Памятка по русскому языку
по теме "Орфограмма" для ученика начальной школы. 4 класс.
(программа Эльконина - Давыдова)
Орфограмма – это такое место в слове, где при одном и том же произношении (звучании) возможны разные буквы. Место, которое нельзя точно написать только по слуху:
? ? ? ?
( ю, Ю)ля ж( и, ы)р ч( а, я)с л( и, е)сок

Орфограммы

сильных позиций слабых позиций не связанные с обозначениями
(чередующихся звуков, фонем)
КАК ПРОВЕРИТЬ ОРФОГРАММУ?
Сильной позиции - по правилу.









1



.ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЦЕ, ЖЕ – ШЕ, ЧУ - ЩУ



жизнь час цель уже чудо
ширь прощать шерсть щука
2. Буквы О, Ё после шипящих.
!








!! В окончаниях слов, называющих предметы ( ) и слов, называющих приз-
н
аки ( ) после шипящих звук [ о ] обозначается буквой о ( с врачом, чужой,
б
ольшому, плечо, с плащом и др.)
3
. Буквы И, Ы после Ц.


[ ЦЫ ]



ЦИ……. ЦЫ……… ………ЦЫ
…..ЦИ…… Исключения: молодцы
Ц
ирк цыган цып – цып огурцы
ц
ифры цыпочки цыц купцы
м
отоцикл цыплёнок жильцы
цыкать
4. Буква Ь после шипящих в конце слова.



( ед.ч., И.п.) ж.р. шипящим на конце Ь (рожь, печь, дочь, тишь)

м.р. шипящим на конце Ь (врач, шалаш, ёж, муж)


шипящим на конце Ь (беречь, льёшь, любишь, моешься)
(слова, называющие действия)
5. Разделительные Ь и Ъ знаки.
Буква Ъ знак пишется только перед корнями, которые начинаются с букв Ё, Е, Ю, Я. Во всех остальных случаях пишется Ь знак.
р


азъяснил вьюга
объехал друзья
с
ъёжился бельё
6. Удвоенная согласная буква.
З








апомнить слова с удвоенными согласными: суббота, аллея, колонна, жужжать…
7
. …… - ОГО ( - ЕГО ) весеннего, злого.
II. Слабой позиции - по сильной позиции.
Чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно:
Выделить (увидеть) орфограмму в слове.
О


пределить, в какой части слова находится орфограмма




а







) б) в) г)
а


) Если орфограмма слабой позиции встретилась в корне, то подбери такое однокоренное слово, в котором гласный или согласный звук корня находился бы, в сильной позиции.
л



_ сок ( лес ) – лесок

л_тать ( полёт ) – летать
И


ногда достаточно лишь изменить слово:
в




_да (ед.ч.) – воды (мн.ч.) - вода

к_за (ед.ч) – козы (мн.ч.) - коза
Нарушители!
О




днокоренные слова к слову гореть





-гар- (загар, угарный газ)
2








. Однокоренные слова к слову заря













- зор- (зорька, зори, зоренька, но зарево!)
- зар- (заря, зарница, озарилась)
б) Если орфограмма слабой позиции встретилась в приставке, то подбери такое проверочное слово (любое), в котором гласный или согласный звук приставки находился бы сильной позиции.






з_ тянули (занял) затянули






пр_ светы (проблеск) просветы
Неизменяемые приставки!














на-, над-, за-, т.е. но-, нод-, зо- таких приставок нет.























со-, про-, во-, до-, о-, об-, обо-, по-, под-, подо-, от-, ото-.




с-, в-.













з- нет! (сбил, сгрёб, сделал, сжал, сгнил и др.)
Запомни!
Здание, здесь (здешний), здоров, (здоровье, здравый, здравствуй), ни зги
н






е видать.
Р
аз , рас
з


вонкий согласный глухой согласный
б




ез , бес
в




) Если орфограмма слабой позиции встретилась в суффиксе, то подбери такое проверочное слово (любое), в котором гласный или согласный звук суффикса находился бы в сильной позиции.









подбород_к (сынок) – подбородок








кост_чка (цепочка) - косточка









ласк_вое (толковый) – ласковое







выбр_лся (забрался) – выбрался









глин_ный (овсяный) – глиняный

удачл_вый (ворчливый) – удачливый









Запомни!
В


словах - ик или - ек, - иц или - ец?
ореш_к дом_к
Измени слово (нет орешка, нет домика).
Е






сли гласный выпал, Если гласный не выпадает,
т


о пиши - ек, - ец. то пиши - ик, - иц.
орешек домик
г) Если орфограмма слабой позиции встретилась в падежном окончании, то определи что называет слово, признак или предмет.
1. Если это слово - предмет - определи склонение и выбери нужное проверочное слово.
подставь проверочное слово в предложение, т.е. поставь его в нужный падеж,
п
иши в слове ту же букву, что в окончании проверочного слова.
Н





апример: в воздух _ (в стол е ) - в воздухе






воздух о (м.р., 2 скл.)
Нарушители!
Е

сли в проверочном слове -е , то нужна дополнительная проверка



нарушители не нарушители
(слова на - ий, - ия, - ие)








пиши -и пиши -е












учится в гимнази _ (в земл е , но в гимнази и )
гимназия 1 скл. (нарушитель)
2.Если это слово – признак, то подставь проверочное слово (злой) в предложение и пиши ту же букву, что в окончании проверочного слова.











в прозрачн_м (в злом ) в прозрачном
Нарушители!





Если в проверочном слове -ой , то нужна дополнительная проверка
м.р. ж.р.











пиши -ой -ый , пиши -ой



м.р. -ий





хрустальн_й дворец - хрустальный



(злой )