Планируемые результаты изучения предмета |
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Русский фольклор | -осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); - выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; -видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок ; -учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; -целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; -определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; -выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; -пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; - выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; | -сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); - рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор; - сочинять сказку (в том числе и по пословице), и/или придумывать сюжетные линии; -выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; - устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). | Познавательные УУД. - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; -объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; - строить схему, алгоритм действия. -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: −играть определенную роль в совместной деятельности; −корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи; -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | -совершенствование духовно-нравственных качеств личности; -формирование представлений о высших ценностях; -формирование представлений о социальных ценностях гуманизма: о духовном облике народа, его стремлениях, идеалах, руководящих принципах деятельности, нравственности. |
Древнерусская литература | -характеризовать отдельные жанры литературы Древней Руси; - характеризовать взгляды человека Древней Руси; -характеризовать нравственную позицию автора произведений древнерусской литературы; -определять место и роль вымысла в произведениях древнерусской литературы; - сопоставлять мифы и произведения древнерусской литературы и характеризовать различия; -пересказывать произведения древнерусской литературы. | -выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | -совершенствование духовно-нравственных качеств личности; -формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; -формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности в процессе осмысления идеи объединения славянских племен |
Литература XVIII века | -заполнять таблицу по ходу рассказа учителя; -характеризовать басенных персонажей; -находить и объяснять мораль басни; -использовать понятие «эзопов язык»; -сопоставлять русские и зарубежные со схожим сюжетом, находить в них различия и комментировать их; -выразительно читать басню, в том числе по ролям. | -давать обоснованный развернутый письменный ответ на поставленный вопрос; -участвовать в инсценировании басни; - готовить сообщение об одном из баснописцев; -подбирать материал для компьютерной презентации и редактировать его; -сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: −определять возможные роли в совместной деятельности; −играть определенную роль в совместной деятельности; −корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -соотносить свои действия с планируемыми результатами: - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | -совершенствование духовно-нравственных качеств личности; -формирование представления об обмане как антиценно сти в процессе осмысления понятий: мудрость истинная и ложная; -формирование представлений о познании как гуманистической ценности. |
Литература XIX в. А.С.Пушкин | -выразительно читать стихотворения А.С.Пушкина; - применять полученные сведения о выразительных средствах для характеристики лирического стихотворения поэта; -находить сказочные элементы в пушкинском произведении и определять их роль; - характеризовать героев и персонажей «Сказки о мертвой царевне..»; -выявлять отличия сказки А.С.Пушкина от народной волшебной сказки; - анализировать литературное произведение; - определять его принадлежность к одному из литературных жанров и родов; - составлять вопросы по статье учебника; -составлять таблицы и пользоваться ими во время работы на уроке; -выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - участвовать в КТД на разных его этапах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | -выявлять отличия сказки А.С.Пушкина от народной волшебной сказки; -сопоставлять образно-выразительные средства в народной сказке и сказке А.С.Пушкина; - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; --сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы. -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | - формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; -формирование представлений о патриотизме как нравственной ценности; -формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма, -формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; |
М.Ю.Лермонтов | -характеризовать образы молодого и старого солдата; - владеть литературоведческими терминами: эпитет, сравнение, прототип; - находить и определять тропы в стихотворении «Бородино»; - определять его принадлежность к одному из литературных жанров и родов; - составлять вопросы по статье учебника; - выразительно читать стихотворение; -воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; -выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | -выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - находить материалы, посвященные Отечественной войне 1812 года и Бородинскому сражению; - составлять заочную экскурсию по панораме Ф.Рубо «Бородинская битва» -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - участвовать в дискуссии «Верность долгу» | Познавательные УУД. - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся | - формирование представлений о творчестве, о свободе выражения своих чувств; - формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности: гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел. |
Н.В.Гоголь | - давать речевую характеристику персонажей повести; - владеть литературоведческими терминами: художественная деталь, портрет, речевая характеристика; - анализировать литературное произведение; - определять его принадлежность к одному из литературных жанров и родов; - составлять вопросы по статье учебника; -находить в гоголевском тексте элементы преданий и легенд; - характеризовать образы повести по цитатному плану; -готовить художественный пересказ фрагмента или эпизода; - составлять портрет персонажа; . | -находить и определять фольклорные и мифологические мотивы в художественном тексте; - составлять вопросы для литературной викторины; -сопоставлять литературное произведение и картину художника и формулировать вывод; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект), -давать обоснованный развернутый письменный ответ на поставленный вопрос; - подбирать материал для компьютерной презентации и редактировать его; - уметь характеризовать героев, сопоставлять героев произведения. | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы: - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; -объединять предметы и явления в группы по определенным признакам. -определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; - строить схему, алгоритм действия. -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. | -формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма, - формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; |
И.С.Тургенев | -выполнять краткий выборочный пересказ; -готовить художественный пересказ фрагмента или эпизода; -сопоставлять характеры персонажей по заранее составленному плану; -создавать устный портрет героя; -читать наизусть стихотворение в прозе; -владеть литературоведческими терминами: рассказ, тема художественного произведения; -составлять вопросы по статье учебника | - давать обоснованный развернутый письменный ответ на поставленный вопрос; - подбирать материал для компьютерной презентации и редактировать его; - уметь характеризовать героев, сопоставлять героев произведения, выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; -отбирать необходимый материал для презентации; -формулировать выводы на основе сопоставления; -характеризовать историческое прошлое России с опорой на произведения И.С.Тургенева; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах . | Познавательные УУД. - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | совершенствование духовно-нравственных качеств личности; -формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; -формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности . |
Н.А.Некрасов | -соотносить представления , полученные при чтении художественного произведения, со сведениями из истории; -определять отношение автора к изображаемым событиям и героям; -составлять вопросы по статье учебника; -выразительно читать стихотворение; -отличать трехсложные размеры стиха от двусложных; - письменно характеризовать стихотворный текст; -с помощью самостоятельно подобранных ключевых слов составлять рассказ о герое. | - составлять рассказ по картине; -создавать комментарий к иллюстрациям; -готовить сообщение о роли образных средств в произведении; -участвовать в коллективных формах исследовательской деятельности; -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; -находить необходимую информацию и иллюстративный материал для реализации творческого проекта; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | -формирование представлений о свободе как экзистенциальной ценности гуманизма; -формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; -формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; |
Л.Н.Толстой | - характеризовать творческую историю произведения; - составлять комментарий к заданным словам; -составлять устное высказывание на заданную тему; - готовить художественный пересказ фрагмента; - составлять цитатный план для устного ответа; -анализировать литературное произведение; -определять его принадлежность к одному из литературных жанров и родов; -составлять вопросы по статье учебника; -формулировать микровыводы и выводы об основных проблемах, поставленных в произведении; -выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; -составлять и произносить по правилам риторики рассказ о герое на основе личных впечатлений; -формулировать идею произведения; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации | - давать обоснованный развернутый письменный ответ на поставленный вопрос; -подбирать материал для компьютерной презентации и редактировать его; -уметь характеризовать героев, сопоставлять героев произведения; -уметь писать сочинения и изложения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; -вести исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | совершенствование духовно-нравственных качеств личности; -формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; -формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности ; -формирование представлений об агрессивности как антиценности, осуждение жестокости, национальной розни; -формирование представлений о чистосердечии, чувстве товарищеского долга, ответственности за более слабого |
А.П.Чехов | -определять тематику юмористических рассказов писателя; - характеризовать роль антитезы и метафоры в рассказе А.П.Чехова; -формулировать микровыводы и выводы по содержанию произведения; -выявлять и характеризовать жанровое своеобразие юмористических рассказов Чехова; -находить в тексте художественную деталь и характеризовать ее роль; - составлять вопросы по статье учебника. | - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - подбирать материал для проведения экспресс-опроса; -составлять письменный отзыв об эпизоде; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; -объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | -совершенствование духовно-нравственных качеств личности; -формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; |
Поэзия XIX века о родной природе | -выразительно читать стихотворения о природе; -находить в тексте стихотворения образно-выразительные средства и определять их роль; -понимать - владеть литературоведческими терминами: эпитет, сравнение, метафора; -- определять его принадлежность к одному из литературных жанров и родов; - составлять вопросы по статье учебника. | - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; -передавать свое отношение к стихотворению через иллюстрацию к тексту; -сопоставлять несколько лирических стихотворений о природе; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | -формирование представлений об участии как гуманистической ценности. |
Литература XX в. И.А. Бунин | -характеризовать образ-пейзаж; -составлять вопросы по статье учебника; - составлять комментарий к заданным словам; - составлять устное высказывание на заданную тему; - определять выразительные средства создания образов и использовать их при характеристике героев и персонажей; - составлять цитатный план для устного ответа; - определять особенности стихотворения-размышления. | - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - подбирать материал и иллюстративный ряд для компьютерной презентации; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: -наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | - формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; |
Л.Н.Андреев | - характеризовать тематику и проблематику рассказа; -владеть литературоведческими терминами; - анализировать литературное произведение; -определять его принадлежность к одному из литературных жанров и родов; -составлять вопросы по статье учебника; -составлять тезисы для последующего рассказа-размышления о герое; -готовить художественный пересказ фрагмента; - воссоздавать портрет героя с элементами психологической характеристики. | - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - выявлять скрытую авторскую позицию; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). . | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: -наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | - формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; |
А.И.Куприн | -пересказывать произведение с заменой лица» -характеризовать образы и сюжет рассказа; - создавать устный портрет; -находить наиболее значимые эпизоды для характеристики героя; - готовить устный ответ по цитатному плану; | - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - выступать с сообщением об особенностях языка в рассказе; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). . | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи; -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности; -владеть основами самоконтроля, самооценки: -наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | - формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; |
А.А. Погорельский | -выразительно читать стихи А.А.Блока о природе; -владеть литературоведческими терминами: эпитет, метафора; - давать письменный ответ о поэтическом тексте; -определять идею стихотворения; -выявлять ведущий художественный прием и характеризовать его роль в тексте; -подбирать ключевые слова для ответа. | -давать обоснованный развернутый письменный ответ на поставленный вопрос; -сопоставлять два блоковских стихотворения; -подбирать материал для компьютерной презентации и редактировать его; | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); -представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | -формирование представлений о творчестве, о свободе выражения своих чувств; -формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности: гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел. |
С.А.Есенин | -выразительно читать стихи С.А.Есенина; -выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - составлять цитатный план рассказа на тему «Это всё о России» ; -характеризовать образно-поэтический язык одного из стихотворений С.А.Есенина. | - даватьобоснованный развернутый письменный ответ на поставленный вопрос; -подбирать материал для компьютерной презентации и редактировать его; -участвовать в оформлении поэтической гостиной. | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | -формирование представлений о творчестве, о свободе выражения своих чувств; -формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности: гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел. |
А.П.Платонов | - писать словарную статью; -анализировать литературное произведение; -готовить художественный пересказ фрагмента; -составлять вопросы по статье учебника; -характеризовать своеобразие языка произведения. | - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - сопоставлять словарь предметов, явлений, воссозданных в художественном произведении; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). . | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | - формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; |
В.П.Астафьев | -составлять развёрнутые тезисы; -выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - готовить художественный пересказ текста; - характеризовать образ героя; -определять образно-выразительные средства произведения; | -давать обоснованный развернутый письменный ответ на поставленный вопрос; - сопоставлять два рассказа; -подбирать материал для компьютерной презентации и редактировать его; | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | -формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; -формирование представлений о патриотизме как нравственной ценности; -формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. |
П.П. Бажов | -анализировать литературное произведение; -определять его принадлежность к одному из литературных жанров и родов; -составлять вопросы по статье учебника; -выразительно читать текст по ролям; | -давать обоснованный развернутый письменный ответ на поставленный вопрос; -подбирать материал для компьютерной презентации и редактировать его; -сопоставлять изучаемое произведение с ранее прочитанными и формулировать выводы; -оформлять рефлексивную таблицу и формулировать на ее основе выводы. | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | -формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; -формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. |
В.Г. Распутин |
А. Жвалевский и Е. Пастернак | -анализировать литературное произведение; -определять его принадлежность к одному из литературных жанров и родов; | -давать обоснованный развернутый письменный ответ на поставленный вопрос; - сопоставлять два рассказа; -подбирать материал для компьютерной презентации и редактировать его; | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); -представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | -формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; -формирование представлений о патриотизме как нравственной ценности; -формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. |
Поэзия XX века о родной природе | -выразительно читать стихотворения о природе; -находить в тексте стихотворения образно-выразительные средства и определять их роль; -понимать - владеть литературоведческими терминами; -определять его принадлежность к одному из литературных жанров и родов; -составлять вопросы по статье учебника. | - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; -передавать свое отношение к стихотворению через иллюстрацию к тексту; -сопоставлять несколько лирических стихотворений о природе; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); -представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | -формирование представлений об участии как гуманистической ценности. |
Зарубежная литература Г.Х.Андерсен | -готовить различные виды пересказа текста; -выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации | - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | -формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; -формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. |
М.Твен | -анализировать литературное произведение; -определять его принадлежность к одному из литературных жанров и родов; -составлять вопросы по статье учебника; - определять художественные детали, с помощью которых создается юмористическая ситуация; -рассказывать о приключениях героев; -выразительно читать по ролям; | -давать обоснованный развернутый письменный ответ на поставленный вопрос; -подбирать материал для компьютерной презентации и редактировать его; -соотносить характер персонажа с собственными чертами; - сопоставлять мир детства и мир взрослых. | -формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; -формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. |
А. Линдгрен | -готовить сообщение на материале учебника; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации ; - выделять главное в прослушанном сообщении. | - готовить книжную выставку к уроку; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект); -составлять вопросы для литературной викторины; -готовить сообщение о мультипликационных фильмах, созданных на основе произведений А.Линдгрен | -формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; -формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. |
Р.Брэдбери | -анализировать литературное произведение; -определять его принадлежность к одному из литературных жанров и родов; -составлять вопросы по статье учебника; | - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). | | -формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; -формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. |
Ш.Перро | -анализировать литературное произведение; - выполнять художественный пересказ текста; -составлять вопросы по статье учебника; - давать оценку характеров персонажей. | - давать оценку характеров персонажей. -давать обоснованный развернутый письменный ответ на поставленный вопрос; -подбирать материал для компьютерной презентации и редактировать его; - создавать иллюстрации к эпизодам романа. | -формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; -формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. |
Бр.Гримм | -анализировать литературное произведение; - выполнять художественный пересказ текста; -составлять вопросы по статье учебника; | -формирование представлений о творчестве, о свободе выражения своих чувств; -формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности: гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел. |
Дж.Лондон | -анализировать литературное произведение; - выполнять художественный пересказ текста; -составлять вопросы по статье учебника; | - давать оценку характеров персонажей. -давать обоснованный развернутый письменный ответ на поставленный вопрос; -подбирать материал для компьютерной презентации и редактировать его; - создавать иллюстрации к эпизодам романа. |
Гомер, мифы | -составлять цитатный план; -выразительно читать фрагменты мифов; -понимать содержание основных понятий, связанных с темой, и правильно применять их; -отличать мифологического героя от мифологического персонажа; -применять различные виды пересказа; -подбирать ключевые слова и с их помощью характеризовать текст; -создавать словесные иллюстрации к тексту; -сопоставлять несколько мифов и находить общие и отличительные признаки в них; -характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; -пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями; -представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы | -анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; -понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; -оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; -писать конспект, отзыв, тезисы; -участвовать в коллективных формах исследовательской деятельности. | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы: -выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: −определять возможные роли в совместной деятельности; −играть определенную роль в совместной деятельности; −корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: -наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | совершенствование духовно-нравственных качеств личности; -формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности, понятиях: нравственные принципы и авторитеты. -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. |
Литература народов России Г.Тукай | -выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации; | - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы; -находить в тексте требуемую информацию; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять и находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | -формирование представлений о творчестве, о свободе выражения своих чувств; -формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности: гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел |
Сведения по теории и истории литературы | -Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста | - уметь анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из родов и жанров; -понимать и формулировать тему. Идею произведения, характеризовать героев; - определять в произведении элементы сюжета. Композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения | Познавательные УУД. -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы: -выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: −определять возможные роли в совместной деятельности; −играть определенную роль в совместной деятельности; −корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи; -формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Регулятивные УУД -самостоятельно определять цели обучения. -самостоятельно планировать пути достижения целей: -определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. -соотносить свои действия с планируемыми результатами: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. -оценивать правильность выполнения учебной задачи: -оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. -владеть основами самоконтроля, самооценки: -наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | - формирование умений работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности |