СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по БСП-2 вариант

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практикум по БСП-2 вариант»

Практическая работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» 9 класс. Вариант 2.

____________________________________________________________

1.Выберите верные утверждения.

А. Бессоюзные сложные предложения – это предложения, части которых соединены между собой только по смыслу.

Б. При бессоюзной связи смысловые отношения между частями сложного предложения явно не выражены. В устной речи они передаются с помощью интонации, а в письменной – при помощи знаков препинания.

В. Основные знаки препинания в БСП – запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.

Г. В БСП, если простые предложения в них обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между и ничем не осложнены, то между ними ставится точка с запятой.

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА 
А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.
Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
В) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Хорошо сидеть одному на краю снежного поля, слушая, как в хрустальной тишине морозного дня щебечут птицы.
2) Мутно-золотая заря блёкла в облаках за полями, отсвечивала в лужах, мокро и зелено было в полях.
3) Ни души не было кругом – только овсянки, сидя под дождём на высоких кустах, звенели на весь лес.
4) Если смотреть из окна прямо, можно увидеть крыши, точно лодки, опрокинутые вверх дном в зелёных волнах садов.
5) Уйти нельзя было, остаться – опасно.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Из открытых окон запылённых вагонов глядят люди, едущие на Кавказ: знаменитый артист в серой шёлковой шапочке, красивая дама с лорнетом, худой англичанин с трубочкой в зубах.
2) Стало слышно, как под ногами шедшего шуршала трава и потрескивал бурьян, но за светом костра никого не было видно.
3) Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стелить постель и укладываться на ночь.
4) Я бродил не спеша по горам и долинам, засиживался в деревенских харчевнях, мирно беседуя с хозяевами и гостями, или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака.
5) Когда бабушка улыбалась, её тёмные, как вишни, глаза вспыхивали приятным светом.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Константин Мельников (1) классик русского архитектурного авангарда. По его проектам были созданы самые необычные здания Москвы (2) клуб имени Русакова (3) гараж Госплана (4) здание конторы Ново-Сухаревского рынка (5) дом-мастерская самого архитектора. Примечательно (6) что территорию Ново-Сухаревского рынка Мельников обустроил рационально (7) продавцы получили постоянные места для торговли (8) а покупатели могли сразу увидеть товары целого ряда.

_____________

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Совсем стемнело (1) и я пошел к дому. Холодом тянуло по земле (2) хрустела под ногами корка льда (3) схватившая лужи. На опушке в лицо вдруг повеяло теплом. Земля оттаяла (4) согрелась за день (5) теперь воздух греется об нее. Я шел полем и вспоминал цветы (6) оставленные на пеньке. Снова показалось (7) что стебли их шевелятся (8) шевелятся в руке. (Ю.Коваль) ___________________

6.7. Прочитайте текст и выполните задания 6 и 7.

(1)Среди множества диких трав крапиву мы запоминаем на всю жизнь с первого же прикосновения к её листьям, обжигающим кожу. (2)Мы считаем её сорняком, буйные заросли которого приходится каждый год везде истреблять: в садах, у жилищ и заборов, вдоль дорог. (3)Между тем это растение издавна служило человеку: из длинных волокон крапивы когда-то вырабатывали бумагу, плели канаты и рыболовные снасти. (4)Крапива — ценное лекарство. (5)Кстати сказать, в народной медицине используют изготовленный из неё настой, который улучшает состав крови, отваром из корней полощут рот, чтобы укрепить дёсны, люди его втирают в кожу головы от выпадения волос.

6. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) крапиву запоминаем (предложение 1)
2) заросли приходится истреблять (предложение 2)
3) растение служило (предложение 3) 
4) крапива — лекарство (предложение 4) 
5) настой используют (предложение Ответ: _____________

7. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, осложнённое.
2) Предложение 2 сложное бессоюзное.
3) Первая часть сложного предложения 3 — односоставное безличное предложение.
4) Предложение 4 простое, неосложнённое.
5) Сложное предложение 5 состоит из пяти простых предложений.. Ответ: ____________

8. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Лес стал р..(1)деть, и вместо больших сос..(2)н показались кустарн..(3)ки. Опушка леса продолжалась ещё с полв..(4)рсты; потом колёса экипажа застучали по бол..(5)е твёрдому грунту. Опять по обеим сторонам дорог..(6) пошли б..(7)сконечные поля, расст..(8)лающиеся по холмам до самого гор..(9)зонта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!