Дом на Мойке 12
Александр Сергеевич Пушкин никогда не имел собственного дома в Санкт-Петербурге и жил в съемных квартирах. После свадьбы с Натальей Гончаровой он менял место жительства каждый год. В квартиру на набережной реки Мойки, шестую по счету, семья Пушкина переехала всего за несколько месяцев до его трагической гибели. Но, несмотря на то, что он прожил в ней совсем недолго, именно эта квартира стала в конце концов его мемориальным музеем.
Дом-музей Пушкина на Мойке12
Дом на Мойке где поселился поэт, был построен еще в начале 18 века, но с тех пор несколько раз перестраивался и ремонтировался. До Пушкина в нем успели пожить другие известные лица: во времена императрицы Анны Иоанновны его занимал ее фаворит герцог Бирон, а в начале 19 века дом принадлежал княгине А. Н. Волконской, известной в Петербурге своим "Литературным салоном". Семья Пушкина заняла в этом доме одиннадцать комнат, однако, если учесть, что у них с Натальей Гончаровой было четверо маленьких детей, за которыми присматривали несколько нянек и гувернанток, квартира казалась им довольно тесной. Пушкин планировал прожить здесь два-три года, а потом, когда дети станут постарше, подыскать какое-нибудь другое, более просторное жилье.
После смерти Пушкина российское правительство запретило проводить какие-либо мероприятия, посвященные его памяти - как известно, даже на похороны поэта его близким пришлось ехать тайком. Н. Н. Гончарова с детьми вскоре переехала из квартиры, где он умер, за город, и вернулась в Петербург только спустя несколько лет. В дом на Мойке вселялись другие жильцы, обстановка его комнат менялась, и о том, что когда-то в них жил величайший российский поэт, никто долгое время не вспоминал.
Только в 20 веке в доме на Мойке впервые открылась выставка, посвященная жизни и творчеству поэта. А в год столетия со дня его смерти там открылся музей, ставший филиалом Всероссийского музея А. С. Пушкина, в который также вошли Музей-квартира Пушкина на Арбате в Москве, Музей-дача и Музей-лицей в Царском Селе и бывшее имение семьи Пушкиных в Михайловском.
Как и большинство мемориальных музеев-квартир, музей Пушкина на Мойке является не только местом проведения экскурсий, но и культурным центром, где устраиваются всевозможные конференции, семинары, литературные вечера и другие подобные мероприятия.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН В МИХАЙЛОВСКОМ
Михайловское...
С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 гг.
...В разны годы
Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я; когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был
Веселым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; годы
Промчалися, и вы во мне прияли
Усталого пришельца.
Дом-музей Михайловское.
В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия "Борис Годунов", центральные главы романа "Евгений Онегин", поэма "Граф Нулин", окончена поэма "Цыганы", задуманы "Маленькие трагедии", написаны такие стихотворения, как "Деревня", "Пророк", "Я помню чудное мгновенье", "Вновь я посетил" и многие другие.
Молодые липовые аллеи в парке, но есть и липы, которые были свидетелями прогулок Пушкина по парку.
Старинные липы на аллее Керн.
При жизни поэта владелицей с. Михайловского была его мать. Однако устраивалось имение еще в XVIII веке его дедом О.А. Ганнибалом. Приехав сюда из Петербурга впервые на лето в 1817 г., юный поэт был очарован "сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.". "Запущенный сад" с. Михайловского, зеленые дубравы, "беспечный мир полей" и воспоминание о милых обитателях соседнего имения Тригорское - увозит поэт в душе своей, покидая эти места.
Спустя два года, он вновь провел здесь лето, отдыхая после тяжелой болезни. В этот приезд 1819 г. были написаны стихотворения "Деревня" и "Домовому":
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель...
Островок уединения.
Самое продолжительное время пребывания Пушкина в Михайловском - годы ссылки: с августа 1824 по сентябрь 1826 г. По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей.
Пушкин провел в Михайловском почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он ближе познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчеством.
Самым близким и преданным другом Пушкина в период ссылки была его няня Арина Родионовна. Ей он обязан и знакомством с народной поэзией, с русской народной речью.
Краткие встречи с лицейскими друзьями И.И. Пущиным, А.П. Дельвигом, и А.М. Горчаковым, новое знакомство с Анной Керн, гостившей в соседнем селе Тригорском, скрасили одиночество поэта.
Почти все свободное от поэтических трудов время он проводил в Тригорском, где "находил и строгий ум, и расцветающую молодость, и резвость детского возраста".
Усадьба Осиповых-Вульф в с.Тригорское.
В сентябре 1826 г. окончилась ссылка Пушкина, но уже через месяц он возвратился "вольным в покинутую тюрьму" и провел в Михайловском около месяца.
В 1827 г. вновь приезжал Пушкин туда из Петербурга отдохнуть от рассеянной жизни и чтобы писать на свободе. Его навестил Алексей Вульф из Тригорского: "По шаткому крыльцу взошел я в ветхую хижину первенствующего поэта русского. В молдаванской красной шапочке и халате увидел я его за рабочим столом. ... Он показал мне только что написанные первые две главы романа в прозе, где главное лицо представляет его прадед Ганнибал. "Пушкин начал писать первое свое произведение в прозе - роман" "Арап Петра Великого".
"Роман "Евгений Онегин" "почти весь был написан в моих глазах, - вспоминал тригорский приятель поэта Алексей Вульф. - Сестрицы мои суть образцы его деревенских барышень, и чуть ли не Татьяна одна их них".
Общение с тригорскими друзьями, наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту "краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России" (А.И.Тургенев).
Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее "благородными курганами" и городищами, общение с крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею - "все волновало нежный ум" Пушкина, способствовало постижению души русского народа.
Ведутся реставрационные работы в Тригорском.
Банька.
В последний раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на несколько дней по печальным обстоятельствам: хоронил в Святогорском монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну Пушкину.
Через несколько месяцев 6 февраля 1837 г. друзья хоронили рядом с матерью тело погибшего на дуэли Пушкина.
СВЯТОГОРСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Синичья гора, на которой жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под годом 1566. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.
Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.
Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот - Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела - Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом поэта в ночь перед погребением.
В монастыре на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных похоронены дед поэта Осип Абрамович Ганнибал /1806/, бабушка Мария Алексеевна /1818/, мать Надежда Осиповна /1836/ и отец Сергей Львович /1848/. Младший брат Платон, умерший в 1819 году, похоронен, видимо, в Успенском соборе.
Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».
Могила А.С.Пушкина на территории монастыря.
В 1924 году монастырь был закрыт.
Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.
Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Здесь открылась экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А.С.Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.
В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Сегодня это собор действующий, и его территория используется совместно Пушкинским заповедником и Епархией. В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек). Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. Работает воскресная церковная школа. По благословению наместника монахи принимают паломников.
Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».