СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сжатому изложению "Старый пень"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сжатому изложению "Старый пень"»

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

- Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.



Подготовка к сжатому изложению «Старый пень»

Домашнее задание:

Упражнение 1. Выполните разбор словосочетаний.

Собрались в стан, гуляет в лесу, мохнатый заяц, глубокое озеро, идти медленно.

Подготовка к сжатому изложению.

- Как вы понимаете этот термин? - Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

- Какие же кратко, а какие - подробно?

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.


Вспомним приемы сжатия текста.

  • Обобщение (заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием, обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением).

  • исключение (исключаем повторы, синонимы, уточнения, пояснения);

  • упрощение (объединить несколько предложений в одно, замена сложноподчинённого предложения простым, прямая речь в сжатом изложении заменяется косвенной).


ДЕЛАЕМ ВЫВОД: чтобы правильно осуществить сжатие текста, необходимо ИСКЛЮЧИТЬ подробности и детали, ОБОБЩИТЬ конкретные, единичные детали и УПРОСТИТЬ синтаксические конструкции.

(ИСКЛЮЧАЮ, ОБОБЩАЮ, УПРОЩАЮ)


Упражнение 2. Используя приемы сжатия, запишите предложения в исправленном виде.

1. Сегодня мы пойдем в кино, пойдем в музей, а потом пойдем домой.

2. Обильно цветет малина, брусника, шиповник.

3. На столе лежит красивая, прекрасная роза.

4. Идешь по влажной земле бесшумно, идешь и смотришь по сторонам.

5. Тихо, беззвучно в зимнем лесу.

6. Брат сказал: «Я хочу с тобой поехать».

7. «Твоя собака?» - спросил водитель.


Прочитайте внимательно текст В.Катаева «Пень».

- Докажите, что данный отрывок является текстом?

Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

Чтение текста учащимися.

- О чем этот рассказ, т.е. его тема?

- Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

Учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча.

- Какой урок можно извлечь из данного текста?

- Как бы вы назвали этот рассказ?

Варианты: - "Старый пень", "Притча о гордом человеке", "Ты не царь"

Словарно-лексическая работа.

Старый пень, маленькие девочки, поклонился кряхтя, побрел дальше, кланялись пню, возгордился он, осенняя красота, ваш царь, быстрая синичка, обыкновенный стол, вкусные опенки.

- Какое слово в этом тексте является ключевым? (Гордость)

- Подберите синонимы к слову гордость. (зазнайство, высокомерие).

Текст делится на абзацы - микротемы.

Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

Выделение микротем и составление плана

- Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

- Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

План

  1. Грибники вокруг старого пня

  2. Старый пень возгордился

  3. Молчание деревьев

  4. "Я ваш царь!"

  5. " Ничего ты не царь"


Напишите изложение, используя приемы сжатия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!