СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская работа ученицы 3 класса Ломакиной Полины по теме: "Вред и польза бактерий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская работа из области "Естествознание". Представляет собой исследование учащейся о вреде и пользе бактерий. В работе представлены практические опыты и метод опроса по теме.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа ученицы 3 класса Ломакиной Полины по теме: "Вред и польза бактерий"»

10


ЛОМАКИНА Полина Дмитриевна

Краснодарский край, г.Горячий Ключ, с.Безымянное

МБОУ ООШ № 15 имени Героя Советского Союза Михаила Михайловича Шалжияна, 3 класс

БАКТЕРИИ ВРЕДНЫ ИЛИ ПОЛЕЗНЫ?

Научный руководитель: Куруджова Галина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 15, г.Горячий Ключ, с.Безымянное



Аннотация

Цель проекта– доказать, что бактерии бывают не только вредные, но и полезные.

Задачи:

1. Изучила научную литературу школьной библиотеки.

2. Использовала научные сайты Интернета.

3.Использовала метод опроса.

4. Практически изобразила строение бактерии и влияние кислой среды на содержимое кишечника.

В процессе работы я научным путём доказала, что бактерии бывают не только вредными, но и полезными. Особенная роль отведена полезным молочнокислым бактериям. Так же в своей работе я провела опрос мнения окружающих по данной теме. Выяснила, что бактерии бывают разные по форме и отвечают за разные заболевания, и большинство окружающих людей уверены в том, что бактерии бывают вредными и полезными.















Содержание

Введение

1. Что такое бактерии …………………………………………………………………………..

2. Гипотеза 1: «Предположим, что бактерии вредны»………………………………………

3. Гипотеза 2: « Предположим, что бактерии бывают полезными»........................................

4. Что такое кисломолочные продукты и в чем их польза……………………………………

4.1. Польза кисло-молочных подуктов……………………………………………………..

4.2. Характеристика некоторых кисло-молочных продуктов…………………………….

5. Опрос мнения ………………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………………………...

Список использованных источников…………………………………………………………

























Введение

Я выбрала тему «Вред и польза бактерий», потому что она актуальна. Мы часто болеем и думаем «Почему?» В этом вопросе я решила разобраться. В своей работе я предположила, что бактерии могут быть не только вредные, но и полезные. Некоторые бактерии помогают человеку уничтожить вредные микробы. Так, например, я выяснила, что это бактерии кишечника. Они стоят на страже иммунитета.

Так же в своей работе я провела опрос мнения окружающих по данной теме. Выяснила, что бактерии бывают разные по форме и отвечают за разные заболевания, и большинство окружающих людей уверены в том, что бактерии бывают вредными и полезными.

Цель – доказать, что бактерии бывают не только вредные, но и полезные.

Задачи:

1. Изучить научную литературу школьной библиотеки.

2. Использовать научные сайты Интернета.

3.Использовать метод опроса.

4. Практически изобразить строение бактерии и влияние кислой среды на содержимое кишечника.



















1. Что такое бактерии

В течение тысячи лет своего существования человек не имел представления о том, что вызывает его заболевания. Первобытные люди имели свое объяснение этому – они считали, что болезнь вызывают злые духи, живущие внутри жертвы. И только в 1865 году наука доказала, что причиной заболеваний являются микробы (вредные бактерии). Луи Пастер, первый выдвинул эту теорию (рис.1).

Луи́ Пасте́р - французский химик и микробиолог. Пастер стал создателем научных основ вакцинации и вакцин против сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Его имя широко известно благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации [3].


Рис. 1. Луи́ Пасте́р - французский химик и микробиолог.

И сегодня мы знаем, что микробы являются самыми опасными врагами человека. Они представляют собой мельчайшие одноклеточные микроорганизмы, видимые только под микроскопом (рис.2). Некоторые из них настолько малы, что практически невидимы.

Рис.2. Бактерии под микроскопом

Я смогла создать макет бактерии шарообразной. При этом мне пришлось выяснить, что внутри этого одноклеточного организма нет ядра, а только его подобие (фото 1).

Фото 1. Строение бактерии (макет)

Бактерии появились задолго до животных, растений и грибов и приспособились к обитанию в воде, на земле и под землей, а потом внутри многоклеточных организмов.

В зависимости от устройства бактерии делятся на шарообразные (кокки), палочковидные (например, бациллы) и извилистые (спириллы и вибрионы) [1] (рис.3).



Рис.3 Кокки, бациллы, спириллы, вибрионы

2. Гипотеза 1: «Предположим, что бактерии вредны».

Микробы (вредные бактерии) или микроорганизмы могут быть животного или растительного происхождения. Микробы животного происхождения называются «протозоа», растительного - «бактерии».

Один тип микробов вызывает только одно заболевание. Например, микробы вызывающие скарлатину не приведут к заболеванию малярией или другой болезнью. А скарлатину вызывает только один вид микробов [2].

Когда какие – либо бактерии попадают в наш организм с воздухом, пищей или через порез на коже, они вызывают заражение – и мы заболеваем. При заболевании, вызванном микробами, если человек не погибает его организм рано или поздно уничтожает эти микробы. Наше тело становится теплее, когда организм борется с инфекцией. Это увеличение его температуры и называют жаром. Когда организм определяет, что в него проникала инфекция, он начинает вырабатывать химические вещества, которые называются «перагенами». Кровь переносит перагены в мозг. И тогда мозг отдает команду повысить температуру тела, чтобы убить бактерии, вызывающие инфекцию.

При некоторых заболеваниях, например, скарлатине, кори или свинке человек не заболевает повторно. Эта способность организма противостоять повторному заболеванию называется активным иммунитетом. Некоторые животные обладают «естественным иммунитетом», что означает: они не страдают от заболеваний, которым подвержены другие животные. Прививки и антитоксины вырабатывают у человека иммунитет против некоторых микробов [2].

Благодаря специальной иммунной системе организм мгновенно включает свои защитные механизмы: белые кровяные тельца обнаруживают в крови присутствие чужих микроорганизмов и выделяют соответствующие химические вещества (антитела), уничтожающие пришельцев. Некоторые антитела остаются в организме и после болезни, но он уже находится во всеоружии, и такая болезнь ему уже не страшна. Когда организм не в силах самостоятельно справится с болезнью, ему необходимо помочь лекарствами – антибиотиками [4].

Множество растений обладают антибиотическими свойствами. В том числе и съедобные. Продукты питания, созданные природой, не могут нанести такой же сильный вред, как химические препараты. У них практически нет побочных действий, да и стоят они дешевле медикаментов. И еще у природных антибиотиков есть большой плюс: природа придумала специальные вещества для защиты сразу и от бактерий, и от вирусов, и от грибков. То есть создала более совершенные лекарства, в отличие от лабораторных, которые борются только с определенными группами бактерий или вирусов [8].

Двадцать один самый лучший природный антибиотик: базилик, брусника, голубика, горчица, гранат, грейпфрут, имбирь, калина красная, капуста, клюква, корица, красное и белое сухое вино, лимон, лук, малина, мед и прополис, облепиха, редька, хрен, черная смородина, чеснок [8].

Вывод: таким образом, есть вредные бактерии. Но с ними человек научился бороться.









































3. Гипотеза 2: « Предположим, что бактерии бывают полезными»


Полезные бактерии, которые населяют организм человека, называются микробиотой. По численности своей они достаточно обширны — у одного человека их миллионы. При этом все они регулируют здоровье и нормальную жизнедеятельность каждого индивидуума. Учёные утверждают: без полезных бактерий желудочно-кишечный тракт, кожа, дыхательные пути мгновенно подверглись бы атаке болезнетворных микробов и были бы разрушены.

Один из важных отделов расположения полезных бактерий — это кишечник. Недаром считается, что именно здесь закладывается вся иммунная система человека. И если бактериальная среда нарушена, то защитные силы организма существенно снижаются.

Полезные бактерии кишечника создают для болезнетворных микробов буквально невыносимые условия существования — кислую среду, уничтожая их. Также бактерии кишечника способствуют выработке витаминов В и К, которые обеспечивают обмен веществ в костях и соединительных тканях [1].

Чаще всего, говоря о полезных бактериях кишечника, имеют в виду 2 самых популярных вида: бифидо- и лактобактерии. При этом главными их назвать, как многие думают, нельзя — их количество всего 5–15% от общего числа. Однако они очень важны. Если их подкармливать или привносить в организм с помощью кисломолочных продуктов — кефиров или йогуртов, они помогают другим важным бактериям выживать и размножаться. Так, например, очень важно восстановить их численность при дисбактериозе или после курса приёма антибиотиков. Иначе защитные силы организма повысить будет проблематично [5].

Изучая влияние кисло-молочных продуктов на вредоносные и полезные бактерии кишечника, я провела опыт, который имитирует процесс пищеварения. Я поместила в прозрачный стакан («кишечник») «вредные» и «полезные бактерии». Затем создала в кишечнике кислую среду с помощью кефира, опасную для вредоносных бактерий. Тщательно всё перемешала и увидела, что «вредные» бактерии исчезли, а «полезные» продолжают жить и размножаться (Фото 2).

Фото 2. Действие кисломолочной среды на бактерии кишечника

4. Что такое кисломолочные продукты и в чем их польза

4.1. Польза кисло-молочных подуктов

Кисломолочные продукты — это молочные продукты, созданные из цельного молока или его производных (сливок, обезжиренного молока и сыворотки) путем брожения (введения в него закваски — культур молочнокислых бактерий или дрожжей) [6].

  • Кисломолочные продукты — полноценный источник белка и кальция, необходимых нам для полноценной работы сердечно-сосудистой, костной и нервной систем.

  • Кисломолочные продукты усваиваются намного лучше, чем молоко. А всё благодаря лакто- и бифидобактериям, которые расщепляют молочный белок. В итоге если молоко усваивается организмом всего на 32%, то кисломолочные продукты — более чем на 90.

  • Молочная кислота способствует увеличению числа полезных бактерий, которые, в свою очередь, защищают стенки кишечника от инфекций. Поэтому кисломолочные продукты рекомендуют для нормализации микрофлоры кишечника при дисбактериозе, запорах и колитах, а также при употреблении антибиотиков.

  • Кисломолочные продукты нормализуют моторную функцию кишечника, уменьшая образование газов.

  • Употребление кисломолочных продуктов улучшает обмен веществ, потому что благодаря сквашиванию цельного молока в продуктах остаются витамины В, E, D, A, соли кальция, магния, фосфора, а также незаменимые аминокислоты.

  • В детском и подростковом возрасте кисломолочные продукты способствуют укреплению скелета.

4.2. Характеристика некоторых кисло-молочных продуктов

  • Кефир – 0,5 литра кефира в день = хорошая работа пищеварительной системы. Кефир содержит полезные бактерии, которые улучшают микрофлору кишечника. Многие специалисты утверждают, что именно состояние этого органа пищеварения принципиально важно для иммунитета. Врачи советуют пить кефир людям с ожирением, заболеваниями печени, желудочно-кишечного тракта и печени.

  • Кумыс – древнейший кисломолочный продукт. Его готовят, из кобыльего молока и называют напитком богатырей. Кумыс применяют для лечения туберкулеза, сердечнососудистых, желудочно-кишечных заболеваний. Его назначают при авитаминозе, нарушениях обмена веществ, неврозах и неврастениях.

  • Простокваша – скисшее естественным путем молоко. Она улучшает работу кишечника, устраняет запоры, излечивает застарелый грипп, хронический бронхит.

  • Ацидофильное молоко – пастеризованное молоко, сквашенное с помощью особых ацидофильных палочек, которые попав в кишечник, подавляют жизнедеятельность вредных бактерий, вызывающих гниение. Так же используют этот продукт при дизентерии, воспалениях желудка с пониженной кислотностью, болезни печени.

  • Йогурт – продукт особенно полезен для тех, кто живет в экологически неблагоприятных районах, работает на вредных производствах, много путешествует и потому имеет повышенный риск заражения кишечными инфекциями через воду. Полезны именно те йогурты, которые действительно содержат живые культуры и не подвергались тепловой обработке. Но они имеют один недостаток – хранить их можно только в холодильнике, причем считанные дни. А вот прошедшие термическую обработку йогурты и не содержащие живых бактерий хранятся намного дольше.

  • Ряженка – фактически является одной из разновидностей йогурта без вкусовых добавок, имеет привкус пастеризации, потому что ее прямой «предок» - сквашенное молоко, топленое в русской печи. Она очень питательна и полезна для восстановления силы и поднятия жизненного тонуса.

Современная медицина утверждает, что регулярное потребление кисломолочных продуктов укрепляет здоровье и продлевает жизнь [5].













5. Опрос мнений

Для того, чтобы выяснить, насколько тема бактерий известна окружающим, я провела опрос мнений среди моих знакомых и родственников. Всем был задан вопрос: «Бактерии вредны или полезны?». Результаты следующие:



Табл.1 Результаты опроса: «Бактерии полезны или вредны?»



Из 66 опрошенных человек – 8 человек уверенны в том, что бактерии только полезны, 17 человек считают, что бактерии только вредны. А большая часть опрошенных думают, что бактерии бывают и полезные и вредные.

Можно сделать вывод, что люди по данной теме просвещены и следят за своим здоровьем.











Заключение

Таким образом, в результате исследования, я пришла к следующим выводам:

1. Бактерии бывают вредные. При попадании в живой организм, они приводят к заболеваниям, которые можно лечить не только лекарственными препаратами, но и природными антибиотиками.

2. Бактерии бывают полезными. Попадая в кишечник, они способствуют развитию как полезной микрофлоры, так и уничтожению вредоносных бактерий.

Рекомендации: «Ежедневно употребляйте кисломолочные продукты и будете здоровы!»



































Список используемых источников:

1. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей / А. Ликум. – М., 1994г.

2. Большая книга «Почему» / Перевод с итальянского Ольги Живаго. – М.: «РОСМЕН», 2005

3. Общая микробиология, иллюстрированное учебное пособие, elib.usma.ru

4. https://aif.ru/health/life/bakteriya_drug_cheloveka_kakie_mikroby_pomogayut_organizmu

5.https://www.everydayme.ru/zdorovyj-obraz-zhizni/tvoe-zdorove/polza-kislomolochnyh-produktov

6. http://www.stavkub.ru/skiz/molochka/

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/

8. https://www.kp.ru/best/msk/21-antibiotics/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!