СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка по теме "Орфограмма".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпуская  учащихся после четвёртого  класса, хочется  чтобы они  ушли  с багажом знаний. Но  и на  старуху  бывает  проруха! Поэтому  с багажом  знаний с собой берём  орфографическую  тетрадь, в которой на всякий  случай, есть  памятки  по разным  темам.

Просмотр содержимого документа
«Памятка по теме "Орфограмма".»

Памятка по русскому языку

по теме "Орфограмма" для ученика начальной школы. 4 класс.

(программа Эльконина - Давыдова)

Орфограмма – это такое место в слове, где при одном и том же произношении (звучании) возможны разные буквы. Место, которое нельзя точно написать только по слуху:

? ? ? ?

( ю, Ю)ля ж( и, ы)р ч( а, я)с л( и, е)сок

Орфограммы



сильных позиций слабых позиций не связанные с обозначениями

(чередующихся звуков, фонем)


КАК ПРОВЕРИТЬ ОРФОГРАММУ?

  1. Сильной позиции - по правилу.


1.ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЦЕ, ЖЕ – ШЕ, ЧУ - ЩУ

жизнь час цель уже чудо

ширь прощать шерсть щука

2. Буквы О, Ё после шипящих.

!!! В окончаниях слов, называющих предметы ( ) и слов, называющих приз-

наки ( ) после шипящих звук [ о ] обозначается буквой о ( с врачом, чужой,

большому, плечо, с плащом и др.)

3. Буквы И, Ы после Ц.

[ ЦЫ ]


ЦИ……. ЦЫ……… ………ЦЫ

..ЦИ…… Исключения: молодцы

Цирк цыган цып – цып огурцы

цифры цыпочки цыц купцы

мотоцикл цыплёнок жильцы

цыкать

4. Буква Ь после шипящих в конце слова.

( ед.ч., И.п.) ж.р. шипящим на конце Ь (рожь, печь, дочь, тишь)

м.р. шипящим на конце Ь (врач, шалаш, ёж, муж)


шипящим на конце Ь (беречь, льёшь, любишь, моешься)

(слова, называющие действия)

5. Разделительные Ь и Ъ знаки.

Буква Ъ знак пишется только перед корнями, которые начинаются с букв Ё, Е, Ю, Я. Во всех остальных случаях пишется Ь знак.


разъяснил вьюга

объехал друзья

съёжился бельё

6. Удвоенная согласная буква.

Запомнить слова с удвоенными согласными: суббота, аллея, колонна, жужжать…

7. …… - ОГО ( - ЕГО ) весеннего, злого.

II. Слабой позиции - по сильной позиции.

Чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно:

  1. Выделить (увидеть) орфограмму в слове.

  2. Определить, в какой части слова находится орфограмма



а) б) в) г)

а) Если орфограмма слабой позиции встретилась в корне, то подбери такое однокоренное слово, в котором гласный или согласный звук корня находился бы, в сильной позиции.

л_ сок ( лес ) – лесок

л_тать ( полёт ) – летать

Иногда достаточно лишь изменить слово:

в_да (ед.ч.) – воды (мн.ч.) - вода

к_за (ед.ч) – козы (мн.ч.) - коза

Нарушители!

  1. Однокоренные слова к слову гореть

-гар- (загар, угарный газ)

2. Однокоренные слова к слову заря

- зор- (зорька, зори, зоренька, но зарево!)

- зар- (заря, зарница, озарилась)

б) Если орфограмма слабой позиции встретилась в приставке, то подбери такое проверочное слово (любое), в котором гласный или согласный звук приставки находился бы сильной позиции.

з_ тянули (занял) затянули

пр_ светы (проблеск) просветы

Неизменяемые приставки!

  1. на-, над-, за-, т.е. но-, нод-, зо- таких приставок нет.

  2. со-, про-, во-, до-, о-, об-, обо-, по-, под-, подо-, от-, ото-.

  3. с-, в-.



з- нет! (сбил, сгрёб, сделал, сжал, сгнил и др.)

Запомни!

Здание, здесь (здешний), здоров, (здоровье, здравый, здравствуй), ни зги

не видать.

  1. Раз , рас

звонкий согласный глухой согласный

без , бес

в) Если орфограмма слабой позиции встретилась в суффиксе, то подбери такое проверочное слово (любое), в котором гласный или согласный звук суффикса находился бы в сильной позиции.

подбород_к (сынок) – подбородок

кост_чка (цепочка) - косточка

ласк_вое (толковый) – ласковое

выбр_лся (забрался) – выбрался

глин_ный (овсяный) – глиняный

удачл_вый (ворчливый) – удачливый

Запомни!

В словах - ик или - ек, - иц или - ец?

ореш_к дом_к

Измени слово (нет орешка, нет домика).


Если гласный выпал, Если гласный не выпадает,

то пиши - ек, - ец. то пиши - ик, - иц.

орешек домик

г) Если орфограмма слабой позиции встретилась в падежном окончании, то определи что называет слово, признак или предмет.

1. Если это слово - предмет - определи склонение и выбери нужное проверочное слово.


1 склонение

2 склонение

3 склонение


Им. п. (кто? что?) ед.ч.

-а -я

ж.р., м.р.


о -о -е

м.р., с.р.


о

ж.р.

Проверочные слова

стена, земля

стол, окно, бельё

степь, рожь

  • подставь проверочное слово в предложение, т.е. поставь его в нужный падеж,

  • пиши в слове ту же букву, что в окончании проверочного слова.

Например: в воздух _ (в стол е ) - в воздухе


воздух о (м.р., 2 скл.)

Нарушители!

Если в проверочном слове -е , то нужна дополнительная проверка



нарушители не нарушители

(слова на - ий, - ия, - ие)

пиши -и пиши -е

учится в гимнази _ (в земл е , но в гимнази и )

гимназия 1 скл. (нарушитель)

2.Если это слово – признак, то подставь проверочное слово (злой) в предложение и пиши ту же букву, что в окончании проверочного слова.

в прозрачн_м (в злом ) в прозрачном

Нарушители!

Если в проверочном слове -ой , то нужна дополнительная проверка


м.р. ж.р.

пиши -ой -ый , пиши -ой

м.р. -ий

хрустальн_й дворец - хрустальный

(злой )







© 2017 2243 14