СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Просторечные и диалектные формы в стихотворениях С. Есенина. Своеобразие поэтической речи С.Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование на тему "Просторечные и диалектные формы  в стихотворениях С. Есенина. Своеобразие поэтической речи С.Есенина"

 

Просмотр содержимого документа
«Просторечные и диалектные формы в стихотворениях С. Есенина. Своеобразие поэтической речи С.Есенина»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Михайловский техникум имени А. Мерзлова»









Урок-исследование

Тема «Просторечные и диалектные формы в стихотворениях

С. Есенина. Своеобразие поэтической речи С.Есенина»

















Автор: Драй Г. Г., преподаватель русского языка и литературы ОГБПОУ «Михайловский техникум»



г. Михайлов

2016 г.

Цель: закрепление знаний,

привитие глубокого интереса к русскому художественному Слову, к поэзии С.Есенина,

пробуждение желания пополнять знания по собственной инициативе,

знакомство с особенностями научного подхода к рассмотрению фактов языка.

воспитание любви к малой родине, чувство восхищения природой, духовно- нравственной культурой.

Межпредметные связи: история, музыка.

Оборудование: компьютер, мульти-медиа установка, музыкальные записи; презентация о Есенине;

Образовательные технологии, используемые на уроке:

Технология интегрированных уроков, технология мастерских, развивающее обучение, проблемное обучение; педагогика сотрудничества, применение ИКТ-технологий.

Ход занятия.

Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы вновь обратимся к творчеству замечательного русского поэта, нашего земляка С. Есенина.

Поэзия Есенина – чудесный, прекрасный, неповторимый мир!

Первые стихи С.Есенин написал в пятнадцать лет:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт

Стихи поэта самобытны, ведь к вершинам мастерства Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной его детства. Здесь впервые увидел Есенин, как ломаются берёзы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего ток, как тоскуют тощие поля.

Мир народно- поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Какие слова в этих строчках привлекли ваше внимание? Заставив задуматься над их значением?

Обучающиеся: травное одеяло( вместо травяного одеяла), сутемень колдовная ( вечерние сумерки, колдовской).

Задача сегодняшнего урока познакомиться со своеобразием поэтической речи Есенина с точки зрения введения в поэзию нелитературных форм, а именно просторечий и диалектизмов.

Актуализация знаний: вспомним, что такое диалектные слова и просторечия.

Обучающиеся дают характеристику диалектным словам и просторечиям , приводя собственные примеры.

На сегодняшнем уроке мы проанализируем ряд ранних стихотворений С.Есенина, научимся распознавать нормированность и ненормированность языковых явлений.

Чтение стихотворения «Матушка В Купальницу …», обращаем внимание на лексику, выпишем из этого стихотворения диалектные слова, просторечия.

Купальница – ночь накануне Ивана Купалы (24 июня).

Не дознамо печени судорга схватила – не от печени судорога схватила.

Преподаватель: в рязанских диалектах зафиксировано удаление гласного , как , к примеру, в слове судорга ( прям, окол). Подобное произношение встречается и в более поздних стихах Есенина:

И чувствую в скулах упрямых

жестокую судоргу щёк. (1925г.)

Задание: найдите подобный диалектизм в строчках стихотворения С.Есенина «Поёт зима_ аукает…».

Почерпнутой из родного говора, типично рязанской, является форма «мерзлого» вместо «замерзшего»:

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

Преподаватель: Вы получили опережающее задание. Были определены 2 исследовательские группы: 1 группа должна была, поработав с критической литературой, выявить истоки творчества Есенина.

2 группа должна была найти, выучить наизусть и проанализировать стихотворения С.Есенина, в которых используются диалектные формы, подчеркивающие народную основу стихов русского поэта. 

Выступление групп

По ходу того, как капитан группы озвучивает главные мысли, остальные обучающиеся фиксируют их в своих тетрадях.

Презентация.

Рассмотрим отрывок стихотворения С.А. Есенина « В хате » на вопрос наличия в нем диалектизмов.

Пахнет рыхлыми драченами ;

У порога в дежке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко´;

Старый кот к махотке кра´дется

На парное молоко.

Прочитав или услышав этот отрывок, далеко не каждый поймет значение слов, которые являются диалектизмами. Разберемся с их значением.

— драчёны – кушанье из запеченной смеси яиц, молока и муки или тёртого картофеля.

— дежка, дежа – квашня, кадушка для замешивания теста.

— печурка – выемка в русской печи для просушивания чего – либо.

— заслонка – железная крышка, прикрывающая устье русской печи.

— попелица – зола, пепел.

— махотка – крынка.

Все эти слова употребляются или употреблялись жителями села Константиново, но они не являются именно константиновскими диалектизмами. Я же приведу примеры именно таких слов.

— Быть дождю, — решают в пересуде, -

Небо в куреве, как хмаровая близь ( « Старухи », 1915 )

Хмаровая ( близь ) – сумрачная близь.

— Сухлым войлоком по стёжкам

Разрыхлен в траве помет. ( « Дед », 1915 )

Сухлый ( войлок ) – изменённый от сухой.

— Под окном балякуют старухи ( « Старухи », 1915 )

Балякать – разговаривать.

— Взрыкает зыбка

Сонный тропарь

« Спи моя рыбка,

Спи не гутарь …» ( « Вечер, как сажа… » 1916?)

Взыркает – издавать скрипучий звук

Гутарить ( разг., малороссийск ) – разговаривать

— И не так гагачится молодкам,

Видно дыкать бедным нелегко ( « Старухи », 1915 )

Гагачится – в этом отрывке обозначает « квохчется »

— Не зазря прокисло по махоткам

В погребах парное молоко …. ( « Старухи », 1915 )

Не зазря – не напрасно, не просто так.

— С чурбака, как скатный бисер, мухи

Улетают к лесу – шушуну. ( « Старухи », 1915 )

Шушун – верхняя женская одежда

Чурбак – полено, оно не является диалектизмом, а является просторечием.

До сих пор некоторые жители села Константиново используют в своей речи диалектные слова:

— погода пошла – пошел снег

— примчивые – гостеприимные

— завальчики – место между буграми, неудобное для косьбы

— палати – помост в крестьянской избе от печи до стены, где спали

— надысь – недавно

— намедни – недавно

— кулишка – лужайка перед домом

— купцы – дачники, богатые люди

— городьба – изгородь, забор

— надоть – надо

— явонный – его

— нонча – нынче

— печурки – углубление в боковой или передней части

Приведенные мною примеры – лишь малая часть употребления диалектизмов в ранних произведениях С.А. Есенина. Диалектные слова и формы используются поэтом естественно и легко. Они придают его поэтической речи выразительность, делают его образы запоминающимися и неповторимыми. Творческое наследие великого русского поэта является для нас неоценимым богатством русского языка нашей местности.

Послушаем романс «Мне осталась одна забава» и подумаем над такими вопросами: 

Как связано это произведение с темой нашего урока?

Какую лексику использует автор? 

Почему во вступительной части романса звучит церковная музыка?

Итог

 Вы провели интересные исследования, подтверждающие использование просторечных и диалектных слов в творчестве С.Есенина. Но наше знакомство с творчеством поэта продолжается. На следующем занятии мы рассмотрим стихотворения из цикла «Персидские мотивы» и проанализируем, изменилось ли настроение лирического героя, какие новые чувства он испытывает. Одно стихотворение на выбор наизусть.