Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тыловайская средняя общеобразовательная школа»
Оценочный лист–
один из приемов
формирующего оценивания
результатов обучающихся
в условиях реализации ФГОС
(выступление на методсеминаре)
Подготовил: заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
Хохрякова Елена Николаевна
Тыловай, 2017 г
Добрый день!
Всем нам хотелось бы видеть в классе только отличников, ударников. Для этого используем различные технологии, формы, методы и приемы, но на контрольных работах результаты совсем не такие, какие ожидали. Далее просим помощи у родителей: «Ваш ребенок получил «3» или «2» за контрольную работу, позанимайтесь, пожалуйста, с ним».
Реакция родителей:
Первый вариант ответа: «Мы уже забыли, ничего не помним.» Результат: отрицательный.
Второй вариант: «Хорошо, будем заниматься.» (Повезло, если родители грамотные). Результат: чаще всего отрицательный. Причина в том, что наши родители занимались не тем, чем требовалось бы.
Вывод: тема детьми не понята, уроки не выучены. Проблема осталась.
Эта проблема привела меня к выбору темы для самообразования «Формирующее оценивание результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС».
В первую очередь обратилась к Федеральному государственному образовательному стандарту, который говорит, что «…оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом.
Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.
Текущая оценка, которая представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета, может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и обучающимся существующих проблем в обучении, а также служить основанием, например, для освобождения ученика от необходимости выполнять тематическую проверочную работу1.
Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, которое фиксирует отношение обучающихся к себе как к субъекту, и действие оценки, которое позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени), общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.
Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы затем использовать его при решении многих частных практических задач.
Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат.
Кто оценивает в школе? Учитель.
Всегда ли учитель оценивает правильно? Нет, оценка бывает субъективна. Выставляя оценку ребенку, он сравнивает ее со своей и соглашается или нет!
Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребенку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на нее совершенно другими глазами, он начинает ее видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.
Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных
способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его
саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в
самостимуляции.
Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:
ü умение перед началом работы спланировать ее;
ü умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися
условиями деятельности;
ü умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы
контроля;
ü умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаковосимволическим изображением;
ü умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Для процедуры оценки индивидуального продвижения в освоении учебной программы по предмету является оценочный лист.
Вы уже многие представляете, что это такое, частично уже применяете его в своей практике.
Оценочные листы могут быть составлены на одно какое-то задание, упражнение, задачу, чтение текста, стихотворения, раздела и т.д.
Все проверочные (любые классные) работы имеют следующие этапы проведения:
рассказ учителя о внешних критериях оценки (эталонах),
выработка критериев,
выполнение самой работы,
оценка обучающимися своей работы по заданным критериям,
проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ обучающихся,
соотнесение оценки учителя и оценки обучающихся,
обнаружение расхождений в оценке.
Дорогие учителя, а сейчас на некоторое время окажемся в роли ученика 3 класса.
Цель сегодняшнего занятия: знакомство с алгоритмом составления оценочных листов, как одного из приемов технологии формирующего оценивания.
Мини- урок.
1-й урок.
Учитель: Ребята, нам предстоит изучить раздел «Имя существительное как часть речи».
Открываем учебник на стр. 8 – 60. На это нам дается 8 уроков: 6 на изучение, на 7 уроке мы напишем проверочную работу, на 8-м проведем работу над ошибками.
Урок начнем с изучения проверочной работы. Найдите проверочную работу № 8.
Возьмите оценочные листы, подпишите его. Далее прописаны умения, которые мы должны выполнить на проверочной работе. Вот такая работа нас ожидает к концу изучения раздела.
1 строка первичное оценивание. На первой строке у нас будут первоначальные знания.
2 строка (может быть несколько строк) – текущее оценивание.
3 строка – проверочная работа, тематическое оценивание.
1 задание – проверяем базовые знания по теме, т. е. определение. Ученики читают вслух, ставят «+» или «-» в 1 графе. Может, кто-то уже может себя оценить, поставьте «+», вы это уже знаете, не изучив еще тему.
2 задание. Проверяем умение отличать имена существительные от других частей речи. Вновь делаем отметку в оценочном листе.
3 задание. Проверяем умение определять признаки имен существительных. Ставим нужный знак.
4 задание. Проверяем умение образовывать имена существительные. Вернемся к оценочным листам.
5 задание. Проверяем умение разбирать имена существительные. Оценили себя.
6 задание. Проверяем речевые умения. Ставим отметку.
2 – 6 уроки.
В конце каждого урока подводим итог - Вернемся к нашим оценочным листам. Какие умения мы сегодня приобрели. Поставьте «+» или «-».
В течение этих уроков идет изучение тем, приобретение данных знаний и умений, учитель анализирует работы обучающихся по оценочным листам, организует дифференцированную работу. Реализуется формирующее оценивание.
Перед проверочной работой обучающиеся сдают оценочные листы учителю.
7 урок
Проверочная работа
Учитель проверяет, оценивает проверочную работу. В оценочном листе на последней строке ставит «+» или «-» за каждое умение, выставляется итоговая отметка в столбе «проверочная работа».
Вводит данные в свой анализ, оценочный лист, который будет опорой для учителя в анализе работ детей на следующем уроке.
Оценочный лист по разделу «Имя существительное как часть речи» обучающихся 3 класса. Дата _________
Ф.И. ученика | Знание опреде лений | Умение отличать существительные от других частей речи | Умение определять признаки имен существительных | Умение образовывать имена существительные | Умение разбирать имена существительные по составу | Речевые умения | Проверочная работа | Работа над ошибками |
| - | - | - | - | | | 2 | |
| + | + | + | + | + | + | 5 | |
| - | + | + | + | + | - | 4 | |
| - | - | + | + | - | + | 3 | |
8 урок.
Работа над ошибками
Учитель: мы с вами написали проверочную работу. Проанализируем наши работы.
Кто подтвердил свои текущие отметки. «5». Для вас самостоятельная работа творческого характера.
Далее рассматриваем работы тех детей, у которых «4», после анализа даем самостоятельную работу творческого характера.
Детальный анализ работ обучающихся, которые получили «3» или «2», по каждому умению, выполнение подобных заданий и дополнительная самостоятельная работа.
Исправленные «2» и «3» ставим в графе «Работа над ошибками».
Ф.И. ученика | Знание определений | Умение отличать существительные от других частей речи | Умение определять признаки имен существительных | Умение образовывать имена существительные | Умение разбирать имена существительные по составу | Речевые умения | Проверочная работа | Работа над ошибками |
| - | - | - | - | - | + | 2 | 3 |
| + | + | + | + | + | + | 5 | |
| - | + | + | + | + | - | 4 | |
| - | - | + | + | - | + | 3 | 5 |
Оценка индивидуального продвижения через оценочные листы, диагностические работы, одна из факторов достижения планируемых результатов.
Оцениваем устные, письменные работы детей, регулярно выставляем отметки в дневники, так как каждый ребенок и родитель желают знать успехи, конкретизируем неудовлетворительные отметки. Родителям и детям по оценочным листам легче определить причины неудовлетворительных отметок, учителю – работу над ошибками.
Следует отметить, что после первого года обучения уже наблюдаются
положительные результаты работы по формированию самооценки младшего
школьника:
ü осознанное восприятие обучающимися учебного материала, понимание границ своих знаний;
ü в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их
деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;
ü уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;
ü умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я»;
ü повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.
В результате целенаправленной работы по формированию самооценки, дети учатся не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину, то есть выходить за границы собственных знаний и умений, строить догадки о неизвестном.
Спасибо за внимание!
Приложение 1
Оценочный лист по разделу «Имя существительное как часть речи»
Знание определений | Умение отличать существительные от других частей речи | Умение определять признаки имен существительных | Умение образовывать имена существительные | Умение разбирать имена существительные по составу | Речевые умения | Проверочная работа | Работа над ошибками |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Оценочный лист по разделу «Имя существительное как часть речи»
Ф.И.О. _________________ Класс_____________
Знание определений | Умение отличать существительные от других частей речи | Умение определять признаки имен существительных | Умение образовывать имена существительные | Умение разбирать имена существительные по составу | Речевые умения | Проверочная работа | Работа над ошибками |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
____________________________________________________________
Оценочный лист по разделу «Имя существительное как часть речи»
Ф.И.О. _________________ Класс_____________
Знание определений | Умение отличать существительные от других частей речи | Умение определять признаки имен существительных | Умение образовывать имена существительные | Умение разбирать имена существительные по составу | Речевые умения | Проверочная работа | Работа над ошибками |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
____________________________________________________________
Оценочный лист обучающихся 3 класса по русскому языку
(для учителя)
Ф.И. ученика | Знание определений | Умение отличать существительные от других частей речи | Умение определять признаки имен существительных | Умение образовывать имена существительные | Умение разбирать имена существительные по составу | Речевые умения | Проверочная работа | Работа над ошибками |
| - | - | - | - | - | + | 2 | 3 |
| + | + | + | + | + | + | 5 | |
| - | + | + | + | + | - | 4 | |
| - | - | + | + | - | + | 3 | 5 |
__________________________________________
Оценочный лист обучающихся 3 класса по русскому языку
(для учителя)
Ф.И. ученика | Знание определений | Умение отличать существительные от других частей речи | Умение определять признаки имен существительных | Умение образовывать имена существительные | Умение разбирать имена существительные по составу | Речевые умения | Проверочная работа | Работа над ошибками |
| - | - | - | - | - | + | 2 | 3 |
| + | + | + | + | + | + | 5 | |
| - | + | + | + | + | - | 4 | |
| - | - | + | + | - | + | 3 | 5 |
Приложение 2
Правила оценочной безопасности
vНе скупиться на похвалу (не обязательно словесную: часто достаточно
улыбки, одобрительного кивка и т.п.).
vХвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо «Ты сделал три ошибки в этом примере» продуктивней сказать: «Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки».
v«На ложку дегтя - бочка меда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем. Не обязательно сообщать ученику о его чудовищном неуспехе: «При чтении ты переврал восемь слов!» Гораздо здоровее оценка успеха: «В этом рассказике 20 слов. Ты прочитал верно, 12 слов. Победа уже близка!»
vСтавить перед ребенком только конкретные цели. Вместо заклинания:
«Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» эффективней
установка: «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня - только
пять. Если завтра ты пропустишь четыре, а послезавтра – три, то к пятнице ты напишешь диктант без ошибок!»
v«За двумя зайцами...». Не надо перед маленьким школьником ставить более одной задачи одновременно. Если Вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
vФормула «опять ты НЕ...» - верный способ выращивания НЕудачника
Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:
ü умение перед началом работы спланировать ее;
ü умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися
условиями деятельности;
ü умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы
контроля;
ü умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаковосимволическим изображением;
ü умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
1Накопленная оценка рассматривается как способ фиксации освоения учащимся основных умений, характеризующих достижение каждого планируемого результата на всех этапах его формирования. (Например, с этой целью может использоваться лист продвижения, построенный на основе списков итоговых и тематических результатов.) Накопленная оценка фиксирует достижение а) предметных результатов, продемонстрированных в ходе процедур текущей и тематической оценки, б) метапредметных и частично –личностных результатов, связанных с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения, продемонстрированных в ходе внутришкольных мониторингов и в) той части предметных, метапредметных и личностных результатов, отражённых в портфолио, которая свидетельствует о достижении высоких уровней освоения планируемых результатов и(или) позитивной динамике в освоении планируемы результатов.