СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повышение эффективности учебного процесса на уроках истории посредством применения методов проблемного обучения».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Повышение эффективности учебного процесса на уроках истории посредством применения методов проблемного обучения».

Просмотр содержимого документа
««Повышение эффективности учебного процесса на уроках истории посредством применения методов проблемного обучения».»

«Повышение эффективности учебного процесса на уроках истории в 5-9 классах посредством применения методов проблемного обучения».

В процессе модернизации современного образования главным в обучении является не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Для достижения целей, стоящих перед современным образованием, использование прогрессивных образовательных технологий является в настоящее время одним из важнейших условий эффективности обучения. Не напичкать учащихся знаниями, а сформировать у них положительную мотивацию учения, создать атмосферу заинтересованности в учебной деятельности.

«Ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Ф. Рабле.

Что же представляет собой проблемное обучение? В учебном пособии Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Учитель должен уметь создавать проблемную ситуацию и через постановку познавательных задач организовать самостоятельную деятельность школьников. Ученики, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию. Активность возникает в процессе работы учеников, поставленных в соответствующую ситуацию.

Основная цель проблемного обучения – вызвать к действию внутренние побуждения учащихся, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность.



Актуальность данной технологии заключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.

Таким образом, проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

  • формирование у учеников необходимого объема ЗУН

  • развитие творческого мышления

  • развитие навыков самостоятельной работ

  • развитие способности к самообучению

  • формирование исследовательской активности.


Но у данного метода есть и свои недостатки:

  • стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;

  • требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);

  • уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;

  • метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.


Но, несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.


Что представляет собой проблемный урок? Структура проблемного урока:

  1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

На своих уроках я применяю разные варианты постановки проблемы урока:

  1. Учащимся предлагаются два противоположных факта или две противоположные оценки, которые должны подтолкнуть их к постановке проблемного вопроса.

  2. Учащиеся знакомятся с двумя историческими источниками или с историческим источником и статистическими данными, оценкой, мнением современников или историков, выявляют противоречие и формулируют проблему урока.

  3. Учащиеся знакомятся с темой урока и должны предположить какая проблема будет решаться на уроке.

  4. Тема урока может быть сформулирована как проблема урока («Петр I – реформатор или революционер?», «Николай II – «Кровавый» или «многострадальный?»).

  1. Версии.

  2. Актуализация знаний (Что необходимо вспомнить из изученного материала для решения проблемы урока?).

  3. Планирование деятельности (Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?)

  4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).



В проблемном обучении применяют основные три метода:



методы

характеристика

Проблемное изложение

(рассказ,

лекция)

Учитель подаёт информацию в необычной форме, акценты расставляет так, чтобы активизировать у учащихся процесс мышления. Информация учителя создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, возникновение сомнений. Сила проблемного изложения в его прогностических качествах. По мере изложения материала ученики нередко предвосхищают очередной шаг учителя в рассуждениях или строят его иначе, по – своему, проявляя тем самым творческое мышление. Учитель формулирует проблему исследования, поставленную учёными, излагает гипотезы, которые были выдвинуты исследователями, намечает способы их проверки.

Частично-поисковый

(эвристическая беседа)

Беседа – диалог между учителем и учеником. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность и самостоятельность учащихся.

Особенности:

  1. Целевая направленность беседы на решение проблемы с помощью картины. Учащимся предлагается какая-либо картина, рисунок или фотография. Объясняя те или иные фрагменты этой картины, разрешается проблема, которую учитель задает детям вместе с картиной. Обобщая все высказывания, создается какое-нибудь представление о том или ином явлении или событии, изображенном на картине.

  2. Логическая взаимосвязь вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы.

  3. Проблемный характер большей части вопросов, включённых в беседу.

  4. Самостоятельность учащихся в поиске ответов на вопросы.

  5. Доказательное целостное решение проблемы, поставленной в начале беседы.

Исследовательский

Обеспечивает усвоение опыта творческой деятельности. Призван научить самостоятельному овладению способами поиска знаний. Функция учителя при использовании этого метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий, а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом. Школьники могут использовать различные источники знаний (словари, справочники, энциклопедии).



  1. Выражение решения проблемы.


  2. Применение нового знания (выполнение заданий по теме урока).


  3. Рефлексия.


  4. Домашнее задание.

Как при помощи проблемных методов обучения можно повысить эффективность учебного процесса? Благодаря чему проблемное обучение дает более высокие результаты? Более высокая эффективность проблемного обучения, проявляется в том, что

  1. проявляется большая интеллектуальная активность учащихся, вызываемая познавательной потребностью – это желание во что бы то ни стало найти искомое неизвестное, без которого они не смогут решить поставленную задачу;

  2. во-вторых, знания усваиваются как некие общие закономерности или способы действий, позволяющие использовать их и впредь при решении широкого круга других задач, а не как иллюстрация частного случая, относящегося к изучаемой закономерности, которая при традиционном обучении обычно сообщается учащимся в готовом виде.



Результативность применения технологии проблемного обучения заключается в том, что:

  1. технология проблемного обучения позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию подрастающего поколения.

  2. результаты работ учащихся, как в учебной, так и во внеклассной деятельности позволяют им поверить в себя, в свои знания:

  • через постоянную поддержку учебной мотивации;

  • через поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;

  • через развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;

  • через формирование умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

  1. Учащиеся, через активизацию познавательной деятельности, путём решение проблемных заданий на уроке не останавливаются на этом, а принимают участие в различных конкурсах, самостоятельно готовят презентации и дополнительный материал к занятиям. Различного вида поощрения (дипломы, сертификаты, грамоты) стимулируют их и являются реальным показателем эффективности учебного труда.

Сложности данной технологии в том, что научить всех и всему в короткий срок нереально. Необходима длительная и кропотливая работа с учетом индивидуальных особенностей детей и оказание им дифференцированной помощи в преодолении трудностей. На начальной стадии проблемного обучения учащимся необходимы точные указания, где они могут найти дополнительные сведения, что с чем следует сопоставить.

Наиболее сильные ученики активно включаются в поиск. Намечают и применяют различные пути подхода к разрешению вопроса. Им не нужно частое вмешательство учителя, они стремятся к самостоятельности.

Ученики со средними учебными возможностями, в отличие от сильных учеников, нуждаются в большей помощи. Главная их трудность – правильно определить этапы действия по проблеме, последовательно и логично раскрыть содержание задачи. Задача учителя – довести до сознания учеников, что является причиной, а что следствием. Это и является основой строгой логической последовательности.

Ученики со слабыми учебными возможностями на первых порах теряются и часто отказываются от самостоятельного познавательного поиска. Для таких учащихся необходимо расписать весь ход действий и указать источники, к которым следует обратиться. Этих учащихся надо учить процессу доказательства. При постановке проблемы необходимо учитывать объема работы, темп и дать необходимые инструкции и разъяснения, зачем нужна данная работа. Зачастую такая работа требует показа образца.


Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения - достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!