Просмотр содержимого документа
«Презентация научно-практической работы по теме "О чем говорит употребление слова "собака" во фразеологизмах русского языка"»
О чем говорит употребление слова «собака» во фразеологизмах русского языка.
Выполнила:
Сергеева Юлия,
ученица 7 класса «Б».
Руководитель:
Пономаренко Оксана Эдуардовна,
Учитель русского языка и литературы.
Проблема - почему люди используют в речи фразеологизмы со словом "собака"? Цель нашего исследования состоит в том, чтобы ознакомиться с фразеологическими единицами, содержащими слово «собака», степенью использования их в речи, влиянием на культуру человека. Поставленная цель определила постановку и решение следующих задач: 1) Узнать, что представляют из себя фразеологизмы. 2)Подобрать литературу, другие источники информации по данной проблеме. 3) Понаблюдать за речью окружающих. 4) Провести анкетирование и выявить процент использования окружающими фразеологизмов со словом «собака». 5) Систематизировать полученные данные и на основе полученных результатов сделать выводы об употреблении данных фразеологизмов .
Таким образом, объектом предлагаемого нами исследования являются фразеологизмы со словом «собака».
Выявление частоты употребления данных фразеологизмов в речи послужило предметом изучения.
Актуальность исследования
определяется потребностью располагать конкретными знаниями о фразеологизмах и их влиянии на культуру речи человека.
Гипотеза – типичные ошибки определяются, в первую очередь, незнанием верного толкования используемых фразеологизмов, нежеланием обогащать свою речь.
Толкование
Фразеологизм – это устойчивое и неделимое словосочетание, которое имеет переносное значение и не вытекает из смысла составляющих его слов. Особенность фразеологических оборотов в том, что любому носителю языка они понятны и не требуют объяснений. Это говорит о том, что фразеологизмы несут в себе опыт предыдущих поколений, опыт нации, её культурное наследие.
Причины возникновения
Все эти фразеологизмы -результат длительного проживания человека на одной территории с собакой, изучения повадок, опыта взаимодействия с этим животным.
Зооморфизмы
Фразеологизмы с именами животных часто называют зооморфизмы . Зооморфизмы во фразеологии имеют ряд отличительных особенностей:
- 1. Зооморфизмы - это устойчивые словосочетания, содержащие прямое наименование животного.
- 2. Зооморфизмы всегда имеют переносное значение «человек».
- 3. Зооморфизм несет в себе оценку действий или поведения человека.
Для примера:
- собачья верность,
- собачья преданность,
- как собак нерезаных,
- собаке (псу) под хвост (выбросить),
- любить как собака палку,
- гонять собак (о бездельниках),
- собака на сене,
- как кошка с собакой (живут),
- пес с тобой,
- пес тебя побери.
Разностильные фразеологизмы
- Литературные - как собака на сене.
- Разговорные - ни одна собака.
- Просторечные - каждая собака.
- Грубо просторечные - собаке под хвост.
Группы фразеологизмов со словом «собака»
Положительные:
Отрицательные:
- щенячьи нежности
- собачья преданность
- собака - друг человека
- четвероногий друг
- заживает как на собаке
- псу под хвост
- любить как собака палку
- пес с тобой
- как собаке пятая нога
- на охоту идти - собак кормить
- злой как собака
- чушь собачья
- собаке - собачья смерть
Результаты опроса Ассоциации к слову «собака».
Результаты опроса Употребляете ли Вы в своей речи фразеологизмы со словом «собака »?
Результаты опроса
Какие фразеологизмы со словом «собака» чаще всего встречаются в речи окружающих?
Вывод
- Фразеологизмы с именами животных часто называют зооморфизмы.
- Собака - одно из первых одомашненных животных.
- Результаты опроса подтвердили предположение о том, что люди разной возрастной категории действительно употребляют в речи фразеологизмы со словом «собака».
Вывод
* Чаще всего используют подобные фразеологизмы с отрицательным значением;
*Несмотря на то, что большая часть опрашиваемых предпочитает использовать в своей речи такие фразы, им не нравится слышать от окружающих насыщенную негативными фразеологизмами речь.
Спасибо за внимание!
Итоги
Совершенствуйте свою речь :
- говорите больше,
- читайте хорошую литературу,
- записывайте интересные обороты речи,
- заучивайте стихи,
- проговаривайте скороговорки,
- пересказывайте текст до тех пор, пока в речи не будет ни одной ошибочки и «лишнего» слова.