Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интереса к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково- символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения Геометрические фигуры
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …»,
«каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах.
Содержание учебного предмета Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение)(8ч)
Устные и письменные приемы сложение и вычитания чисел в пределах 100.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, вычитаемым.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление (55 ч)
Связь умножения и деления; четные и нечетные числа; таблица умножения и деления; умножение с 1, 0, невозможность делить на 0.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимость между пропорциональными величинами.
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади, соотношение между ними.
Площадь прямоугольника, квадрата.
Круг. Окружность. Вычерчивание с помощью циркуля. Доли. Образование и сравнение долей. Задачи.
Единицы времени.
Внетабличное умножение и деление (29 ч)
Умножение суммы на число. Приемы внетабличного умножения и деления. Связь между числами при делении.
Проверка деления. Проверка умножения делением.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Приемы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком.
Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Сравнение.
Определение общего числа единиц, десятков, сотен в числе. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Замена числа суммой разрядных слагаемых.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 ч)
Приемы устных вычислений в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников. Решение задач в 1 – 3 действий.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч)
Устные приемы умножения и деления в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия.
Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (10 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Устные и письменные приемы +, -, *, : в пределах 1000. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений. Решение текстовых задач.
Резервное время. (4 ч)
3.Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых
на усвоение учебного предмета.
№ п/п | Название раздела. | Кол-во часов | Из них: контрольные работы | Модуль воспитания |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 8 | 1 | 1.Школьный урок. 2.Ключевые общешколь-ные дела. |
2 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. | 55 | 3 | 1.Школьный урок. 2.Ключевые общешколь-ные дела. |
3 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. | 28 | 2 | 1.Школьный урок. 2.Ключевые общешколь-ные дела. |
4 | Числа от 1 до 1000.Нумерация. | 13 | 1 | 1.Школьный урок. 2.Ключевые общешколь-ные дела. |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. | 12 | 1 | 1.Школьный урок. 2.Ключевые общешколь-ные дела |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. | 5 | | 1.Школьный урок. 2.Ключевые общешколь-ные дела |
7 | Приемы письменных вычислений. | 10 | 1 | 1.Школьный урок. 2.Ключевые общешколь-ные дела |
8 | Резервное время. | 4 | | |
| Итого | 136 ч | 9 | |
Приложение 1
Поурочное планирование.
№п/ п | Дата проведения | Тема урока | Количес тво часов |
план | факт |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание - 8ч. |
1 | | | Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания | 1 |
2 | | | Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания | 1 |
3 | | | Выражение с переменной | 1 |
4 | | | Решение уравнений | 1 |
5 | | | Решение уравнений | 1 |
6 | | | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами | 1 |
7 | | | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 |
8 | | | Анализ проверочной работы. Странички для любознательных | 1 |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление — 55ч. |
9 | | | Связь умножения и сложения | 1 |
10 | | | Связь между компонентами и результатом умножения. Четные и нечетные числа | 1 |
11 | | | Таблица умножения и деления на 3 | 1 |
12 | | | Решение задач с величинами: «цена», «количество», «стоимость» | 1 |
13 | | | Решение задач с величинами: «масса», «количество» | 1 |
14 | | | Входная контрольная работа «Числа от 1 до 100» | 1 |
15 | | | Анализ контрольной работы. Порядок выполнения действий | 1 |
16 | | | Порядок выполнения действий | 1 |
17 | | | Порядок выполнения действий | 1 |
18 | | | Закрепление по теме «Умножение и деление на 2 и 3» | 1 |
19 | | | Тестирование по теме «Умножение и деление на 2 и 3» | 1 |
20 | | | Анализ работы. Таблица умножения и деления с числом 4 | 1 |
21 | | | Закрепление по теме «Таблица умножения и деления на 4» | 1 |
22 | | | Задачи на увеличение числа в несколько раз | 1 |
23 | | | Задачи на увеличение числа в несколько раз | 1 |
24 | | | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 1 |
25 | | | Решение задач по теме «Увеличение и уменьшение в несколько раз» | 1 |
26 | | | Таблица умножения и деления с числом 5 | 1 |
27 | | | Задачи на кратное сравнение | 1 |
28 | | | Задачи на кратное сравнение | 1 |
29 | | | Решение задач по теме «Увеличение и уменьшение в несколько раз» | 1 |
30 | | | Таблица умножения и деления с числом 6 | 1 |
31 | | | Решение задач | 1 |
32 | | | Решение задач | 1 |
33 | | | Решение задач | 1 |
34 | | | Таблица умножения и деления с числом 7 | 1 |
35 | | | Странички для любознательных. Наши проекты | 1 |
36 | | | Что узнали, чему научились | 1 |
37 | | | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» | 1 |
38 | | | Анализ проверочной работы. Площадь. Сравнение площадей фигур | 1 |
39 | | | Площадь. Сравнение площадей фигур | 1 |
40 | | | Квадратный сантиметр | 1 |
41 | | | Площадь прямоугольника | 1 |
42 | | | Таблица умножение и деления с числом 8 | 1 |
43 | | | Закрепление по теме «Умножение и деление» | 1 |
44 | | | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз | 1 |
45 | | | Таблица умножения и деления с числом 9 | 1 |
46 | | | Квадратный дециметр | 1 |
47 | | | Таблица умножения. Закрепление | 1 |
48 | | | Закрепление изученного | 1 |
49 | | | Квадратный метр | 1 |
50 | | | Закрепление изученного | 1 |
51 | | | Странички для любознательных | 1 |
52 | | | Что узнали, чему научились | 1 |
53 | | | Что узнали, чему научились | 1 |
54 | | | Умножение на 1 | 1 |
55 | | | Умножение на 0 | 1 |
56 | | | Умножение и деление с числами 1, 0. Деление 0 на число | 1 |
57 | | | Закрепление изученного | 1 |
58 | | | Доли | 1 |
59 | | | Окружность. Круг | 1 |
60 | | | Диаметр круга. Решение задач | 1 |
61 | | | Единицы времени | 1 |
62 | | | Проверочная по теме «Табличное умножение и деление» | 1 |
63 | | | Анализ работы. Странички для любознательных | 1 |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление — 29ч. |
64 | | | Умножение и деление круглых чисел | 1 |
65 | | | Деления вида 80:20 | 1 |
66 | | | Умножение суммы на число | 1 |
67 | | | Умножение суммы на число | 1 |
68 | | | Умножение двузначного числа на однозначное | 1 |
69 | | | Умножение двузначного числа на однозначное | 1 |
70 | | | Закрепление изученного | 1 |
71 | | | Деление суммы на число | 1 |
72 | | | Деление суммы на число | 1 |
73 | | | Деление двузначного числа на однозначное | 1 |
74 | | | Делимое. Делитель | 1 |
75 | | | Проверка деления | 1 |
76 | | | Деление вида 87:29 | 1 |
77 | | | Проверка умножения | 1 |
78 | | | Решение уравнений | 1 |
79 | | | Решение уравнений | 1 |
80 | | | Закрепление изученного | 1 |
81 | | | Закрепление изученного | 1 |
82 | | | Контрольная работа по теме «Решение уравнений» | 1 |
83 | | | Анализ контрольной работы. Деление с остатком | 1 |
84 | | | Деление с остатком | 1 |
85 | | | Деление с остатком | 1 |
86 | | | Деление с остатком | 1 |
87 | | | Решение задач на деление с остатком | 1 |
88 | | | Случаи деления, когда делитель больше делимого | 1 |
89 | | | Проверка деления с остатком | 1 |
90 | | | Что узнали. Чему научились | 1 |
91 | | | Наши проекты | 1 |
92 | | | Тестирование по теме «Деление с остатком» | 1 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация - 13ч. |
93 | | | Тысяча | 1 |
94 | | | Образование и названия трехзначных чисел | 1 |
95 | | | Запись трехзначных чисел | 1 |
96 | | | Письменная нумерация в пределах 1000 | 1 |
97 | | | Увеличение и уменьшение в 10 раз, в 100 раз | 1 |
98 | | | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 1 |
99 | | | Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений | 1 |
100 | | | Сравнение трехзначных чисел | 1 |
101 | | | Письменная нумерация в пределах 1000 | 1 |
102 | | | Единицы массы. Грамм | 1 |
103 | | | Закрепление по теме «Письменная нумерация в пределах 1000» | 1 |
104 | | | Странички для любознательных | 1 |
105 | | | Проверочная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» | 1 |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание - 12ч. |
106 | | | Анализ проверочной работы. Приемы устных вычислений | 1 |
107 | | | Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200 | 1 |
108 | | | Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90 | 1 |
109 | | | Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140 | 1 |
110 | | | Приемы письменных вычислений | 1 |
111 | | | Алгоритм сложения трехзначных чисел | 1 |
112 | | | Алгоритм вычитания трехзначных чисел | 1 |
113 | | | Виды треугольников | 1 |
114 | | | Закрепление по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел» | 1 |
115 | | | Страничка для любознательных | 1 |
116 | | | Что узнали. Чему научились | 1 |
117 | | | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел» | 1 |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление - 5ч. |
118 | | | Анализ проверочной работы. Приемы устных вычислений | 1 |
119 | | | Приемы устных вычислений | 1 |
120 | | | Приемы устных вычислений | 1 |
121 | | | Виды треугольников | 1 |
122 | | | Закрепление изученного | 1 |
Приемы письменных вычислений — 10 ч. |
123 | | | Приемы письменного умножения в пределах 1000 | 1 |
124 | | | Итоговая контрольная работа | 1 |
125 | | | Анализ контрольной работы | 1 |
126 | | | Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное | 1 |
127 | | | Приемы письменного умножения на однозначное число | 1 |
128 | | | Приемы письменного деления в пределах 1000 | 1 |
129 | | | Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное | 1 |
130 | | | Проверка деления | 1 |
131 | | | Что узнали. Чему научились | 1 |
132 | | | Обобщающий урок. Игра «По океану математики» | 1 |
Резервное время-4 ч. |
133 | | | Резервный урок. | 1 |
134 | | | Резервный урок. | 1 |
135 | | | Резервный урок. | 1 |
136 | | | Резервный урок. | 1 |
Приложение 2
Оценочно – методические материалы
Программа | Учебник, рабочая тетрадь | Методические пособия | КИМы | Электронные ресурсы |
Программы общеобразо- вательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Авторская программа М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» 1 – 4 классы. | Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1 , Ч.2 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – 7-е изд. – М. Просвещение, 2022г. - | Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике М.И. Моро и др. (УМК«Школа России) 3 класс. – М. «Вако»,2022г. | Контрольные работы по математике:3класс. В 2 ч: к учебнику М.И.Моро и др."Математика.3 класс .В 2-х частях. В.Н.Рудницкая -М.:Издательство "Экзамен"2022 | 1.. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info 2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru 3. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru 4.Образовательная платформа "Учи.ру". |
Приложение 3
График оценочных процедур
№ | Вид контроля | Дата |
1. | Контрольная работа | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |