СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Филиппова Анна Александровна

Район

г.Арзамас

Место работы

МБОУ СШ № 58

Должность

учитель русского языка и литературы


УМК

Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.

Предмет

Русский язык

Класс

5 класс

Общая информация


Тема урока

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: Формирование способности учащихся к новому способу действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.

Задачи:

образовательные: создать на уроке проблемную ситуацию, которая поможет открыть причины написания о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

развивающие: развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, мышления, наблюдательности; развивать умения применять знания на практике.

воспитательные: развивать интерес к изучению русского язык.

Планируемые результаты


  • личностные

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе по­лучения школьного образования

  • предметные

умение видеть орфограмму и объяснять ее написание

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

- регулятивные:

  • целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- познавательные:

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

- коммуникативные:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач

Технология организации учебной деятельности с ЭФУ

Проблемно-диалогическая

Программно-техническое и дидактическое обеспечение


Необходимое оборудование

Компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска






ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД (Планируемые результаты)


УРОК (45 мин.)

1.

Организационный

момент (3 мин.)

1.Приветствие.

- Добрый день, ребята. Садитесь. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Настроились на хорошую и плодотворную работу.

2. Проверка к готовности урока.


1.Приветствуют учителя и друг друга

2.Настраиваются на активную работу.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

2.

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин.)

- Ребята, сегодня на уроке, мы с вами будем юными следопытами и проведём небольшое исследование.


Узнают о сюжетной линии урока.




Коммуникативные: планирование сотрудничества в ходе урока.





3.

Речевая разминка.

(4 мин.)

-Предлагаю вам выполнить устное задание. Перед вами карточки со словами. Вы в карточках расставляете буквы и объясняете условие выбора написания, по готовности поднимаете руки. На выполнения данного задания отводится две минуты.


Задание: 1 вариант: Прил…гать усилия, сл…жить вещи, отл…жить празднование, возл…гать надежды, безотл…гательное дело, подл…жить подушку, пол…жение страны, предл…гать работу

2 вариант: Предл…гать помощь, сл…жение чисел, являться сл…гаемым, ул…жить спать, распол…гаться в кинотеатре, сл…жить песню, сл…гать песню, пол…жить сумку.


Давайте проверим выполненное задание.











Выполняют задание учителя в карточках.














Ученики называют букву, которую вставили на месте пропуска, объясняют условие выбора.

Познавательные: структурирование знаний.

Регулятивные: контроль.








4.

Создание проблемный ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

(24 мин.)

Создает проблемную ситуацию.

Учитель предлагает выполнить практическое задание на новую тему.

(на доске) болеть душ…й, болеть сердц…м.

- Перед вами два фразеологических оборота. Давайте, вставим на месте пропуска недостающие буквы (устно).


- Ребята, подумайте, что обозначают данные фразеологические обороты? Я предлагаю одному из вас воспользоваться фразеологическим словарем.

Пока ученик ищет информацию в словаре, остальные отвечают, что обозначают данные фразеологические обороты по их мнению.




-Как называются слова, имеющие одно значение?


-Значит фразеологические обороты синонимичны.


Давайте вернемся к выражениям: болеть душ…й, болеть сердц…м.


-В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме?

-За какими согласными следует неизвестная гласная?

- А какая это может быть гласная?


-Ребята, что нам нового предстоит узнать сегодня на уроке?




-Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Посмотрите на слайд. Сформулируйте цели урока, используя начало предложений:

1) Познакомиться с …

2) Научиться …





-Сейчас вам предстоит посмотреть видео, которое поможет вам разобраться в правильном написании гласных О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

-Ваша задача внимательно его просмотреть. После просмотра мы сделаем выводы.


Перед началом просмотра, запишите в своих тетрадях число, классная работа.

Просмотр видео (РЭШ, урок 71)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7687/main/263705/


-Теперь давайте сформулируем правило.





-Выполняют задание в тетради и на интерактивной доске.

Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, выделите орфограммы:

Дворц…м, товарищ..м, шалаш…м, задач…й, репортаж…м, бойц…в, юнош…й.
















Ученики отвечают.

-Эти фразеологические обороты имеют одинаковое значение. 1. Испытывать постоянную тревогу, беспокоясь о ком-либо, о чём-либо; 2. беспокоиться, страдать, переживать и т. п. за кого-либо, испытывать тревогу за что-либо

-Синонимы











- Орфограмма пропущена в окончании существительного.

- Неизвестная гласная следует за шипящими и ц.

- Это могут быть гласные О и Е.


-Мы должны узнать, когда пишется О, а когда Е в окончаниях имен существительных после шипящих и после ц.








-Познакомиться с правилом написания гласных О-Е в окончаниях имен существительных.

-Научиться применять данное правило на практике.















-Смотрят видео.




Формулируют правило:

После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.



Выполняют задание у доски и в тетради.






Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулирование темы.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: структурирование знаний.



5.

Физкультминутка

(1 мин.)

(Предлагает выполнить упражнения для снятия напряжения. Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – успокоиться и сесть.

6.

Этап обобщения изученного материала.

(9 мин.)


Используя свои новые знания, выполним задания.

-Открываем учебник, стр. 76, упр. 557.

У доски работает три человека, остальные в тетради, по заданию учебника.

Один ученик работает с интерактивной доской (Ури .ру. Раздел «Орфография», тема «Учимся писать А, У, О/Е после Ц», задания № 2,3)



Применяют новое правило при выполнении упражнения. Выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения.

Познавательные: структурирование знаний, поиск информации.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Личностные: смыслообразование



7.

Этап подведения итогов урока.

(3 мин.)

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

Скажите пожалуйста, о какой орфограмме мы сегодня узнали на уроке?

В каких случаях пишутся данные орфограммы?


Для итога урока мы снова

воспользуемся методикой незаконченного предложения.

- Сегодня на уроке мы познакомились....

- Мне удалось на уроке ....

- Самым интересным для меня на уроке было ....

- Я думаю, что с домашним заданием....

- Хорошо, ребята, сегодня на уроке активно работали почти все.

Домашнее задание:

  1. & 99, на образовательном портале «Учи.ру».;

  2. & 99, упр. 559 (у кого нет возможности выполнить задание на образовательном портале «Учи.ру»).

Выставление оценок.




- Правописание О-Е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.


- Под ударением пишется О, без ударения – Е.




Продолжают фразы.











Записывают домашнее задание.

Регулятивные: планирование.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!