СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Разбор задания 21 ЕГЭ по русскому языку. Тире"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал готовился для учащихся 10 класса. Естественно, будет полезен и одиннадцатиклассникам при повторении теории по заданию 21.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Разбор задания 21 ЕГЭ по русскому языку. Тире"»

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку Пунктуационный анализ текста. Тире

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку

Пунктуационный анализ текста. Тире

Формулировка задания  Найдите предложения, в которых тире (двоеточие/запятая) ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.  Количество баллов за правильно выполненное задание - 1 Скоолько?!!

Формулировка задания

Найдите предложения, в которых тире (двоеточие/запятая) ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Количество баллов за правильно выполненное задание - 1

Скоолько?!!

1. «Герой нашего времени» - знаменитый роман М.Ю.Лермонтова.

1. «Герой нашего времени» - знаменитый роман М.Ю.Лермонтова.

«Герой нашего времени» - знаменитый роман М.Ю.Лермонтова. ГрО
  • «Герой нашего времени» - знаменитый роман М.Ю.Лермонтова. ГрО
2.Понимать – значит сочувствовать.

2.Понимать – значит сочувствовать.

Понимать – значит сочувствовать.  ГрО
  • Пониматьзначит сочувствовать.

ГрО

Бессоюзное сложное предложение 3.Любишь кататься – люби и саночки возить.  ( 1 предл.=если)  Лес рубят- щепки летят. (1 предл. = когда) Смелые побеждают – трусливые погибают. (2 предл. противопоставл. = но)  Молвит слово-соловей поёт. (2 предл. = будто, сравнение) Работай – сыт будешь. (2 предл. =следствие)

Бессоюзное сложное предложение

3.Любишь кататься – люби и саночки возить.

( 1 предл.=если)

Лес рубят- щепки летят. (1 предл. = когда)

Смелые побеждают – трусливые погибают. (2 предл. противопоставл. = но)

Молвит слово-соловей поёт. (2 предл. = будто, сравнение)

Работай – сыт будешь. (2 предл. =следствие)

4. Весна красна цветами, осень – плодами.  Пропуск ЧП, чаще всего сказуемого. Угу!

4. Весна красна цветами, осень – плодами.

Пропуск ЧП, чаще всего сказуемого.

Угу!

5.И дома, и деревья, и трава – всё купалось в лучах утреннего солнца.  И дома , и деревь я, и трава – всё  купалось в лучах утреннего солнца. Проще не бывает…

5.И дома, и деревья, и трава – всё купалось в лучах утреннего солнца.

И дома , и деревь я, и трававсё купалось в лучах утреннего солнца.

Проще не бывает…

6.Созданием «Цеха поэтов» в 1911 году заявило о себе новое литературное направление – акмеизм.  Созданием «Цеха поэтов» в 1911 году заявило о себе новое литературное направление – акмеизм . (направление (какое?) акмеизм (одиноч. или распростр. приложение в конце предложения). Простите, не понял.. ???

6.Созданием «Цеха поэтов» в 1911 году заявило о себе новое литературное направление – акмеизм.

Созданием «Цеха поэтов» в 1911 году заявило о себе новое литературное направление – акмеизм . (направление (какое?) акмеизм (одиноч. или распростр. приложение в конце предложения).

Простите,

не понял..

???

7.Сборник «Из двух книг» - в него вошли лучшие произведения начинающей поэтессы – вышел в 1913 году. (Вставная конструкция, обознач.добавочное значение, попутное указание, уточнение, поправка. Не явл.членами предложения.) Сделаю вид, что понял.

7.Сборник «Из двух книг» - в него вошли лучшие произведения начинающей поэтессы – вышел в 1913 году. (Вставная конструкция, обознач.добавочное значение, попутное указание, уточнение, поправка. Не явл.членами предложения.)

Сделаю вид, что понял.

8.«А что такое история?» - не унимался Николай Николаевич.

8.«А что такое история?» - не унимался Николай Николаевич.

Практика 1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.    (1)Головные уборы – часть русского народного женского костюма. (2)Были они девичьи и женские. (3)Девушки заплетали косу, а макушку оставляли открытой. (4)Головной убор девушки – это всевозможные венцы, повязки, обручи.(5)Они украшались речным жемчугом, бисером.  (6)После венчания девушки две косы укладывали вокруг головы. (7)Подруги девушки надевали ей праздничный повойник, на него – кокошник, сверху – платок.

Практика

  • 1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

(1)Головные уборы – часть русского народного женского костюма. (2)Были они девичьи и женские. (3)Девушки заплетали косу, а макушку оставляли открытой. (4)Головной убор девушки – это всевозможные венцы, повязки, обручи.(5)Они украшались речным жемчугом, бисером.

(6)После венчания девушки две косы укладывали вокруг головы. (7)Подруги девушки надевали ей праздничный повойник, на него – кокошник, сверху – платок.

  • 2.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

  • (1)Эти старенькие дворы — настоящее испытание для всех, кто решил навсегда покинуть город, кто уже спешит в сторону станции с большим чемоданом или сумкой на плече. (2)Тут на каждом шагу хочется остановиться, подслушать, о чём перешёптываются из приоткрытого окна на первом этаже, хорошенько рассмотреть ржавые ажурные оградки цветников, лепнину на окнах. (3)И всякий, кто покидает городок, замрёт, заслушается, засмотрится и наверняка опоздает на поезд, как мои любимые старики. (4)Собравшись переезжать в Москву, бабушка и дедушка не раз решительно маршировали к станции с одним намерением — не возвращаться и поскорее забыть город. (5)Дед шёл с серым военным чемоданом и пиджаком, накинутым на плечи; бабушка, оживлённая и взволнованная, в купленном по случаю отъезда лёгком платье из креп-жоржета. (6)Они шли, тихонько переговариваясь и улыбаясь друг другу. (7)Дед — напевая. (8)Бабушка — заботливо снимая с его пиджака пёрышко. (9)Из окна раздавалась песня патефона — они замедляли шаг, а потом одновременно останавливались.
3.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.   (1)Медуза — смертная горгона, чьё имя в переводе означает «стражница». (2)В одних мифах говорится, что только одна из трёх сестёр горгон могла взглядом превращать людей в камень, в других сказано, что все три сестры обладали такой силой. (3)Сёстрам горгоны Медузы — Сфено и Эвриале — было предназначено разделить её ужасную судьбу. (4)Обе эти горгоны были бессмертными и в некоторых вариантах мифа менее отвратительными, чем их сестра. (5)Имя Сфено в переводе означает «могучая», а Эвриала — «далеко прыгающая». (6)Вход в мрачное логово горгон был усыпан обломками каменных статуй — окаменевших останков тех, кто стал жертвой страшного взора горгоны Медузы. (7)Но не только люди, даже животные превращались в камень, когда на них смотрело это ужасное чудовище.

3.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

  • (1)Медуза — смертная горгона, чьё имя в переводе означает «стражница». (2)В одних мифах говорится, что только одна из трёх сестёр горгон могла взглядом превращать людей в камень, в других сказано, что все три сестры обладали такой силой. (3)Сёстрам горгоны Медузы — Сфено и Эвриале — было предназначено разделить её ужасную судьбу. (4)Обе эти горгоны были бессмертными и в некоторых вариантах мифа менее отвратительными, чем их сестра. (5)Имя Сфено в переводе означает «могучая», а Эвриала — «далеко прыгающая». (6)Вход в мрачное логово горгон был усыпан обломками каменных статуй — окаменевших останков тех, кто стал жертвой страшного взора горгоны Медузы. (7)Но не только люди, даже животные превращались в камень, когда на них смотрело это ужасное чудовище.
Ключи  1 .  1 .ГрО (уборы- часть костюма)  4 .ГрО (убор – венцы, повязки, обручи)  7.Пропуск сказуемого.  2. 1.ГрО (дворы – испытание)  4.Уточняющее определение (намерением (каким именно?)  7 .Неполное предложение (пропуск сказумого ШЁЛ)  8 .Неполное предложение (пропуск сказуемого ШЛА)  9.БСП (когда раздавалась песня, они замедляли шаг..)  3 . 1.ГрО (медуза – горгона)  3 .Приложения в середине предложения (сёстрам (каким?) Сфено и Эвриале)  5.Пропуск сказуемого «означает»   6 . Распростран. приложение после сущ.СТАТУЙ (каких?) «окаменевших останков…»

Ключи

1 . 1 .ГрО (уборы- часть костюма)

4 .ГрО (убор – венцы, повязки, обручи)

7.Пропуск сказуемого.

2. 1.ГрО (дворы – испытание)

4.Уточняющее определение (намерением (каким именно?)

7 .Неполное предложение (пропуск сказумого ШЁЛ)

8 .Неполное предложение (пропуск сказуемого ШЛА)

9.БСП (когда раздавалась песня, они замедляли шаг..)

3 . 1.ГрО (медуза – горгона)

3 .Приложения в середине предложения (сёстрам (каким?) Сфено и Эвриале)

5.Пропуск сказуемого «означает»

6 . Распростран. приложение после сущ.СТАТУЙ (каких?) «окаменевших останков…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!