СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по формированию безопасного поведения в быту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа разработана на основе парциальной программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» автор Тимофеева Л.Л. с учетом требований, отраженных в федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по формированию безопасного поведения в быту.»








































Содержание

I Целевой раздел


    1. Пояснительная записка ……………………………………………………………..

3

      1. Цели и задачи реализации Программы …………………………………….......

3

      1. Принципы и подходы к формированию Программы …………………………

4

      1. Возрастные особенности дошкольников ………………………………………

6

      1. Планируемые результаты освоения Программы дошкольниками …………...

8

II Содержательный раздел


2.1. Описание образовательной деятельности в различные возрастные периоды ….

10

2.1.1. Старшая возрастная группа ………………………………………………………

10

2.1.2. Подготовительная к школе группа ………………………………………………

11

III Организационный раздел


3.1. Материально-техническое обеспечение Программы ……………………………

16

3.2. Особенности организации предметно-развивающей образовательной среды….

17

3.3. Тематическое планирование ……………………………………………………….

18

Приложение № 1 Календарно-тематическое планирование.


Приложение № 2 План взаимодействия с родителями

























  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана на основе парциальной программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» автор Тимофеева Л.Л. с учетом требований, отраженных в федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

  • Конституция РФ

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155

  • СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;

  • Основная образовательная программа МБДОУ ПГО «Детский сад № 51»


      1. Цели и задачи реализации программы.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста и направлена на формирование навыков безопасного поведения в быту.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  • обеспечение овладения ребенком способами безопасного осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях, развитие способности выбирать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения;

  • развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществ­лять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих, соответствия требованиям со стороны взрослых, первичным ценностным представлениям, элементарным общепринятым нормам;

  • развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их воз­можные последствия, различать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;

  • развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации;

  • формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем) в соответствии с особенностями ситуации (выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения);

  • формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;

  • формирование начала психологической готовности к осуществлению без­опасной жизнедеятельности;

  • формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действи­тельности.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  • образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

  • самостоятельная деятельность детей.

  • Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.


      1. Принципы и подходы к формированию программы

Принципы отбора содержания программы:

  • принцип научности, обеспечивающий объективность предлагаемой вниманию детей информации; представленность в содержании программы компонентов структуры культуры безопасности (системность содержания): соответствие основным положениям культурологического, аксеологического, личностно ориентированного, системно-структурного, синергетического, полисубъектного и комплексного подходов;

  • принцип сбалансированности, определяющий равнодолевое соотношение компонентов содержания, ориентированных на развитие когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личности дошкольника;

  • принцип комплексности, предполагающий наличие компонентов содержания, обеспечивающих становление субъективного отношения к вопросам личной безопасности, развитие мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер личности; становление ценностно-смыслового, ответственного отношения к выбору и осуществлению безопасного поведения; формирование сознания безопасной жизнедеятельности;

  • принцип адекватности возрастным особенностям (уровень восприятия, самостоятельности, направленность интересов и др.) на каждом этапе развития детей; принцип событийности, определяющий возможности содержания как основы созидательного, взаиморазвивающего общения детей и взрослых;

  • принцип концентричности содержания, определяющий постановку различных задач при изучении одних и тех же разделов программы в разные возрастные периоды;

  • принцип антропоцентрической направленности интеграции содержания образовательных областей, предполагающий применение

  • знаний (навыков, компетенций, опыта), полученных в ходе его освоения, в процессе формирования культуры безопасности; активность ребенка в образовательном процессе.


Принципы построения образовательного процесса:

  • ориентация на ценностные отношения определяет профессионального внимания педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте;

  • субъектность — принцип, предписывающий педагогу максимально содействовать развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений;

  • принятие ребенка как данности — принцип, определяющий признание за дошкольником права быть таким, какой он есть, ценности его личности; предполагающий сохранение уважения к личности каждого ребенка вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей;

  • субъект-субъектный характер взаимодействия всех участников образовательных отношений, выбор приемов, методов и форм организации детских видов деятельности, обеспечивающих интеллектуальную, эмоциональную, личностную активность детей, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников;

  • природосообразность как принцип организации образовательного процесса предполагает, что выбор форм и методов воспитания, обучения и развития детей должен определяться «естественными основаниями», то есть тем, как, в каких формах и видах деятельности, на основе каких механизмов в каждом возрастном периоде происходит приобщение ребенка к культурным ценностям;

  • разнообразие приемов, методов и форм организации детских видов деятельности, обеспечивающее включение в образовательный процесс и заинтересованное участие детей с различными типологическими и индивидуальными особенностями, уровнями сфорсированности отдельных аспектов культу­ры безопасности;

  • учет объективных потребностей, мотивов детей (познавательный интерес, стремление к активности, самоактуализации, самореализации в разных видах деятельности);

  • построение образовательного процесса на диагностической основе, позволяющее менять компоненты педагогической системы в соответствии с данными обратной связи, социальное развитие каждого ребенка на основе устойчивой обратной связи воспитательной деятельности с характером обще­ственных отношений, обеспечивающих саморегулирование социальных контактов;

  • построение образовательной среды, способной обеспечивать весь комплекс потребностей субъектов образовательных отношений, разнообразие вариантов выбора оптимальной траектории развития и взросления личности; создавать мотивацию активности, условия для самоопределения в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами, для амплификации развития дошкольников;

  • обеспечение индивидуальной комфортности для всех субъектов образовательных отношений;

  • взаимодействие семей воспитанников и ДОО на основе определения объективных оснований сотрудничества по решению задач формирования навыков безопасного поведения.





      1. Возрастные особенности дошкольников.

Старшая возрастная группа (5-6 лет)

Шестой год жизни ребенка характеризуется относительной стабилизаци­ей физиологических функций и процессов. Начинается овладение сложными видами движений, разными способами их выполнения, требующими развитой координации движений, ловкости. Дети быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений. Таким образом, в старшей группе появляется возможность целенаправленного формирования физических качеств и видов движений, определяющих физическую готовность к осуществлению безопасной жизнедеятельности.

Источником познания, эталоном поведения в различных ситуациях для ребенка остается взрослый, общение с ним становится вне ситуативным, приобретает форму сотрудничества. Дети стремятся обсуждать темы, связанные с жизнью собеседника, высказывать свое мнение, находить его подтвержде­ние в словах взрослого. Дошкольники испытывают потребность в уважении, понимании, в совпадении своих оценок поведения других людей с оценками значимых для них взрослых, в подтверждении знакомых правил. Это определяет тактику взаимодействия педагогов (родителей) с детьми в образователь­ном процессе (в ходе семейного воспитания), делает актуальными различные формы работы, предполагающие анализ ситуаций, отдельных действий людей с точки зрения их соответствия правилам, нормам, требованиям.

Более значимыми партнерами для общения становятся сверстники, возни­кает личностное отношение к ним, осуществляется выбор друзей, обладающих определенными личностными качествами, во взаимодействии с ними у до­школьников складывается образ самого себя. Возникают достаточно устойчи­вые социальные роли, для поддержания (или изменения) которых дети прила­гают определенные усилия. Старшие дошкольники учатся по аналогии с име­ющимся опытом понимать позицию другого человека, начинается переход от эгоцентризма к децентрации. Актуальными становятся темы программы, свя­занные с общением людей, различными ситуациями взаимодействия.

Ведущим является наглядно-образное мышление. Активно развивается во­ображение, что дает качественно новый толчок к совершенствованию всех ви­дов детской деятельности. На основе аффективного воображения возникают механизмы психологической защиты. Педагогу и родителям важно поддержи­вать и оптимизировать процессы развития воображения, активно опираться на него в образовательном процессе. Также необходимо принимать во внимание гот факт, что благодаря определенному уровню развития воображения ребенок способен приписывать свои проблемы, отрицательные поступки другим, жить в воображаемом мире.

Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным. Возникает произвольное и опосредованное запоминание и припоминание, хорошо развита механическая и эйдетическая память, легче запоминается эмоционально значимая информация. На основе развития речи, мышления, памяти, приобретающей интеллектуальный характер, возникает способность рассуждать.

Поведение детей старшего дошкольного возраста определяется соподчине­нием мотивов. В этот период важной задачей взрослых становится правильное формирование мотивационной сферы дошкольников. Становление умения самостоятельно выделять цель, планировать свою деятельность, реализовывать план, достигая цели, наряду с задачами развития мотивации разных видов деятельности, определяет структуру и содержание личностно ориентированных образовательных ситуаций.

Целеустремленность поведения окончательно приобретает общественную направленность. Эмоциональная сфера становится более устойчивой, дети учатся соотносить свое поведение и эмоции с принятыми нормами и правилами. Открытость, искренность, впечатлительность ребенка шестого года жизни обусловливают высокую эффективность воспитательных воздействий. Эти же качества определяют актуальность формирования аспектов культуры безопас­ности, связанных с контактами с незнакомыми людьми.

Растет роль сюжетно-ролевой игры, с развитием которой становится воз­можным моделирование и осознание дошкольниками социальных отношений, применение и осмысление знаний, освоенных в ходе восприятия произведений художественной литературы, фильмов, мультфильмов, рассказов взрослых, по­лученных в личном опыте. Накопление, осмысление и применение представле­ний активно происходит и в различных видах продуктивной деятельности

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Дети седьмого года жизни осознанно упражняются в различных действиях, пытаются ставить двигательную задачу, выбирать разные способы ее решения. Возникает произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, осознанное отношение к качеству выполнения упражнений. Формируется умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и результата, различных условий. Активно развиваются скоростные, скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость, выносливость. Это позволяет активизировать работу по формированию соответствующих возрасту видов движения, определяющих физическую готовность к осуществлению безопасной жизнедеятельности, качеств, связанных с психологической готовностью, — инициативы, выдержки, настойчивости, решительности и смелости.

Зарождается внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, устойчивыми становятся социальные роли в группе, формируются внутренняя позиция детей в социальном взаимодействии, осознание себя субъектом социальных отношений. Вырабатывается эмоциональное отноше­ние к нормам поведения, стремление им соответствовать; формируется умение оценивать себя и других с точки зрения соблюдения норм, вычленять суть несоответствия, определять последствия нарушения правил. В ходе взаимодействия дошкольники учатся ставить себя на место другого, дифференциро­вать стиль общения в зависимости от ситуации, выбора партнера, понимать побуждения других и скрывать свои чувства и эмоции. В этот период большой интерес у дошкольников вызывают вопросы организации общения, ситуации, требующие применения освоенных правил, задачи, связанные с разъяснением норм и требований младшим дошкольникам.

Уровень представлений о свойствах предметов, природных объектов и явлений позволяет формировать способы безопасного осуществления различных видов деятельности, действий в групповом помещении, дома, на игровой площадке, на улицах города, в природных условиях. Развитие способности ориентироваться в пространстве дает возможность формировать соответствующие практические навыки, широко использовать схемы, макеты.

Память становится произвольной, старшие дошкольники умеют использовать различные приемы запоминания, лучше запоминается и легче включается в долговременную память информация, получение которой было подкреплено положительными эмоциями. Развивается механическая, смысловая, эйдетиче­ская память. Внимание также становится произвольным, растет его объем, оно становится более опосредованным.

Воображение становится произвольным, опосредованным и преднамеренным, может выполнять защитную функцию (уход от проблем в мир фантазий). Оно развивается под влиянием всех видов детской деятельности, становясь в свою очередь трамплином для их развития. К 7 годам на основе знаний и опыта дошкольники могут представить течение опасной ситуации, назвать ее возможные последствия, предложить несколько вариантов развития событий.

Дети 7-го года жизни теряют непосредственность, возникает четкое соподчинение мотивов, ведущими становятся моральные, общественные мотивы, формируются новые — стремление действовать как взрослый, получать одобрение, поддержку; мотивы самоутверждения и самолюбия в отношениях со сверстниками. Педагогам и родителям необходимо учитывать и развивать данные мотивы как основу и залог успешного осуществления различных видов детской деятельности, личностного становления детей. У воспитанников подготовительной к школе группы сформированы основы самооценки, само­критичности, внутренней позиции в общении и деятельности.

В рамках всех видов деятельности с той или иной долей самостоятельности дети могут выделить учебную (познавательную, практическую, игровую, творческую) задачу, выбрать пути и построить план ее решения, оценить полученный результат с точки зрения достижения поставленной цели. В этот период при правильной организации образовательного процесса активно формируются важнейшие предпосылки учебной деятельности: позиция субъекта деятельности, умение выделять в предложенном задании адаптированную учебную задачу, работать по инструкции, способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач, контроль за способом выполнения своих действий и умение оценивать их, сформированность личностного (мотивационного) компонента деятельности.

Сюжетно-ролевая игра достигает пика своего развития. Дошкольники активно используют свои знания и опыт, моделируют отношения между людьми, воспроизводят мотивы и морально-нравственные основания, общественный смысл человеческой деятельности; игра становится символической. Вместе с этим игра начинает вытесняться на второй план практически значимой деятельностью.


      1. Планируемые результаты освоения Программы дошкольниками

  • Ребенок владеет основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности; способен выбирать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения.

  • Ребенок имеет представление о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде; владеет базовыми способами безопасного поведения в различных ситуациях.

  • Ребенок имеет развитую мотивацию к безопасной деятельности, способен осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих.

  • Ребенок обладает развитым воображением, может представить варианты развития потенциально опасной ситуации, описать возможные последствия, различает игровую (виртуальную) и реальную ситуации.

  • У ребенка сформированы основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасных ситуаций.

  • Ребенок способен к волевым усилиям, действия преимуществен­но определяются не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными пред­ставлениями, элементарными общепринятыми нормами, правилами безопасного поведения.

  • Ребенок способен самостоятельно и безопасно действовать в по­вседневной жизни (в быту, в природе, на улице и т. д.), в различных видах детской деятельности, в неординарных и опасных ситуациях.

  • Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способен менять стиль общения в зависимости от ситуации, конструктивно разрешать конфликты, избегать их; выполняет правила поведения при общении с незнакомыми людьми.

  • У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для безопасного осуществления различных видов детской деятельности, он владеет навыками безопасного поведения в различных ситуациях, элементарными способами оказания помощи и самопомощи.

  • Ребенок может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), может преобразовывать способы решения задач (проблем) в соответствии особенностями ситуации (способен выявить источник опасности, определить критерию опасной ситуации, выбрать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения).





















II.Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в различные возрастные периоды

2.1.1. Старшая группа

Программные задачи

Безопасность в общении:

  • в ходе чтения произведений художественной литературы, наблюдений, анализа ситуаций подводить детей к пониманию правил поведения при контакте с незнакомыми людьми, формировать осознанное отношение к собственной безопасности;

  • формировать и обогащать опыт безопасного поведения в различных ситуа­циях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;

  • закладывать основы психологической готовности к преодолению опасных ситуаций.

Безопасность в помещении:

  • обогащать и систематизировать представления о факторах потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с моделями поведения в проблемных ситуациях;

  • расширять круг предметов быта, которые дети могут безопасно использовать, воспитывать ответственное отношение к соблюдению соответствующих правил;

  • дополнять и конкретизировать представления о правилах безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения;

  • систематизировать и дополнять представления о работе экстренных служб, формировать практические навыки обращения за помощью.


Содержание и организация образовательного процесса

Деятельность

Содержание

Непосредственно образовательная деятельность

НОД осуществляется прежде всего в форме образовательных ситуаций, в ходе которых дети знакомятся с различными аспектами окружающей действительности, учатся осуществлять анализ определенных событий, понимать суть правил безопасного поведения, самостоятельно их формулировать. В этот период происходит активное накопление опыта выявления потенциально опасных объектов, явлений, способов избегания попадания в проблемные ситуации. Основной упор делается на ознакомление детей с моделями культурного и без­опасного осуществления различных видов деятельности. Содержание и структура образовательных ситуаций способствуют развитию психических процессов, становлению ребенка как субъекта детских видов деятельности, формированию предпосылок учебной деятельности.

Как структурные единицы педагогического процесса образовательные ситуации могут являться компонентом различных форм организации непосредственно образовательной деятельности старших дошкольников: исследовательских, практико-ориентированных, творческих проектов, предварительной работы к сюжетно-ролевым играм, практикумов, творческих мастерских, занятий и др.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Во время утреннего прихода детей в образовательную организацию проводятся беседы, способствующие актуализации знаний о правилах безопасного осуществления различных видов деятельности, обращается внимание на их соблюдение при выполнении трудовых поручений, гигиенических процедур, в ходе двигательной и игровой деятельности.

В ходе утренней и вечерней прогулок организуются наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности, позна­комить детей с моделями безопасного поведения, осуществления различных видов деятельности. В рамках данного режимного момента при участии родителей организуются экскурсии, позволяющие обогащать представления дошкольников о работе экстренных служб.

При проведении подвижных игр делается акцент на аспектах безопасности осуществления двигательной деятельности в разные сезоны года.

В ходе организации трудовой деятельности решаются задачи формирования навыков выполнения трудовых действий, культуры трудовой деятельности, включающей культуру безопасности труда.

Значительно обогащают представления и впечатления дошкольников ознакомление с произведениями художественной литературы, просмотр мульти­пликационных и видеофильмов, работа в творческих мастерских, инсценировка любимых сказок и рассказов в ходе различных режимных моментов.

Самостоятельная детская деятельность

Важнейшим условием саморазвития, самореализации растущего человека является грамот­ная организация предметно-пространственной среды. Деятельность ребенка в условиях обогащенной среды позволяет проявлять любознательность, пытли­вость, стремиться к творческому отображению познанного. Чтобы выполнять активизирующие функции, предметно-пространственная среда должна быть обустроена для организации сюжетно-ролевых игр («Больница», «Семья», «Спасатели» и др.), включать модели предметов быта, уголки для различных разновидностей самостоятельной познавательно-исследовательской, трудовой, творческой деятельности.

Образовательная деятельность в семье

Родители являются образцом для подражания, именно их поведение в ситуации общения с незнакомыми людьми прежде всего копируют дети. Семья выполняет защитную функцию, мама и папа демонстрируют одобрение или неодобрение того или иного варианта поведе­ния как чужого человека, так и ребенка, общающегося с ним. Важнейшая задача родителей — следить за выполнением правил, требовать их неукоснительного соблюдения.


2.1.2. Подготовительная к школе группа

Программые задачи:

Безопасность в общении:

  • формировать осознанное отношение к собственной безопасности, стремление неукоснительно выполнять правила поведения при контакте с незнакомыми людьми;

  • совершенствовать умение применять коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками, старшими детьми, формировать умение понимать побуждения партнеров по взаимодействию, выявлять проявления агрессии, не­доброжелательности в свой адрес, совершенствовать навыки безопасного поведения в различных ситуациях;

  • в ходе анализа литературных произведений, моделей естественных ситуа­ций формировать умение безопасно действовать в различных ситуациях обще­ния и взаимодействия;

  • способствовать формированию психологической готовности к преодоле­нию опасных ситуаций.

Безопасность в помещении:

  • формировать умение самостоятельно выявлять факторы потенциальной опасности в помещении, соблюдать правила безопасного поведения, выбирать оптимальные модели поведения в проблемных ситуациях;

  • воспитывать ответственное отношение к поддержанию порядка, соблюде­нию правил использования предметов быта;

  • совершенствовать умение применять знание правил безопасного поведе­ния в общественных местах, формировать необходимые компетенции.



Содержание образовательного процесса

Непосредственно образовательная деятельность

НОД осуществляется прежде всего в форме образовательных ситуаций, в ходе которых детьми осуществляются анализ определенных событий, выбор и отработка оптимальных моделей поведения, происходит формирование навыков и компетенций безопасного поведения, развитие психических процессов, воспитание личностных качеств.

При осуществлении НОД в форме занятий в подготовительной к школе группе возникает ряд новых задач, связанных с тем, что старший дошкольник от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к преимущественной на­правленности на усвоение способов действий с предметами (Д. Б. Эльконин). Это определяет важность задач образовательного процесса, связанных с освоением детьми общих способов выделения свойств объектов и явлений, решения некоторого класса конкретно-практических задач, проблем.

С появлением в старшем дошкольном возрасте зачатков рефлексии особое значение приобретают задания, нацеленные на организацию последова­тельного самостоятельного выполнения познавательных, игровых, трудовых и других действий, на выявление их значения и назначения, оценку. Большую функциональную нагрузку приобретает рефлексивно-оценочный этап занятия, на котором организуется осмысление детьми факта и путей достижения поставленных ими задач. Огромное значение для развития всех видов детской деятельности и возникновения предпосылок становления учебной деятельности играет осознание важности приобретенных дошкольниками ранее и находящих применение на занятии знаний, умений, опыта, личностных качеств.

Образовательная деятельность в режимных моментах

В рамках данного направления работы в подготовительной к школе группе происходит формиро­вание опыта осмысления и применения освоенных представлений и навыков.

Время с момента прихода детей в образовательную организацию до завтрака. В ходе осуществления различных видов самостоятельной деятельности и выполнения трудовых поручений педагог имеет возможность выявить уровень сформированности определенных навыков безопасного поведения, осознанности и систематичности выполнения правил. При необходимости организуются беседы, позволяющие дополнить представления дошкольников по данной проблеме. В ходе бесед педагог также выявляет причины несоблюдения определенными детьми правил, намечает дальнейшие направления работы с группой, взаимодействия с отдельными воспитанниками и их семьями.

В ходе утренней и вечерней прогулок организуются наблюдения. Наблюдение обеспечивает непосредственное восприятие ребенком действи­тельности, обогащает его чувственный опыт. В подготовительной к школе группе наблюдение выполняет все основные функции данного метода познания, на его основе дошкольники учатся решать разного рода учебные и практические задачи, делать выводы, формулировать правила. Используется орга­низация наблюдения изнутри, когда ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них.

Расширяется спектр организуемых экскурсий и целевых прогулок, основной задачей которых становится обогащение представлений, социального, по­знавательного и коммуникативного опыта детей.

С ростом самостоятельности дошкольников при организации подвижных игр акцент делается на формирование умения правильно выбирать место и ин­вентарь, учитывать погодные условия, оценивать ход игры не только с точки зрения соответствия ее правилам, но и требованиям безопасности.

В периоды перед обедом, полдником и ужином, перед дневным сном организуются слушание литературных произведений, различные виды художественно-творческой деятельности. Народные и литературные сказки, рассказы для детей отражают многовековой опыт передачи подрастающему поколению назидания в занимательной форме, содержат примеры правильного поведения, последствий нарушения героями различных правил безопасности.

Самостоятельная деятельность детей

При организации самостоятельной деятельности детей и осуществле­нии наблюдения за нею выявляются степень сформированности навыков, осознанности действий, мотивы следования правилам или причины их нарушения.

Формированию самостоятельности, ответственности у воспитанников подготовительной к школе группы, а также систематизации и осмыслению по­лученной информации способствует организация проектной деятельности. Так, в ходе реализации проекта «Малышам о правилах безопасности» воспитанники подготовительной группы выступают в качестве наставников младших дошкольников. Это учит грамотно и последовательно излагать информацию, выбирать главное, ориентироваться на понимание собеседником, использовать различные средства передачи знаний. В рамках детско-родительских проектов создаются наглядные пособия, проводится работа по оценке уровня безопасности квартиры (дома), осуществляется подготовка к семейным и командным конкурсам, к выставкам. Подобная работа способствует становлению продуктивных детско-родительских отношений сотрудничества, что очень важно в предшкольный период.

Взаимодействия с семьями

Многие особенности взаимодействия с семьями воспитанников связаны с перспективой поступления детей в школу. При сохранении в отдельных аспектах ситуации обучения через семью значительную роль играют разные формы работы, в которых родители являются партнерами детей, членами детско-взрослой команды. Повышение в ходе обучения и самообразования с накоплением опыта родительской компетентности позволяет мамам и папам воспитанников вносить более весомый вклад в решение образовательных задач.

В рамках просветительской работы большое внимание уделяется вопросам обеспечения психологической безопасности детей в период адаптации к школьному обучению, обсуждается роль семьи в решении данной задачи. Важнейшей является проблема постепенного делегирования зон ответствен­ности ребенку старшего дошкольного возраста, сопряженная с формированием компетенций безопасного поведения


Формы работы с воспитанниками


Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Нод

Наблюдения

Экскурсии, целевые прогулки

Беседы

Просмотр видеофильмов

Дидактические игры

Проблемные ситуации

Чтение худ. литературы

Просмотр познавательных фильмов

Объяснения

Упражнения

Рассматривание иллюстраций

Викторины

Моделирование

Игры со сверстниками

(сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, хороводные и др.)

Дежурства

Самообслуживание

Рассматривание иллюстраций

Продуктивная деятельность

Наблюдение

Экспериментирование

Рассматривание тематических альбомов

Открытые просмотры

Консультация

Проектная деятельность

КВН

Круглый стол








2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Вовлечение родителей в работу по реализации образовательной программы требует создания системы педагогического сопровождения семьи. Оно включает в себя:

  • индивидуальное консультирование по вопросам организации семейного воспитания, создания комфортной среды дома;

  • информирование родителей о развитии ребенка, имеющихся трудностях и перспективах;

  • поиск путей обеспечения безопасности детей, не подавляющих их естественную любознательность, открытость и доверие к миру.

При организации педагогического сопровождения процесса формирования навыков безопасного поведения необходимо учитывать типологию семьи и стиль семейного воспитания. Без опоры на необходимую информацию также невоз­можно грамотно выстроить психолого-педагогические мероприятия по под­держанию необходимых ребенку условий жизни, его гармоничного и безопасного развития.

Важная составляющая педагогического сопровождения — организация различных видов совместной деятельности детей и родителей. Среди них можно особо выделить реализацию проектов, решение проблемных задач и ситуаций, требующих применения знаний и навыков безопасного поведения. Результатом подобной работы должно стать развитие детско-родительских отношений, формирование у дошкольников умения анализировать ситуации, действовать на основе возникающей познавательной потребности. При этом родителям необходимо овладеть умением поддерживать познавательно-исследовательскую деятельность детей.

В ходе педагогического сопровождения, тесного контакта семьи и ДОО пе­дагоги и специалисты получают важную информацию об особенностях ребенка, совместно с родителями оценивают промежуточные результаты образова­тельного процесса, определяют перспективы сотрудничества и тактику даль­нейшего взаимодействия с ребенком.

Таким образом, основными направлениями взаимодействия семьи и ДОО по реализации программы являются: повышение родительской компетентности, непосредственное участие родителей в образовательном процессе (решение ряда программных задач), педагогическое сопровождение семьи.











  1. Организационный раздел

    1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы

Методические пособия для реализации программы

Пособия по организации образовательного процесса в ДОО

Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации. Метод, пособие. — М.: Цветной мир, 2014.

Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Современные формы организации дет­ских видов деятельности. Методическое пособие. — М.: Цветной мир, 2014.

Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Партнерство семьи и детского сада: новые горизонты // Детский сад: теория и практика. 2013. № 10. С. 34—44.

Тимофеева Л. Л. Планирование образовательной деятельности в дошколь­ной организации // Школа управления образовательным учреждением. 2013. №9. С. 26—31.

Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Организационно-методическая работа по формированию культуры безопасности // Управление ДОУ. 2014. №4. С. 74—78

Авдеева Н.Н., Князева М.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб: Детство-Пресс, 2005

Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2005

Пособия по организации работы с детьми

Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе: методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: методическое пособие / под общ. ред. Л. Л. Тимофеевой. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Рабочая тетрадь. Старшая группа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Рабочая тетрадь. Подготовительная к школе группа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Белая К.Ю., Зимонина В.П., Кондрыкинская Л.А. и др. Твоя безопасность: как себя вести дома и на улице: для сред, и ст. дошкольного возраста: кн. Для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение, 2005

Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей детского сада — 4-е. изд.-М.: Просвещение, 2004

Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005

Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2006

Пособия по организации взаимодействия с семьями воспитанников

Майер А. А., Тимофеева Л, Л. Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организаци­ей // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 5 / Под ред. Л. Л. Тимофеевой. — М: Педагогическое об­щество России, 2013. С. 54—104.

Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Взаимодействие педагогов с семьями вос­питанников в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников //Детский сад: теория и практика. 2013. № 10. С. 78—94.

Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Роль семьи в сохранении психического здоровья детей: проблема обеспечения психологической безопасности // Детский сад: теория и практика. 2013. № 5. С. 16—26.

Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.


      1. Особенности организации предметно-развивающей образовательной среды в группе


Название центра

Оборудование и материалы

Игровой центр

игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых и оборудование для режиссерских игр;

реквизит для театрализованных игр и представление кукольного, пальчикового, перчаточного, плоскостного, теневого и других видов театра

Творческий центр «Мастерская слова»

включает книги, предусмотренные программой для чтения детям в определенном возрасте, для подготовки тематических выставок;

обменный фонд (для организации домашнего чтения);

детские журналы для старших дошкольников;

стенды для организации выставок детских и детско-родительских работ (загадок, рассказов, иллюстраций и т. д.).

Детская лаборатория

место, где представлены предметы и материалы для экспериментирования, необходимые приборы и оборудование, спецодежда для детей (перчатки, клеенчатые фартуки, нарукавники);

бумага, ручки, ка­рандаши, специальные бланки для фиксации результатов наблюдений, экспериментов.

дидактические игры на применение освоенных детьми знаний.

Творческая мастерская

наполняется оборудованием и материалами для изобразительной деятельности детей; инструкциями по выполнению различных поделок;

подборкой репродукций произведений художников, фотографий работ скульпторов, предметов народных промыслов, декоративно-прикладного искусства;

стендами для создания выставок детских, детско-родительских ра­бот, коллекций детей и взрослых.

Центр «Ручного труда»

Ножницы, наборы для шитья и крючки. Пяльцы и нитки мулине. Разнообразные бусы и бисер, пуговицы.


      1. Тематическое планирование


Ориентировочные сроки освоения

Названия разделов и тем

Сентябрь, октябрь. ноябрь

Раздел «Опасные предметы и опасные ситуации»

Раздел 2 «Мой дом – моя крепость» (общение с незнакомыми людьми)

Раздел 3 . «Службы спасения»

Декабрь, январь, февраль

Раздел 1 «Безопасный дом»

Раздел 2 «Один дома»

Раздел 3 «Пожарная безопасность дома»

Март, апрель, май

Раздел 1 «Потенциально опасные предметы»

Раздел 2 «Зная правила безопасности, не страшно оставаться дома одному»

Раздел 3 «Наши верные друзья»



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Календарно-тематическое планирование по формированию навыков безопасного поведения

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. План взаимодействия с родителями.



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!