Урок 31 Класс 8 -
Тема: Практическая работа № 4 Получение водорода и исследование его свойств.
Цель:
-
совершенствовать экспериментальные умения - приемы работы с лабораторным оборудованием и веществами; умения наблюдать, делать выводы, оформлять результаты практической работы в тетрад;
-
работа над развитием навыков умелого обращения с огнем, опасными веществами.
-
умение составлять уравнения химических реакций, умение делать выводы, соблюдать правила техники безопасности;
-
расширение кругозора обучающихся, формирование уважения к истории науки.
-
развитие представлений о здоровом образе жизни в блоках: «Химия в быту - безопасное поведение».
Коррекционные цели: коррекция и развитие связной устной и письменной речи, коррекция и развитие моторной памяти, развитие умений делать выводы.
Оборудование:
-
лабораторный штатив с лапкой, держатель для пробирок, штатив для пробирок, ложка-дозатор, фильтровальная бумага
-
спиртовка, спички
-
автоматический прибор Кирюшкина для получения газов, 3 пробирки, кристаллизатор с водой Реактивы:гранулы цинка, соляная кислота (разб.), оксид меди (II).
Тип урока: урок- практикум (виртуальная лаборатория)
Правила техники безопасности: Работа со спиртовкой; работа со стеклом; Проверка прибора на герметичность.
Ход работы:
I. Подготовка к проведению практической работы.
-
Инструктаж по технике безопасности при работе с сухим горючим.
-
Технический инструктаж о проведении практической работы.
II. Актуализация знаний
-
Какие исходные вещества будем использовать мы для получения водорода?
-
Необходимо ли нагревать реакционную смесь?
-
На что обратить внимание при записи наблюдений?
-
Какой прибор будем использовать для получения водорода?
-
Какими способами можно собрать водород, почему?
Знакомство с инструкцией: учебник стр. ________
III. Проведение практической работы (просмотр видео: Получение водорода.)
III. Закрепление знаний, умений, навыков.
После проведения работы сделать вывод, записать все результаты в тетрадь.
Домашнее задание: § ________.
Практическая работа № 4.Получение водорода и исследование его свойств.
С правилами ТБ ознакомлен (а)
Цель: научиться получать, собирать водород; изучить физические и химические свойства водорода.
Оборудование:
лабораторный штатив с лапкой, держатель для пробирок, штатив для пробирок, ложка-дозатор, фильтровальная бумага,спиртовка, спички, автоматический прибор Кирюшкина для получения газов, 3 пробирки, кристаллизатор с водой.
Реактивы: гранулы цинка, соляная кислота (разб.), оксид меди (II).
Ход работы
1. Способ получения водорода – взаимодействие активных металлов с кислотами.
Zn + 2HCl = ZnCl2 + Н2↑ + Q - при обычных условиях
Наблюдения:
-
реакция взаимодействия гранул цинка с соляной кислотой идет сначала медленно, затем очень бурно, пробирка разогревается
-
из газоотводной трубки выделяется бесцветный газ
-
при упаривании полученного раствора на стеклянной пластинке остается белый порошок
2. Приборы для получения и собирания водорода
Рис. Прибор для получения водорода – автоматический, который позволяет в любой момент остановить реакцию с помощью зажима (прибор Кирюшкина).
Собирание газа методом вытеснения воды – возможно, т.к. водород малорастворим в ней.
– следовательно, водород легче воздуха
3. Обнаружение водорода – проверка его на чистоту
Наблюдения:
4. Свойство водорода – активный восстановитель
Наблюдения:
Вывод:
Одним из способов получения водорода в лаборатории является взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой, при этом образуется соль (хлорид цинка) и водород. Водород – бесцветный газ, без запаха, малорастворим в воде, легче воздуха, в смеси с воздухом взрывоопасен, восстанавливает металлы из их оксидов.
3