СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Глагол как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся, выполняя различные упражнения, заполняют лингвистический паспорт глагола.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Глагол как часть речи"»

Глагол как часть речи

Глагол как часть речи

Актуализация знаний Глагол Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … Какие цели поставим сегодня перед собой?

Актуализация знаний

Глагол

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам …

Какие цели поставим сегодня перед собой?

Актуализация знаний  Задание «Верю – не верю» Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глагол отвечает на вопросы: кто? что? Глагол изменяется по временам. У глагола можно определить склонение. У Глагола можно определить I и II спряжение.

Актуализация знаний Задание «Верю – не верю»

  • Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
  • Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
  • Глагол изменяется по временам.
  • У глагола можно определить склонение.
  • У Глагола можно определить I и II спряжение.
Актуализация знаний  Задание «Верю – не верю» Глаголы имеют совершенный и несовершенный вид. Глаголы в настоящем времени изменяются по родам. Глагол в настоящем и будущем времени изменяется по лицам. Глаголы изменяются по числам. В предложении глагол может быть любым членом предложения.

Актуализация знаний Задание «Верю – не верю»

  • Глаголы имеют совершенный и несовершенный вид.
  • Глаголы в настоящем времени изменяются по родам.
  • Глагол в настоящем и будущем времени изменяется по лицам.
  • Глаголы изменяются по числам.
  • В предложении глагол может быть любым членом предложения.
Лингвистический паспорт глагола Грамматическое значение Вопрос? Морфологические признаки Что обозначает?   постоянные Вид совершенный / несовершенный Начальная форма – неопределенная форма (инфинитив) непостоянные Роль в предложении   Возвратность Изменяется: Возвратный / невозвратный   _____________ _____________

Лингвистический паспорт глагола

Грамматическое значение

Вопрос?

Морфологические признаки

Что обозначает?

 

постоянные

Вид совершенный / несовершенный

Начальная форма – неопределенная форма (инфинитив)

непостоянные

Роль в предложении

 

Возвратность

Изменяется:

Возвратный / невозвратный

 

_____________

_____________

Грамматическое значение глагола У меня друзей немало, Но я всех нарисовала : Коля колет , Поля полет , Паша пашет , Соня спит , Катя катит , Тоня тонет , Я не дам её утонуть , Я спасу подружку Тоню: Подрисую что-нибудь! Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Грамматическое значение глагола

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала :

Коля колет ,

Поля полет ,

Паша пашет ,

Соня спит ,

Катя катит ,

Тоня тонет ,

Я не дам её утонуть ,

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь!

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Лингвистический паспорт глагола Грамматическое значение Вопрос? Морфологические признаки Действие предмета Ч то делать? Что сделать? постоянные Вид совершенный / несовершенный Начальная форма – неопределенная форма (инфинитив) непостоянные Роль в предложении   Возвратность Изменяется: Возвратный / невозвратный   _____________ _____________

Лингвистический паспорт глагола

Грамматическое значение

Вопрос?

Морфологические признаки

Действие предмета

Ч то делать? Что сделать?

постоянные

Вид совершенный / несовершенный

Начальная форма – неопределенная форма (инфинитив)

непостоянные

Роль в предложении

 

Возвратность

Изменяется:

Возвратный / невозвратный

 

_____________

_____________

Непостоянные морфологические признаки глагола Выпишите из предложений глаголы в столбик. Определите у них время  Над лесом ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги. Скоро зазвенят ручьи.  Светит (наст.в.) Светило (прош.в.), будет светить (буд.в.) Потемнели (прош.в.) Потемнеют (буд.в.), наст в. нет Зазвенят (буд.в.) Зазвенели (прош.в.), наст в. нет   Измените глаголы по временам.

Непостоянные морфологические признаки глагола

Выпишите из предложений глаголы в столбик. Определите у них время

Над лесом ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги. Скоро зазвенят ручьи.

Светит (наст.в.)

Светило (прош.в.), будет светить (буд.в.)

Потемнели (прош.в.)

Потемнеют (буд.в.), наст в. нет

Зазвенят (буд.в.)

Зазвенели (прош.в.), наст в. нет

Измените глаголы по временам.

Лингвистический паспорт глагола Грамматическое значение Вопрос? Действие предмета Морфологические признаки Ч то делать? Что сделать? постоянные непостоянные Начальная форма – неопределенная форма (инфинитив)   Роль в предложении Вид совершенный / несовершенный Возвратность Изменяются: По временам: настоящее, прошедшее, будущее Возвратный / невозвратный  

Лингвистический паспорт глагола

Грамматическое значение

Вопрос?

Действие предмета

Морфологические признаки

Ч то делать? Что сделать?

постоянные

непостоянные

Начальная форма – неопределенная форма (инфинитив)  

Роль в предложении

Вид совершенный / несовершенный

Возвратность

Изменяются:

По временам: настоящее, прошедшее, будущее

Возвратный / невозвратный

 

Непостоянные морфологические признаки глагола Выпишите из предложений глаголы. Определите время и число. Небеса неожиданно засинели. Солнце золотило горы. Скоро зазеленеют рощи и леса. Мы видим первые цветы. Ты радуешься весне. Определите, лицо или род (где возможно) Засинели (прош.в., мн.ч.) золотило (прош.в., ед.ч.) зазеленеют (буд.в., мн.ч.) видим (наст.в., мн.ч.) радуешься (наст.в., ед.ч.) Засинели (прош.в., мн.ч.) золотило (прош.в., ед.ч ., ср.р ) зазеленеют (буд.в., мн.ч., з лицо ) видим (наст.в., мн.ч., 1 лицо ) радуешься (наст.в., ед.ч., 2 лицо )

Непостоянные морфологические признаки глагола

Выпишите из предложений глаголы. Определите время и число.

Небеса неожиданно засинели. Солнце золотило горы. Скоро зазеленеют рощи и леса. Мы видим первые цветы. Ты радуешься весне.

Определите, лицо или род (где возможно)

Засинели (прош.в., мн.ч.)

золотило (прош.в., ед.ч.)

зазеленеют (буд.в., мн.ч.)

видим (наст.в., мн.ч.)

радуешься (наст.в., ед.ч.)

Засинели (прош.в., мн.ч.)

золотило (прош.в., ед.ч ., ср.р )

зазеленеют (буд.в., мн.ч., з лицо )

видим (наст.в., мн.ч., 1 лицо )

радуешься (наст.в., ед.ч., 2 лицо )

Лингвистический паспорт глагола Грамматическое значение Вопрос? Действие предмета Морфологические признаки Ч то делать? Что сделать? постоянные непостоянные Начальная форма – неопределенная форма (инфинитив)   Роль в предложении Вид совершенный / несовершенный Возвратность Изменяются: По временам : настоящее, прошедшее, будущее,  Возвратный / невозвратный   По числам , В настоящем и будущем времени – по лицам ( спрягаются ) В прошедшем времени ед.ч. – по родам .

Лингвистический паспорт глагола

Грамматическое значение

Вопрос?

Действие предмета

Морфологические признаки

Ч то делать? Что сделать?

постоянные

непостоянные

Начальная форма – неопределенная форма (инфинитив)  

Роль в предложении

Вид совершенный / несовершенный

Возвратность

Изменяются:

По временам : настоящее, прошедшее, будущее,

Возвратный / невозвратный

 

По числам ,

В настоящем и будущем времени – по лицам ( спрягаются )

В прошедшем времени ед.ч. – по родам .

Синтаксическая роль глагола Проанализируйте предложения. Какую синтаксическую роль может выполнять глагол? Сегодня очень громко поют  птицы . Учиться – всегда пригодится . Я  просил его не писать мне писем. Я  пришёл  узнать о мероприятии. У меня возникло  желание  позагорать .

Синтаксическая роль глагола

Проанализируйте предложения. Какую синтаксическую роль может выполнять глагол?

Сегодня очень громко поют птицы .

Учиться – всегда пригодится .

Я просил его не писать мне писем.

Я пришёл узнать о мероприятии.

У меня возникло желание позагорать .

Лингвистический паспорт глагола Грамматическое значение Вопрос? Морфологические признаки Действие предмета Ч то делать? Что сделать? постоянные Роль в предложении непостоянные Начальная форма – неопределенная форма (инфинитив)   Вид совершенный / несовершенный Изменяются: Возвратность По временам : настоящее, прошедшее, будущее,  Возвратный / невозвратный   сказуемое По числам , Реже: В настоящем и будущем времени – по лицам (спрягаются) подлежащее В прошедшем времени ед.ч. – по родам . дополнение, обстоятельство, определение.

Лингвистический паспорт глагола

Грамматическое значение

Вопрос?

Морфологические признаки

Действие предмета

Ч то делать? Что сделать?

постоянные

Роль в предложении

непостоянные

Начальная форма – неопределенная форма (инфинитив)  

Вид совершенный / несовершенный

Изменяются:

Возвратность

По временам : настоящее, прошедшее, будущее,

Возвратный / невозвратный

  сказуемое

По числам ,

Реже:

В настоящем и будущем времени – по лицам (спрягаются)

подлежащее

В прошедшем времени ед.ч. – по родам .

дополнение,

обстоятельство, определение.

– это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Н.ф. – неопределенная форма (инфинитив) Постоянные признаки: Вид: совершенный/несовершенный Возвратность: возвратный/невозвратный Спряжение : I / II Изменяется: по временам: настоящее, прошедшее, будущее в наст. и буд. вр. – по лицам и числам в прош. вр. – по числам, в ед.ч. по родам ГЛАГОЛ Сказуемое  подлежащее

– это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Н.ф. – неопределенная форма (инфинитив)

Постоянные признаки:

Вид: совершенный/несовершенный

Возвратность: возвратный/невозвратный

Спряжение : I / II

Изменяется:

по временам: настоящее, прошедшее, будущее

в наст. и буд. вр. – по лицам и числам

в прош. вр. – по числам, в ед.ч. по родам

ГЛАГОЛ

Сказуемое подлежащее

Выборочный диктант Тянулось Выехали Водились Покатили Гонялся Блестела Не мог Виднелась Поймать Росли

Выборочный диктант

Тянулось

Выехали

Водились

Покатили

Гонялся

Блестела

Не мог

Виднелась

Поймать

Росли

Домашнее задание §111 с.101 выучить правило, упр. 683

Домашнее задание

§111 с.101 выучить правило, упр. 683


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!