СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по БСП-1 вариант

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практикум по БСП-1 вариант»

Практическая работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» 9 класс. Вариант 1.

____________________________________________________________

1.Выберите верные утверждения.

А. Бессоюзные сложные предложения – это предложения, части которых соединены между собой по смыслу и интонационно.

Б. При бессоюзной связи смысловые отношения между частями сложного предложения явно не выражены. В устной речи они передаются с помощью интонации, а в письменной – при помощи знаков препинания.

В. Основные знаки препинания в БСП – запятая, точка с запятой, тире.

Г. В БСП, если простые предложения в них обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между и ничем не осложнены, то между ними ставится точка с запятой.

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА 
А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Б) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.
В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну, ‒ словом, всё было по-своему прекрасно.
2) Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем.
3) Далеко впереди, в ясном небе, проступала светлая полоса, отблеск близких полярных льдов.
4) С Балтики на город наползали тёмные тучи – предвестники шторма, нередкого в этих краях.
5) Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
Б) Между однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся союзом, ставится запятая.
В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Сибирская тайга – бесценное творение природы, богатое непроходимыми лесами и болотами.
2) Сад тётушки славился соловьями, горлинками и яблонями, а дом ‒ крышей.
3) Слова, созданные далёкими предками, раскрывают нам и удивительные стороны психологии народа, и его умение подмечать наиболее характерное в явлениях действительности.
4) Ветер шевелил листву, и шум моря сливался со звуками затихающей песни, и слышался треск сучьев в костре.
5) Вода, камыши, прибрежный кустарник ‒ всё было скрыто в густом рассветном тумане.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Константин Мельников (1) классик русского архитектурного авангарда. По его проектам были созданы самые необычные здания Москвы (2) клуб имени Русакова (3) гараж Госплана (4) здание конторы Ново-Сухаревского рынка (5) дом-мастерская самого архитектора. Примечательно (6) что территорию Ново-Сухаревского рынка Мельников обустроил рационально (7) продавцы получили постоянные места для торговли (8) а покупатели могли сразу увидеть товары целого ряда.

_____________

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Совсем стемнело (1) и я пошел к дому. Холодом тянуло по земле (2) хрустела под ногами корка льда (3) схватившая лужи. На опушке в лицо вдруг повеяло теплом. Земля оттаяла (4) согрелась за день (5) теперь воздух греется об нее. Я шел полем и вспоминал цветы (6) оставленные на пеньке. Снова показалось (7) что стебли их шевелятся (8) шевелятся в руке. (Ю.Коваль)

6.7. Прочитайте текст и выполните задания 6 и 7.

(1)Медведь — символ предусмотрительности и силы. (2)Как и другие могучие хищники — лев, орёл, волк, это животное красовалось на гербах как отдельных людей, так и целых городов и княжеств. (3)Например, медведя на гербе Ярославля легенда связывает с медведицей, убитой Ярославом Мудрым на месте будущего города. (4)Но большинство историков считают, что племена, жившие здесь, издревле поклонялись медведю как своему предку, а позже языческий медведь перешёл на герб христианского города. (5)Сила, храбрость, мудрость и даже богатство — все эти качества связаны с животным, изображённым на гербе города.

6. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) медведь — символ (предложение 1)
2) это красовалось (предложение 2) 
3) медведя связывает (предложение 3) 
4) племена поклонялись (предложение 4) 
5) качества связаны (предложение 5) Ответ: _____________

7. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 сложное бессоюзное.
3) Предложение 3 простое.
4) Предложение 4 сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями.
5) Предложение 5 простое односоставное безличное. Ответ: ___________________

8. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. ________________

Лес стал р..(1)деть, и вместо больших сос..(2)н показались кустарн..(3)ки. Опушка леса продолжалась ещё с полв..(4)рсты; потом колёса экипажа застучали по бол..(5)е твёрдому грунту. Опять по обеим сторонам дорог..(6) пошли б..(7)сконечные поля, расст..(8)лающиеся по холмам до самого гор..(9)зонта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!