СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Подготовка к олимпиаде по литературе" 9, 10 кл.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Подготовка к олимпиаде по литературе" 9, 10 кл.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Подготовка к олимпиаде по литературе" 9, 10 кл.»

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс разработан авторами: В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова, под редакцией В.Ф. Чертова и предназначен для организации дополнительных занятий, ориентированных на подготовку к выпускному экзамену по литературе. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.

Основная цель курса — развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5-9классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах. Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, т. е. предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков.

В ходе изучения русской литературы в средних и старших классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной стороне литературного произведения, на закономерностях литературного процесса и творческого пути отдельных авторов. Однако учащиеся не успевают сформировать навык самостоятельного постижения глубинного смысла произведения с опорой на выявление закономерностей художественной формы, поэтому, пытаясь сформулировать свои суждения о прочитанном, они нередко оказываются не в состоянии аргументировать их на основе текста.

Курс обучения анализу литературного произведения привлекает внимание учеников к диалектике художественной формы и художественного содержания и учит делать выводы о содержании произведения на основе внимательного изучения текста. При этом теория литературы и знания по русскому языку играют роль понятийного аппарата, без которого невозможно выявление закономерностей в художественном тексте.

Данный курс призван решить следующие задачи:

  • Интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы;

  • Систематизировать, укрепить, развить и расширять те навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и т. д.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;

  • Обучить целостному анализу литературного произведения и выявления своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой на знание не только теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о системе единиц языка, полученных в ходе изучения курса русского языка.

Концептуальной основой курса является понимание содержания художественного произведения как динамической системы, неотъемлемой составной частью которой выступает компетенция читателя. Количество прочитанных произведений само по себе не влияет на качественное изменение читательского опыта; без аналитических усилий, игнорируя закономерности художественной формы, невозможно проникнуть в содержание произведения с должной глубиной. Нельзя стать квалифицированным читателем, опираясь только на авторитет учителя, учебника или литературного критика и не развивая в себе умение самостоятельно анализировать художественный текст.

Основным методологическим принципом, на котором строится учебный курс, является изучение литературного произведения не только как эстетического феномена и в контексте творчества автора и литературного процесса, но и в единстве художественной формы и содержания. Предлагается идти от анализа формы к постижению произведения как смыслового целого.

Одной из задач литературного образования действующие программы по литературе провозглашают обучение школьника анализу литературного произведения на основе понимания специфики литературы как вида искусства. Однако в сознании учащихся знания по теории литературы и читательский опыт зачастую существуют в отрыве друг от друга.

Уровень развития абстрактного мышления учащихся старших классов и объем накопленных ими знаний по истории и теории литературы достаточны для постановки задачи обучения анализу художественного произведения в его эстетической специфике. Однако учащимся старших классов часто не достает владения филологическим метаязыком, аппаратом теоретико-литературных понятий для выражения своих суждений по поводу прочитанного. Кроме того, незнание базовых понятий теории литературы, принципов филологического анализа или схоластическое владение ими ведет к обеднению читательского опыта, к тому, что в поле зрения читающих учеников оказывается лишь поверхностный слой содержания литературного произведения. Неразвитость аналитических навыков препятствует и развитию читательской интуиции. Таким образом, в рамках данного учебного курса учащимся предлагается «пересмотреть» прочитанные в прошлом произведения под новым углом зрения, на основе обобщенных знаний по теории литературы, а так же научиться самостоятельно находить глубинный уровень содержания произведения и соотносить его с литературным процессом. В целом задачу курса можно определить как подготовку квалифицированного читателя, умеющего работать с художественным текстом, вести филологический поиск.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

  • Повторение теоретико-литературных понятий, изученных в 5-9классах, углубление и обогащение понимания литературоведческих терминов с учетом нового объема знаний по истории русской литературы и с учетом расширенного круга чтения;

  • Углубленное изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 9-11классах;

  • Знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение хрестоматийных образцов литературоведческих работ;

  • Выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа, с целью отработки как отдельных составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте;

  • Обучение самостоятельному анализу литературно-художественных произведений и их фрагментов в единстве формы и содержания;

  • Обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;

  • Выполнение учениками устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам литературоведческого анализа, а также по целостному анализу произведений разных типов;

  • Написание сочинений литературоведческого характера, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произведений.


Литература

Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М. 1998.

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М. 1998.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001.

Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учебное пособие. М., 2003

Пави П. Словарь театра/ Пер. с фр. М., 2001.

Теоретическая поэтика. Понятия и определения: Хрестоматия/ Авт.-сост. Н.Д. Тамарченко. М., 2001.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М, 1996

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

Элсанек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. М., 2001.

































Содержание элективного курса


На этом этапе учащиеся должны научиться представлять литературное произведение как эстетический феномен, художественная ценность которого определяется единством формы и содержания.

Введение (2часа)

Задачи и принципы филологического анализа литературного произведения. Многослойность содержания произведения. Филологический анализ как способ выявления глубинного содержания текста. Целостный анализ литературного произведения и анализ под определенным углом зрения (проблематика, сюжет, система персонажей и др.)

1. Художественное произведение как образ

Главные задачи. Обобщить представления учеников о соотношении художественного произведения и объективной реальности, о художественном образе как специфической форме мышления и представления информации, о формах проявления образной природы литературного произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественная литература как вид искусства. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Художественный образ. Прототип. Художественный мир. Единство художественной формы и художественного содержания. Система образов произведения. Типы отношений между образами («двойничество», антагонизм и т.п.). Образ персонажа. Образ среды (собирательные образы). Образ пространства, образы предметов.

Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Сопоставление документального и художественного текстов на сходную тему. Сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении. Выявление в произведении образов разных видов.

Темы для обсуждения. Описание Пугачева в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Изображение Бородинской битвы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и их прототипы. Система образов в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар». Художественный мир романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Художественная форма

Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о необходимости анализа художественной формы для выявления глубинного содержания художественного произведения; обобщать представления о стиле как уникальной совокупности художественных средств, определяющих образную природу произведений.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественный стиль. Метафорический характер художественного мира (пространства и времени, сюжета, образа персонажей и др.). Психологизм. Художественный документализм. Гротеск. Стилизация. Пародия.

Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение своеобразия стиля данного художественного произведения и данного автора. Обнаружение общих художественных приемов в произведениях двух (нескольких) авторов. Выявление признаков стилизации, пародии в произведении. Обнаружение конкретных стилевых явлений (психологизм, гротеск, документализм и др.) в произведении и выявление их художественной функции.

Темы для обсуждения. Своеобразие стиля М.Ю. Лермонтова. Фольклорные традиции в «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина и «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Признаки пародии в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Особенности психологизма романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Функции снов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

3. Произведение как событие рассказывания

Главные задачи. Обобщить представления учащихся о художественной речевой коммуникации, о тексте как посреднике между автором и читателем, о роли автора и читателя в создании смыслового целого, о формах взаимодействия автора, текста и читателя.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и текст. Автор—текст—читатель. Автор и повествователь. «Точка зрения» и речевая композиция текста. Типы повествования (от первого, второго, третьего лица, автобиографическое, хроникерское, объективированное). Сказ как особый тип повествования. Образ повествователя. Адресат реальный (читатель) и условный. Модели условного адресата. Типы отношений между повествователем и адресатом. Формы повествования (дневник, эпистолярная форма, мемуары и др. ). Диалог и монолог.

Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение типа повествования в конкретном художественном тексте. Обнаружение признаков сказа. Определение типа повествователя в его отношению к биографическому автору и образу читателя. Выявление средств создания образа повествователя. Определение модели условного адресата и выявление средств создания образа адресата. Выявление пространственного, временного, идеологического и фразеологического признаков «точки зрения» в произведении. Распознавание и определение эстетической функции речевого жанра, на основе которого строится текст произведения. Определение типов и роли монологов и диалогов в произведении.

Темы для обсуждения. Способы повествования и чередование «точек зрения» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Повествователь и слушатели в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Средства создания образа повествователя в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Признаки сказа в «Левше» Н.С. Лескова. Смысл использования формы послания (письма) в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Образ адресата в послании «К Чаадаеву» А.С. Пушкина. Роль монологов и диалогов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

4. Композиция произведения

Главная задача. Сформировать у учащихся представления о композиции художественного текста средстве организации художественного мира, выявлении его ритмической природы.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Архитектоника текста. Композиция повествования. Способы авторского членения текста. Цикл как композиционная форма. Ретроспективная композиция. Фабульная композиция. «Вершинная» композиция в романтическом произведении. Внефабульные элементы (вставные тексты/ вставная новелла, повесть, песни, стихи, сны, дневники, письма и пр./ лирические отступления и т.п.). Паратекстовые элементы: заглавие, эпиграф, посвящение, предисловие, послесловие, примечания, приложения и пр. «Сильные позиции» текста.

Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление композиционных единиц текста. Выявление основного принципа членения текста и его эстетической функции. Определение признаков композиции повествования в данном произведении и художественной роли такой композиции. Выявление элементов сюжета и последовательности их расположения в тексте. Выявление своеобразия начала и финала произведения. Обнаружение паратекстовых элементов и определение их функций.

Темы для обсуждения. Трехчастный замысел поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Закономерности членения текста на главы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эстетический эффект организации повествования с помощью онегинской строфы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Членение на повести в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Записки охотника» И.С. Тургенева как пример циклизации. Сюжет и фабула в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Нарушение единства действия и функции побочных сюжетных линий в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Проблема выделения узловых элементов фабулы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Внефабульные (внесюжетные) элементы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Портрет главного героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Интерьер в поэме Н.В. Гоголя «мертвые души». Лирические отступления в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Содержание и эстетические функции повести о капитане Копейкине в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Художественные функции эпиграфов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Роль авторских примечаний и «Отрывков из путешествия Онегина» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Начало и конец романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» на фоне повествовательной традиции. Мотив падения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Целостный анализ композиции романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».































Тема

Количество часов

Дата


Введение



1

Задачи и принципы филологического анализа литературного произведения. Многослойность содержания произведения. Филологический анализ как способ выявления глубинного содержания текста.

1

05.10

2

Целостный анализ литературного произведения и анализ под определенным углом зрения (проблематика, сюжет, система персонажей и др.)

1

12.10


Художественное произведение как образ



3

Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Художественный образ. Прототип. Художественный мир. Образ персонажа. Образ среды (собирательные образы). Образ пространства, образы предметов.

1

19.10

4

Единство художественной формы и художественного содержания. Система образов произведения. Типы отношений между образами («двойничество», антагонизм и т.п.).

1

26.10

5

Сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении. Выявление в произведении образов разных видов.

1

09.11

6 – 7

Сопоставление документального и художественного текстов на сходную тему

1+1

16.11

23.11


Художественная форма



8

Художественный стиль. Метафорический характер художественного мира (пространства и времени, сюжета, образа персонажей и др.). Психологизм. Художественный документализм. Гротеск. Стилизация. Пародия.

1

30.11

9

Своеобразие стиля М.Ю. Лермонтова. Фольклорные традиции в «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина и «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.

1

07.12

10

Признаки пародии в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Особенности психологизма

1

14.12

11

Особенности психологизма романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

12.12

12

Функции снов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».


1

11.01


Произведение как событие рассказывания




13

Способы повествования и чередование «точек зрения» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

18.01

14

Повествователь и слушатели в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник».

1

25.01

15

Средства создания образа повествователя в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

1

01.02

16

Признаки сказа в «Левше» Н.С. Лескова.

1

08.02

17 – 18

Смысл использования формы послания (письма) в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди».

1+1

15.02

22.02

19

Образ адресата в послании «К Чаадаеву» А.С. Пушкина.

1

01.03

20

Роль монологов и диалогов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

11.03


Композиция произведения



21

Нарушение единства действия и функции побочных сюжетных линий в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Мотив падения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

15.03

22

Закономерности членения текста на главы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эстетический эффект организации повествования с помощью онегинской строфы в романе.

1

22.03

23

Проблема выделения узловых элементов фабулы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Внефабульные (внесюжетные) элементы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

05.04

24

Роль авторских примечаний и «Отрывков из путешествия Онегина» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Начало и конец романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» на фоне повествовательной традиции.

1

12.04


25

Художественные функции эпиграфов. Целостный анализ композиции романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

19.04


26

Анализ лирического произведения по линейной схеме.

1

26.04

27

Анализ поэтического текста по аналогии.

1

03.05

28

Интерьер в поэме Н.В. Гоголя. Лирические отступления в поэме.

1

10.05

29

«Записки охотника» И.С. Тургенева как пример циклизации.

1

17.05

30

Решение олимпиадных заданий. Подведение итогов. Задания на лето.

1

24.05


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!