – шепчет НО! ЗАПОМНИ! крыжовник, капюшон, шорох, шов, шок, обжора, трущоба | Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить. ЗАПОМНИ! шоссе, шофёр, жокей, жонглёр, шоколад, шотландец |
Буквы и – ы
после ц
И в корне существительных, в словах на -ция | Ы в окончаниях существительных и прилагательных, в суффиксе -ын |
цифра цикл трапеция | ножницы страницы краснолицый сестрицын |
НО!
цыган, на цыпочках, цыпленок, цыц
Имя существительное
1. Обозначает предмет
2. Отвечает на вопросы
кто? мальчик, птица
что? дом, окно
Относится к одному из родов:
мужской отец | женский собака | средний облако |
Изменяется по числам:
единственное рука | множественное руки |
по падежам:
Именительный | мышь, сыр |
Родительный | мыши, сыра |
Дательный | мыши, сыру |
Винительный | мышь, сыр |
Творительный | мышью, сыром |
Предложный | о мыши, о сыре |
В предложении бывает
подлежащим (в И. п.)
дополнением (в косв. П.)
обстоятельством (где? когда? откуда? куда? как? и др.)
Ежик бежит по тропинке и несет на колючках яблоко.
Корни с чередованием гласных о/а, е/и
Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения | Корни, в которых правописание гласной зависит от следующего за корнем суффикса или характера согласной (согласных) корня | Корни, в которых правописание гласной зависит от смысла | ||
1. гар-/гор- клан-/клон- твар-/твор- | в безударном положении пишется о | 1. бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/мир-, пер-/пир, тер-/тир-, блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-, чет-/чит | в корнях пишется и, если за корнем следует суффикс -а- | 1. мак-/мок- (моч-) мак- = погружать в жидкость мок- = пропускать жидкость |
Исключения: пригарь, утварь | 2. лаг-/лож- кас-/кос- | в корнях пишется а, если за корнем следует суффикс -а- | 2. равн-/ровн- равн- = равный, одинаковый, наравне; ровн- = ровный., гладкий, прямой | |
2. зар-/зор- | в безударном положении пишется а | 3. раст-(ращ-)/рос- | правописание зависит от характера согласных корня | |
Исключения: зоревать, зорянка | Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, подростковый НО: отрасль | |||
4. скак-/скоч- Исключения: скачок, скачу | ||||
плав-/плов-/плыв-: во всех словах пишется корень плав- (плавники, жук-плавунец, плавучий). Исключения: пловец, пловчиха, плывуны и производные от них |
Несклоняемые имена
существительные
ЗАПОМНИ!
Во всех падежах одна и та же форма
И.п. ателье Р.п. (у) ателье Д.п. (к) ателье В.п. (за) ателье Т.п. (перед) ателье П.п. (в) ателье | депо (у) депо (к) депо (за) депо (перед) депо (в) депо |
Не с именами
существительными
Слитно | Раздельно |
ненастье, небрежность
| Если в предложении есть противопоставление с союзом а: Не друг, а враг. Не правда, а ложь. |
неправда (= ложь), несчастье (=горе) |
Е – И
в суффиксах -ек-, -ик-
Просклоняй слово. Если | |
выпадает гласный, то -ек- | не выпадает гласный, то -ик- |
кусочка → кусочек орешка → орешек | ключика → ключик мячика → мячик
|
Щ – Ч
в суффиксах -чик-, -щик-
-чик- после д – т з – с ж | -щик- в остальных случаях |
извозчик перебежчик | каменщик сварщик |
Буквы ы – и
после приставок на согласную
Ы | И |
после русских приставок на согласную в корне и переходит в ы (кроме приставок меж- и сверх-): искусный безыскусный играть – сыграть НО: межинститутский сверхинтересный |
контригра суперинфекция
двухигольный трехимпульсный |
Правописание приставок
при- – пре-
при- в значении присоединения, приближения, близости, неполного действия | пре- в значении «очень», близка к пере- | ||||
приклеить приехать прибрежный приостановить | превосходный (= очень) преувеличение преломление (пере…) преграда | ||||
З А П О М Н И! | |||||
|
|
Разносклоняемые имена
существительные на -мя
имя, семя, стремя, племя, пламя,
бремя, вымя, темя, время, знамя, и путь.
Падеж | Сущ. на -мя, путь | Примеры |
Р.п. Д.п. П.п. | -и (по 3 скл.) -и (по 3 скл.) -и (по 3 скл.) | семени, пути семени, пути семени, пути |
Т.п. | -ем (-ём) (по 2 скл.) | семенем, путём |
Дефисное и слитное написание слов
с пол- и полу-
Через дефис | Слитно |
С пол-, если второй корень начинается: 1. С буквы л-: пол-лимона; 2. С гласной: пол-апельсина; 3. С заглавной буквы: пол-Москвы
| 1. С пол – в остальных случаях: полмира полдома 2. С полу – всегда: полумрак полугодие |
Морфологический разбор
имени существительного
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевленное или неодушевленное;
в) род;
г) склонение.
Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число.
III. Синтаксическая роль.
Имя прилагательное
1. Обозначает признак предмета
2. Отвечает на вопросы
какой? зеленый лес какая? голубая лента | какое? сладкое яблоко какие? красивые дома
|
3. Изменяется
по числам: | единственное высокое дерево | множественное высокие деревья | ||
по родам: | м. р. новый дом | ж. р. новая кукла | ср. р. новое здание | |
по падежам: | Д. п. по широкой реке | П. п. в березовой роще | и другие |
Род, число, падеж имени прилагательного зависит от существительного, с которым оно связано.
4. В предложении бывает
определением, реже – другими членами предложения:
Стоит девица,
ой нарядная,
вся-то стройная,
вся-то ладная…
Буквы ё – о после шипящих и ц
в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных слова
о (под ударением) | е (без ударения) | |
суффикс | хомячок борцовский | кусочек бежевый |
окончание | большого лучом | хорошего училищем |
Запомни: дешёвый
Степени сравнения
имен прилагательных
Сравнительная | Превосходная |
(проявление признака в большей степени, чем в другом) | (предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку) |
I простая 1. нач. ф. + -ее (-ей) спокойный + -ее → спокойнее;
2. нач. ф. + -е (чередование согл.)
громкий + -е → громче; 3. нач. ф. – -к- (-ок, -ёк) + -е, -ше
тонкий – -к- + ше → тоньше
| I простая нач. ф. + -ейш- (-айш-)
спокойный + -ейш- → спокойнейший |
II составная более или менее + нач. ф. более широкий | II составная самый (наиболее) + нач. ф. самый широкий |
Разряды имен прилагательных по значению
Разряды | Признаки | |
1. Качественные | 1. Образуют степени сравнения: | более темный |
2. Образуют краткую форму: | темна туча | |
3. Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др.: | очень темный | |
4. Образуются сложные прилагательные: | темный-темный | |
5. Образуются прилагательные с не-:
| нетемный | |
2. Относительные | 1. Обозначают материал, из которого сделан предмет: | каменный |
2. Обозначают место: | морской | |
3. Обозначают временные признаки: | осенний | |
4. Не имеют признаков качественного прилагательного
| ||
3. Притяжательные | 1. Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному 2. Отвечают на вопросы чей? чья? чьё? 3. Имеют суффиксы -ов (-ев), -ин(-ын), -ий: отцов папин волчий |
Не с именами прилагательными
Слитно | Раздельно | Раздельно |
1. Не употребляется без не: неряшливый невзрачен, | 1. Если в предложении есть противопоставление с союзом а: Не вежлив, а груб.
|
|
2. Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением: недобрый (= злой), | 2. Употребляется со словами далеко не… нисколько не… вовсе не… совсем не… ничуть не… Вовсе не строгий учитель |
|
-н-, -нн- в суффиксах
имен прилагательных
-н- | -нн- |
от существительных
-ан- кожаный -ян- земляной -ин- голубиный Запомни! стеклянный оловянный деревянный | от существительных
с н + -н- туманный
+ -онн- станционный
+ -енн- безвременный |
В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных: красный – красна
туманный – туманна
Суффиксы имен прилагательных
-к- | -ск- |
1. В прилагательных, имеющих краткую форму: резок – резкий 2. В прилагательных, образованных от существительных с основой на -к, -ч, -ц:
казак – казацкий ткач – ткацкий немец – немецкий | Во всех остальных прилагательных: белорусский январский уральский октябрьский французский |
Дефисное и слитное написание
сложных имен прилагательных
Через дефис | Слитно |
1. Оттенки цвета: темно-серый | Прилагательное = словосочетание х правобережный = правый берег х горноспасательный = спасание в горах |
2. Образованы от сложных существительных: юго-запад → юго-западный | |
3. и = дефис: журнально-газетный (журнальный и газетный)
|
Морфологический разбор
имени прилагательного
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
Постоянные признаки:
качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки:
1) у качественных:
а) степень сравнения;
б) краткая и полная форма;
2) у всех прилагательных:
а) падеж;
б) число;
в) род (в ед. числе).
III. Синтаксическая роль.
Имя числительное
I. 1. Простые (из одного слова):
пять, сто
2. Составные (из 2-х или более слов):
пятьдесят два
сто семьдесят пять
3. Сложные (имеют две основы в одном слове):
триста шестьдесят
II. 1. Количественные (сколько?)
Разряды
Целые числа пять сто десять |
| Дробные числа две третьих пять седьмых |
| Собирательные двое (суток) трое (лисят) |
2. Порядковые (какой?):
пятый
двести двадцать второй
Морфологический разбор
имени числительного
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж).
Постоянные признаки:
а) простое или составное;
б) количественное или порядковое.
Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число (если есть);
в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Местоимение
1. Обозначает предмет, не называя его, а только указывая на него
2. Отвечает на вопросы имени существительного
3. Изменяется
по числам: | единственное я | множественное мы | ||
по родам: (некоторые) | м. р. он | ж. р. она | ср. р. оно | |
по падежам: | Р. п. для нас | Т. п. с ними | и другие |
4. Различают три лица местоимения:
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ты | вы |
3 лицо | он, она, оно | они |
5. В предложении бывает
подлежащим (в И. п.)
дополнением (в косв. П.)
обстоятельством (где? когда? куда? как? и др.)
определением (какой? чей?)
Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст.
Разряды местоимений
Личные | я, мы, ты, вы, он, она, оно, они |
Возвратное | себя |
Вопросительные (употребляются для вопроса) | кто? что? какой? каков? сколько? который? чей? |
Относительные (употребляются для связи частей сложноподчиненных предложений) | кто, что, какой, каков, сколько, который, чей |
Неопределенные | некто, нечто, некоторый, несколько, кто-либо, кто-нибудь, кто-то, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь, кое-кто и другие |
Отрицательные | никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего |
Притяжательные | мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их |
Указательные | тот, этот, такой, таков, столько |
Определительные | весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, другой |
Неопределенные местоимения с
кое-, -то, -либо, -нибудь
пишутся через дефис:
кое-кто кем-либо
чем-либо чем-нибудь
Тело понемногу отходило, но что-то случилось с ногами.
НИ-, НЕ-
в отрицательных местоимениях
НИ- безударная | НЕ- под ударением |
никто никого ничем Друг – ценный клад, недругу никто не рад.
| некто некого нечем Скучен день до вечера, коли делать нечего. |
НИ-, НЕ-
в отрицательных местоимениях
Слитно | Раздельно (если отделяются предлогами) |
ничто никем ничем Родную мать никем не заменишь.
| ни во что не с кем ни перед чем
Не с кого спрашивать, когда сам виноват. |
Морфологический разбор
местоимения
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
Постоянные признаки:
а) разряд;
б) лицо (у личных местоимений).
Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число (если есть);
в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Глагол
1. Обозначает действие предмета
2. Отвечает на вопросы
что делать? думать, рисовать
что сделать? послушать, зашуметь
3. Постоянные признаки:
вид: | совершенный написать | несовершенный писать | |
спряжение: | I (-е, -ут, -ют) гулять, гуляют | II (-и, -ат, -ят) пилить пилят | |
Исключения: к I – брить, стелить; ко II – терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, вертеть, гнать, держать, слышать, дышать |
4. Изменяются
по числам: | ед. ч. дышит | мн. ч. дышат | ||
по лицам: | 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо | говорю, говорим говоришь, говорите говорит, говорят | ||
по временам: | настоящее будущее прошедшее | светит будет светить светило | ||
по родам (в прош. вр.) | м. р. самолет летел | ж. р. птица летела | ср. р. облако летело |
4. В предложении бывает
сказуемым, реже – другими членами предложения:
Кто любит меня – тот и рад поклониться.
Переходные и непереходные глаголы
Переходные глаголы сочетаются
с именами существительными, числительными, местоимениями
1. в В. п. без предлога:
перех. В. п.
строить (что?) дом,
перех. В. п.
встречать (кого?) его;
2. Имя существительное или местоимение может стоять в Р. п.:
а) при отрицании:
перех. Р. п.
не выпить (чего?) молока;
б) при указании на часть предмета:
перех. Р. п.
налить (чего?) воды
Непереходные глаголы – все остальные глаголы:
неперех. П. п.
строить (где?) в лесу,
неперех. В. п.
вылить (куда?) в кастрюлю
Наклонение глагола
Изъявительное | действия происходили, происходят или будут происходить на самом деле. Изменяются по временам | рисую рисовал нарисовал нарисую буду рисовать |
Условное | Действия, желаемые или возможные при определенных условиях. Образуются от глагола прошедшего времени + частица бы (б) (пишется всегда отдельно | нарисовал бы рисовал бы |
Повелительное | Действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить | рисуй рисуйте |
Мягкий знак после шипящих
в глагольных формах
В неопределенной форме | Во 2-ом лице единственного числа | В повелительном наклонении |
стричь увлечься стеречь пренебречь
| пишешь читаешь стрижешь танцуешь | нарежь обрежь нарежьте |
Спряжение глаголов
настоящего и будущего
простого времени
Число | Лицо | I спр. | II спр. |
Ед.ч. | 1 л. 2 л. 3 л. | -у, (-ю) -ешь, (-ёшь) -ет, (-ёт) | -у, (-ю) -ишь -ит |
Мн.ч. | 1 л. 2 л. 3 л. | -ем, (-ём) -ете, (ют) -ут, (-ют) | -им -ите -ат, (-ят) |
Ко II спряжению относятся слова-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, вертеть.
К I спряжению относятся слова-исключения: брить, стелить, зиждиться.
Гласные в безударных суффиксах глаголов
-ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)
-ова- (-ева-) | -ыва- (-ива-) |
Если в настоящем или будущем времени -ую (-юю-), то в неопределенной форме и прошедшем времени -ова- (-ева-):
рисую – рисовать,
рисовал
потчую – потчевать
потчевал | Если в настоящем или будущем времени -ываю- (-иваю-), то в неопределенной форме и прошедшем времени -ыва- (-ива-):
отвариваю – отваривать
отваривал
складываю – складывать
складываю
|
Морфологический разбор
глагола
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма (неопределенная форма).
Постоянные признаки:
а) вид;
б) переходность;
в) спряжение.
Непостоянные признаки:
а) наклонение;
б) число;
в) время (если есть);
г) лицо (если есть);
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Причастие как особая форма глагола
Признаки прилагательного | Признаки глагола | ||
изменяется по | 1. совершенный и несовершенный вид
| ||
родам | числам | падежам | 2. настоящее и прошедшее время
|
прилагательное синяя лента (признак предмета по цвету, постоянный признак) | причастие синеющая даль (даль, которая синеет; признак предмета по действию) |
Причастный оборот
причастие + зависимые слова
какие?
Х
Дети смотрели на снежинки, |кружившиеся в воздухе|.
Знаки препинания | |
Х Сущ., | |, … какой? Самолет, |летящий в небе|, был едва виден. | Х | | сущ. какой? |Летящий в небе| самолет был едва виден. |
Действительные причастия
Настоящее время | Прошедшее время |
основа глагола наст. вр. перех./неперех. несов в. + -ущ- (-ющ-) – от глаг. I спр. -ащ- (-ящ-) – от глаг. II спр.
| основа глагола неопр. ф. перех./неперех. соверш./несов. в. + -вш- (к основам на гласную) -ш- (к основам на согласную) |
неопр. ф. гл. наст. вр. несов. в. читать (I спр.) – читают + -ющ- → читающий
слышать (II спр.) – слышат + -ащ- → слышащий
| неопр. ф. гл. знать + -вш- → знавший
везти + -ш- → везший |
Страдательные причастия
Настоящее время | Прошедшее время |
основа глагола наст. вр. перех. несов в. + -ем- (-ом-) – от глаг. I спр. -им- – от глаг. II спр. | основа глагола неопр. ф. перех. соверш./несов. в. + -нн- (от гл. на -ать (-ять-) -енн- (-ённ-) -т- |
неопр. ф. гл. наст. вр. читать (I спр.) – читает + -ем- → читаемый слышать (I I спр.) – слышит + -им- → слышимый | неопр. ф. гл. прочитать + -нн- → прочитанный увидеть + -енн- → увиденный отнять + -т- → отнятый |
В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени после шипящих под ударением всегда ё: освещённый, лишённый без ударения – е: высушенный, замеченный |
Гласные перед -н- и -нн- в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных
Если глагол на -ать (-ять), то пишется а, я | записать – записанный засеять – засеянный |
Если глагол на -ить (-еть), то пишется е | разгородить – разгороженный вывалить – вываленный
|
Не с причастиями
слитно | Раздельно |
1. Без не не употребляется: недоумевающий взгляд 2. Нет зависимых слов: невымытая обувь невыполненная работа 3. Нет противопоставлений с союзом а: непрочитанная книга | 1. С краткими причастиями: обувь не вымыта, работа не выполнена 2. С причастиями, при которых есть зависимые слова кем? обувь, не вымытая мною как? не выполненная до конца работа 3. Есть противопоставление с союзом а: не прочитанная, а просмотренная книга |
-н- и -нн- в причастиях
-н- | -нн- |
1. Если нет приставок кроме не-, пояснительных слов: жареный картофель раненый боец 2. В кратких страдательных причастиях: задача решена работа выполнена сочинение написано | 1. Если есть приставки, кроме не-; зажаренный, израненный, сломанный 2. Если слово на -ованный, -еванный: консервированные овощи но: кованый, жеваный 3. Если есть зависимые слова: в чем? жаренный в сметане карась 4. Если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: сов. в. брошенная (от глагола бросить) деревня сов. в. решенный (от глагола решить) вопрос
|
Морфологический разбор
причастия
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
Постоянные признаки:
а) действительное или страдательное;
б) время;
в) вид.
Непостоянные признаки:
а) краткая или полная форма (у страдательных причастий);
б) падеж (у причастий в полной форме);
в) число;
г) род.
III. Синтаксическая роль.
Деепричастие как особая форма глагола
Признаки глагола | Признаки наречия |
1. Обозначает действие (добавочное)
2. Имеет вид, возвратность
3. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
4. Управляет зависимыми словами | 1. Не изменяется (не склоняется, не спрягается)
2. В предложении бывает обстоятельством
|
Деепричастный оборот
деепричастие + зависимые слова
1. , | |. Слава вошел в комнату, |закрыв за собой дверь|.
|
2. | | .
как? |Звонко чирикая|, воробьи купались в луже.
|
Не с деепричастиями
Слитно без не не употребляется: ненавидя, негодуя |
| Раздельно в остальных случаях: не разговаривая |
Морфологический разбор
деепричастия
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма (неопределенная форма глагола).
Вид.
Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.
Смысловые группы наречий
образ действия |
| время |
| место |
| причина |
| цель |
| мера |
как? каким образом? |
| когда? как долго? с каких пор? до каких пор? |
| где? куда? откуда? |
| почему? |
| зачем? |
| сколько? во сколько? на сколько? в какой степени? в какой мере? |
Степени сравнения наречий
Сравнительная | Превосходная | |
простая | составная | составная |
-ее (-ей), -е, -ше тяжело→ тяжелее | более или менее + исходная форма наречия более или менее убедительно | сравнительная степень наречия + всех интереснее всех |
Буквы Е и И в НЕ- и НИ-
отрицательных наречий
не- некуда | ни- никуда
|
Н и НН в наречиях на -О и –Е
н | нн |
наречие прилагательное | наречие прилагательное |
р | у |
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
О – Е |
горячо – волнующе Исключение: ещё |
Буквы О и А на конце наречий с из-, до-, с-
из-
до-
с- | | если от бесприставочного − прилагательного
издавна← давний (без ¬)
|
| ||
из-
до-
с- | | если от прилагательного, − в котором уже были ¬
доверительно← доверительный
|
Дефис между частями слова в наречиях
1. по- + -ому (-ему), -и
в- (во-) + -ых (-их) |
по-звериному, по-казацки;
в-третьих, во-вторых |
2. кое- |
кое-где, кое-куда |
3. -то, -либо, -нибудь |
откуда-то,
когда-либо,
где-нибудь |
4. сложные наречия | давным-давно, видимо-невидимо |
Морфологический разбор
наречия
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Неизменяемое слово.
Степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Служебные части речи
Предлог |
| Союз |
| Частица |
Выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении (был в музее, на выставке, у друга) | Связывает однородные члены (Купили хлеб и молоко) и простые предложения в составе сложного (Наступила осень, а листья на деревьях были зелеными. Мы вернулись домой, когда пошел дождь.) | Вносит различные оттенки значения в предложение (ли, разве, неужели – вопрос; что, за, как – восклицание и др.) или служит для образования наклонений глагола (сыграл бы – условное; пусть растет – повелительное) |
общее:
не называют никаких явлений действительности;
не изменяются;
не являются членами предложения.
Правописание предлогов
Предлоги употребляются только с существительными, числительными и местоимениями и пишутся с ними раздельно | |
непроизводные не образованы из самостоятельных частей речи: | Производные образованы путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, утратив лексическое значение и морфологические признаки: |
в, до, за, на, для, без, над, под, пред, при, про, с, у, через, к, от, из-за, о, об, по и др. | в течение, в продолжение, вследствие, насчет, в целях, благодаря, вокруг (дома), несмотря (на) и др. |
Могут употребляться с разными падежами: работать на фабрике (П.п.), надеяться на сестру (В.п.) и др. | Обычно употребляются с одним падежом: благодаря дождю (Д.п.) и др. |
Правописание производных предлогов
слитно | раздельно |
вследствие (= из-за): вследствие непогоды
насчет (= о): спросить насчет работы
ввиду (= из-за): ввиду погодных условий
несмотря (предл.) на дождь (наперекор, вопреки)
НО: не смотря (дееприич.) на слушателя (не глядя)
| в течение (работать в течение дня)
в продолжение, по причине,
в целях, по случаю,
со стороны, в связи с…,
за счет, в заключение (= наконец),
в отличие от…, в отношении,
в меру |
Выражение иметь в виду пишется в три слова
| |
ЗАПОМНИ! в течение, в продолжение, вследствие
|
Союзы
Сочинительные Подчинительные
соединительные и, да (=и), ни-ни, тоже, также, не только – но и, как – так и |
| разделительные или (иль), либо, ли-ли, то-то, не то-не то |
| причинные потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, в связи с тем что и др. |
| изъяснительные что, чтобы, как и др. |
|
| |||||
противительные а, но, да (=но), однако, зато |
| целевые чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. |
| сравнительные как, будто, словно, точно и др. | ||
| ||||||
| уступительные несмотря на то что, хотя, как ни и др. |
| условные если, если бы, как скоро, раз, ли и др. | |||
|
|
| ||||
| в когда, едва, лишь, лишь только и др. |
Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы
слитно | раздельно |
тоже, также (= и) Вы тоже (также) жили на юге? (= и вы жили на юге?) зато (= но) Наш дом очень мал, зато (= но) уютен. чтобы (= для того, чтобы) Чтобы лучше петь, надо учиться. | то же, так же – же можно опустить Мы вошли в то (же) здание. Мы поступили так (же), как они. за то (дерево) Мы спрятались за то (а не другое) дерево. что бы – бы можно перенести в другое место Что бы еще придумать? Что еще бы придумать? |
Пиши раздельно частицы бы, ли, же! | |
Частицы -ка, -то, -таки пиши через дефис! |
Разряды частиц
формообразующие модальные
бы (б), да, давай, давайте, пусть, пускай |
| ли, разве, неужели; что за, как; вот (а вот), вон (а вон); вряд ли, едва ли; именно, как раз и др. |
отрицательные
не, ни |
Правописание частиц
дефис | раздельно | запомнить |
-таки -ка -де | же (ж) ли (ль) бы (б) дескать ведь мол | точно так же то же самое тот же тотчас же все так же к тому же то-то ж |
Группы модальных частиц по значению
Вопрос ли разве неужели
|
| Выделение, ограничение только лишь исключительно почти |
| Сомнение вряд ли едва ли |
| Усиление даже даже и ни и же ведь уж всё всё-таки -то |
| Восклицание что за как
|
Указание вот (а вот), вон (а вон) |
| Смягчение требования -ка |
| Уточнение именно как раз |
Значение отрицательной частицы ни
Отрицательное значение | Утвердительное значение |
1. В предложениях без подлежащего (ни при сущ. в Р. п.): сущ. в Р. п. У меня ни минуты свободного времени. 2. Усиление отрицания, которое выражено частицей не или словом нет:
Он не умел ни петь, ни плясать. Нет ни ягодки. | Частица стоит перед сказуемым после слов кто, что, какой, куда, где, когда, как, сколько и др.: Когда ни придешь, она всегда занимается рукоделием. |
Значение отрицательной частицы не
Отрицательное значение | Положительное значение |
1. Всему предложению: Не стоит рассказывать об этом. 2. Отдельным членам предложения:
Это был не француз Дефорж, а Дубровский. | Не перед глаголом мочь + не перед н.ф. глагола: Я не мог не заметить его. |
Междометия и звукоподражательные слова
1. Особая часть речи | | ни самостоятельная, ни служебная. |
2. Выражает чувства, настроения, побуждения | не называет их. | |
3. Не являются членами предложения: Жизнь, увы, не вечный дар. (А.С. Пушкин) | могут употребляться в значении других частей речи: В лесу слышалось звонкое ау. | |
4. Производные (из самостоятельных частей речи): Караул! | непроизводные: ах, ох, ну, эй и др. | |
Не изменяются. Междометие – принадлежность устной речи. Междометия и звукоподражания, образованные путем повтора, пишутся через дефис: бай-бай, гав-гав,ой-ой, ну-ну |
Основные способы образования
слов в русском языке
1. Приставочный |
рисовать → нарисовать |
2. Суффиксальный |
труд → трудовой |
суффиксальный |
свеча → подсвечник |
4. Бессуффиксный |
переходить → переход |
5. Сложение |
лес, степь → лесостепь
физическая культура → физкультура Московский Государственный Университет → МГУ и др. |
6. Переход одной части речи в другую | прил. сущ. учительская комната → учительская |
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий
н | нн |
юбилей – юбилейный
|
сон – сонный истина - истинный |
песок – песчаный глина – глиняный пчела – пчелиный Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный |
искусство – искусственный лекция - лекционный
|
красить – крашеный путать – путаный звать – званый гранить – граненый В составе сложных слов также одно н: гладкокрашеный свежемороженый малоношеный Исключения: желанный, данный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, священный, нежданный, негаданный |
выкрашенный (НО: некрашеный), крашенные (чем?) масляной краской картины, груженая баржа – нагруженная баржа – груженная углем баржа Исключения: названый брат, посаженый отец, смышленый, приданое |
4. В кратких причастиях: засеянный – засеяно отраженный – отражено | 4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный: балованный циклеванный Исключения: кованый, жеваный (суффикс -ан-) |
5. В кратких прилагательных, если в полных было одно н: юная девушка – девушка юна | 5.В кратких прилагательных, если в полных было два нн: ценная вещь – вещь ценна |
Различаем члены предложения и части речи
Члены предложения | Смысловой вопрос | Части речи |
подлежащее
| кто? что? | существительное, прилагательное, глагол, причастие, деепричастие, местоимение, числительное, наречие, союз, предлог, частица, междометие |
сказуемое
| что делает (сделает?) каков предмет? что происходит с предметом? | |
дополнение | вопросы косвенных падежей | |
определение (приложение) | какой? чей? который?
| |
обстоятельство | где? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени? |
Второстепенные члены предложения
Члены предложения | обозначает | Отвечает на вопросы | пример |
дополнение | предмет | косвенных падежей | Родственники приехали (на чем?) на машине. |
определение | признак предмета | какой? чей? | какое? Яркое солнце слепило глаза. |
обстоятельство | признак действия или другого признака | где? куда? откуда? как? когда? отчего? зачем? и др. | Зима пришла (как?) рано. |
Запятая при однородных членах предложения
Ставится | Не ставится |
1. O, O, O. | 1. O и O. |
2. и O, и O, и O. | 2. O да (= и) O. |
3. O, а (= да) O. O, но (= да) O. | 3. O или O. |
4. не только O, но и O. | 4. O либо O. |
5. то O, то O. не то O, не то O. либо O, либо O. ни O, ни O или O, или O. | 5. Во фразеологизмах: ни то ни се и так и сяк ни рыба ни мясо ни свет ни заря ни дать ни взять и др. |
Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах
Место обобщающего слова | Пример | Схема |
Перед однородными членами предложения | В саду росли цветы: фиалки, тюльпаны, розы. | [O: O, O, O]. |
После однородных членов предложения | В лесах, на лугах, в полях – всюду лежит снег. | [O, O, O – O]. |
Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается | Грибы: белые, грузди, маслята – лежали на столе. | [O: O, O, O – …]. |
знаки препинания при обращении
схема | пример |
[O! …]. (!) | Ребята! Любите природу. (!) |
[…, O]. (!) | Любите природу, ребята. (!) |
[…, O, …]. (!) | Любите природу, ребята, берегите ее. (!) |
[O, …]. (!) | Друзья мои, прекрасен наш союз. (!) |
Обособление причастного оборота
Ставится | Не ставится |
Х Сущ., | прич. оборот |, … Х какой? прич. об. Лось, | вышедший из чащи|, прислушался.
| Х | Прич. оборот | сущ. прич. об. какой? Х | Вышедший из чащи | лось прислушался. |
Обособление деепричастного оборота
Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми! | |
Х Мама , | деепр. об. |. | Х деепр. об. Будь внимателен, | делая уроки |. |
Х | Деепр. об. |, мама. | деепр. об. Х | Делая уроки |, будь внимателен. |
Х Мама, | деепр. об. |, мама. | деепр. об. Х Будь, | делая уроки |, внимателен. |
Знаки препинания при вводных словах и предложениях
схема | пример |
[Вв., …]. | вв. К счастью, нам повезло с погодой. |
[… , вв., …]. | вв. Завтра, наверное, будет холодно. |
[… , вв.]. | вв. Я был неправ, конечно. |
Вв. слова = вв. предл. | вв. предл. Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала. |
[… – вв. пр. – …]. | вв. предл. Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича. |
[… (вв. распр. пр.) …]. | вв. предл. Птенец упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно… |
Тире между подлежащим и сказуемым
ставится | пример | Не ставится | пример |
1. сущ. – сущ. | Мой папа – инженер. | 1. Перед союзом как | Пшеничное поле как огромное море. |
2. числ. – числ. | Пятью два – десять. | ||
3. инф. – инф.
| Жить – Родине служить. | 2. Если подлежащее – личное местоимение | Он человек необычной судьбы. |
4. сущ. – инф. | Моя мечта – летать. | 3. Перед отрицательной частицей не. | Старость не радость. |
5. сущ. – числ. | Сумма – семьдесят два. | ||
6. инф. – сущ. | Учиться – наша задача. | ||
7. Перед сказуемым стоит указательная частица это или вот | Чтение – вот лучшее учение. |
дефис при приложении
условие | пример |
1. нариц. сущ.-нариц. сущ. (научные термины) | рак-отшельник, бабочка-капустница |
2. нариц. сущ.-нариц. сущ. (название специальностей) | врач-терапевт, ученый-филолог |
3. нариц. сущ.-нариц. сущ. (указ. на возраст, национальность, родство и т. д.) | солдат-украинец, извозчик-осетин |
4. собств. сущ.-нариц. сущ. | Москва-река но река Москва |
связь слов в словосочетании
согласование Х зависимое + главное род, число, падеж | какая? Х заброшенная усадьба
ж.р., ед. ч., И. п. = ж. р., ед. ч., И. п. (ср.: заброшенной усадьбы, заброшенную усадьбу) |
управление Х зависимое + главное падеж | Х куда? уехать в деревню (В. п.) (ср.: уехав в деревню, уехавший в деревню) |
примыкание Х зависимое + главное смысл | Х как? приехал неожиданно |
связь слов в словосочетании
согласование Х зависимое + главное род, число, падеж | управление Х зависимое + главное падеж | примыкание Х зависимое + главное смысл |
отвечает на вопросы | ||
какой? чей? | косвенных падежей | наречные вопросы |
зависимое слово выражено | ||
| Существительным или словом его заменяющим |
|
красивый цветок; летящий самолет; первый полет; мой мяч, каждый человек, этот момент | читать книгу, видеть это, знает каждого | сделал хорошо, сидел не напрягаясь, решил сделать, его руками |
тире в бессоюзном сложном предложении
(а) 1) [ ] - [ ]. противопоставление | (а) Все ожидали увидеть его на балу – он бросил все неожиданно и уехал в дальнюю деревню. |
2) [время, условие] - [ ].
|
Приедет отец – поедем на выставку. |
3) [ ] - [вывод, следствие].
|
Ласточки летают низко над землей – жди дождя.
|
4) [ ] - [быстрая смена событий].
|
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
|
двоеточие в бессоюзном сложном предложении
1 2 1) [ ]: [причина]. (потому что) | (потому что) Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. |
1 2 2) [ ]: [поясняет]. (а именно)
| (а именно) Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем. Поднимал их в воздух, а потом с силой бросал на землю. |
1 2 3) [ ]: [дополняет]. (что)
| Путешественники смотрели на (и увидели, что) восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце. |
запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
(и) 1) [ ], [ ]. перечисление фактов | В лесу весело и беззаботно поют (и) птицы, над цветами летают бабочки.
|
2) [ ]; [ ]; [ ]. перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинания
| Кусты орешника разрослись по берегам ручья; к воде склонили свои желтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета. |
основные виды сложноподчиненных предложений с двумя и несколькими придаточными
[ ], ( ), ( ).
| что? Дети рассказали, что нарвали тех каких? цветов, которые любила мама. |
( ), [ ], ( ).
| когда? Когда поднялось солнце, мы какую? увидели картину, которая удивила всех. |
[ ], ( ), ( ).
| что? Девочка писала, что ей очень что? нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади. |
[ ], ( ) и ( ). | Лесник знал, где находится белка и где ходят на водопой кабаны. |
основные группы односоставных предложений
С главным членом сказуемым |
| С главным членом подлежащим |
определенно-личные | неопределенно-личные | обобщенно-личные | безличные | назывные |
сказуемое-глагол в форме 1-го или 2-го лица ед. ч. или мн. ч. | сказуемое-глагол в форме 3-го лица мн. ч. | сказуемое-глагол в форме 2-го лица ед. ч. или 3-го лица мн. ч. с обобщенным значением | сказуемое выражено: 1) инфинитивом; 2) словом категории состояния; 3) безличным глаголом; 4) словом нет; 5) указывает на отсутствие | Есть только подлежащее |
Люблю грозу в начале мая. | Очень уж у нас в классе шумят. | Что посеешь, то и пожнешь. Цыплят по осени считают.
| Помечтать бы о будущем. Мне грустно. Смеркается. Лесу нет конца. Луны не было на небе. | Лес. Вот поселок. |
знаки препинания в предложениях
с обособленными определениями и приложениями
Выделяются запятыми | Примеры |
| /Дружившие с детства/, они никогда не расставались. Они, /агрономы/, поехали работать в село. |
| Ягоды, /собранные детьми/, были вкусны. Дед, /участник военных событий/, знал все о том далеком времени. |
| Ветер, /теплый и ласковый/, разбудил цветы на лугу. |
| /Измученные тяжелой дорогой/, ребята не могли продолжить путешествие (причина) |
Исключения: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении. | Возглавлял отряд Сергей Смирнов, /опытный разведчик/.
В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца. |
обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами
Обособляются | Примеры |
| /Войдя в гостиницу и встретив там своего друга/, девушка смутилась и убежала.
|
| Сергей стоял, /поглядывая на часы/, и, /увидев товарища/, поспешил ему навстречу.
|
Не обособляются | Примеры |
| И пошла Лиса из гостей не солоно хлебавши.
|
| Он выполнял работу нехотя. |
знаки препинания при уточняющих членах предложения
Обособляются | Примеры |
| С экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов. |
| Над водой летали и кричали альбатросы, то есть морские чайки. |
| Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику. |
| Наряду с изучением английского языка, он занимался еще и французским. |
правописание о и е (Ё) после шипящих
Морфема | ||
корень | суффикс | окончание |
ЖЁГ – в глаголах (ожёг руку, разжёг костер) |
НО: ещё | В окончаниях существительных и прилагательных о под ударением: ключом, багажом, плющом, большого, чужого, е в безударном положении: стажем, матчем, хорошего |
правописание частицы не
Частица НЕ пишется | |||
слитно | раздельно | ||
1. Со словами, которые без не не употребляются | невежда, непреступный, небрежно, невзлюбить, негодующий, негодуя | 1. Если есть или подразумевается противопоставление | Это не счастье, а горе. Река не мелкая (=глубокая) |
2. С существительными, наречиями на -о, -е, если с не образуется новое слово (новое понятие, часто с отрицательным качеством) | несчастье (беда) нелегкий (трудный) недалеко (близко) неподалеку (близко) | 2. С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме | не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не обязан, не нужен, не согласен |
3. С прилагательными и наречиями при наличии слов, обозначающих определенную степень качества: очень, весьма, крайне, совершенно | Весьма неприятное происшествие; Была придумана совсем неинтересная игра; Он говорит совершенно непонятно | 3. С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицательными местоимениями и наречиями: никто, ничто, далеко, вовсе, чуть ли, едва ли, отнюдь | Приняли отнюдь не верное решение; Вести были нисколько не радостные; Это был ничем не мотивированный поступок |
4. В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- | неувядаемый неиссякаемый непримиримый непреодолимый неукротимый неисчерпаемый несокрушимый | 4. С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными, союзами, частицами, предлогами | не был, не мог, не узнавши, не велено, не убрано, не один, не пять, не то – не то, не только, не рад (нами) |
5. С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или когда зависимыми словами являются наречия меры и степени | Мы шли по неосвещенным улицам городка; Принял совсем необдуманное решение | 5. С полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления | Виднелись еще не убранные поля ржи; Нашли не разрушенный, а совершенно целый шалаш |
6. В отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях | некого, нечего, некем, нечем, негде, неоткуда, незачем, некогда, нехотя | 6. С наречиями, словами состояния а) в сравнительной степени; б) в роли сказуемого в безличных предложениях
| Двигался не быстрее, говорил не громче; Не надо, не нужно, не жаль, не страшно |
7. В глаголах с приставкой недо-, указывающей на несоответствие требуемой норме | Недовыполнить план, ребенок недоедал (=голодал) НО: ребенок не доедал суп (=оставлял в тарелке) | 7. В отрицательных местоимениях с предлогом | не с кем, не в чем, не при чем (остался) |