ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46)
Рассмотрено методической комиссией филиала № 3 ФКП образовательного учреждения № 46. Протокол от «___» _______ 20___ г. № ___. | | УТВЕРЖДАЮ Директор ФКП образовательного учреждения № 46 И.Б. Лисин «___»__________ 20___ г. М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК.01.01. Технология сборки электрических машин, аппаратов и приборов
основной программы профессионального обучения
(профессиональной подготовки)
по профессии 18312 Сборщик электрических машин и аппаратов
г. Владимир, 20___
Программа учебной дисциплины МДК.01.01 Технология сборки электрических машин, аппаратов и приборов по профессии 18312 «Сборщик электрических машин и аппаратов», разработана на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 26.04.1985 №113/10-32 «Об утверждении разделов «Общие профессии электротехнического производства», «Производство электроизоляционных материалов», выпуск 19.
Организация-разработчик:
федеральное казенное профессиональное образовательное
учреждение № 46 Федеральной службы исполнения наказаний
(ФКП образовательное учреждение № 46).
Разработчик:
Музыка Олег Васильевич, преподаватель/заведующий филиалом ФКП образовательного учреждения № 46.
Рецензенты:
Пантелеев Александр Евгеньевич, преподаватель высшей квалификационной категории ФКП образовательного учреждения № 46;
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
| |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
| |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
| |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Область применения программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины МДК.01.01. Технология сборки электрических машин, аппаратов и приборов является частью основной программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) (далее – ОППО) по профессии 18312 «Сборщик электрических машин и аппаратов».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и в профессиональном обучении в составе программ повышения квалификации, переподготовки по профессии 18312 «Сборщик электрических машин и аппаратов».
1.2. Место дисциплины в структуре ОППО
Учебный цикл: П.00. Профессиональный.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить вид деятельности. Наименование и соответствующие ему профессиональные компетенции:
Код | Профессиональные компетенции |
ПК 1 | Выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке электротехнических изделий. |
ПК 2 | Производить сборку узлов и изделий средней сложности с применением специальных приспособлений и инструментов. |
ПК 3 | Выполнять слесарную и механическую обработку деталей и узлов. |
ПК 4 | Выполнять обмотку элементов электрических машин средней сложности. |
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь практичес кий опыт | ПО 1. выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ; ПО 2. проведения подготовительных работ для сборки электрических машин и аппаратов; ПО 3. сборки по схемам приборов, машин, аппаратов; ПО 4. обмотки элементов электрических машин |
уметь | У 1. выполнять слесарную и механическую обработку в пределах различных классов точности и чистоты; У 2. выполнять такие виды работ, как пайка, лужение и другие; У 3. читать электрические схемы различной сложности; У4. выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке изделия; У5. выполнять сборку электрических машин и обмотку элементов электрических машин; У6. применять безопасные приемы выполнения слесарно-сборочных работ; |
знать | З 1. технологические процессы сборки электрических машин и обмотки элементов электрических машин; З 2. слесарные, слесарно-сборочные операции, их назначение; З 3. приемы и правила выполнения операций; З 4. рабочий (слесарно-сборочный) инструмент и приспособления, их устройство, назначение и приемы пользования; З 5. наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; З6. требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Объем часов |
1 | 2 |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательные аудиторные занятия (всего) | 102 |
в том числе: | 13 |
лабораторные работы | 0 |
практические работы | 13 |
контрольные работы | 0 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) | 0 |
в том числе: | Х |
внеаудиторная самостоятельная работа | 0 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 4 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Наименование разделов и тем |
1 | 2 | 3 |
МДК.01.01. Технология сборки электрических машин, аппаратов и приборов | 102 |
Раздел 1. Слесарные, слесарно-сборочные и монтажные работы | 22 |
Тема 1.1. Общие понятия о слесарных работах | Содержание | Уровень освоения | 6 |
Особенности выполнения слесарных работ. | 2 |
Меры безопасности при выполнении слесарных работ. | 2 |
Инструмент и оборудование для выполнения работ. | 2 |
Практическое применение измерительного инструмента. | 2 |
Понятие допуска и посадки в работе. | 2 |
Тематика учебных занятий | 6 |
Лекции | 4 |
Лекция №1 Особенности выполнения слесарных работ. Меры безопасности при выполнении слесарных работ. | 2 |
Лекция №2 Инструмент и оборудование для выполнения работ. | 1 |
Лекция №3 Понятие допуска и посадки в работе. | 1 |
| Практические работы | 2 |
| Практическая работа № 1. Практическое применение слесарного измерительного инструмента. | 1 |
| Практическая работа № 2. Нанесение разметки прямыми и кривыми линиями. | 1 |
Тема 1.2. Общие понятия о слесарно-сборочных работах | Содержание | Уровень освоения | 8 |
Слесарно-сборочные операции, их назначение. | 2 |
Меры безопасности при выполнении слесарно-сборочных работ. | 2 |
Понятие точности сборочных работ. | 2 |
Инструмент для выполнения сборочных работ. | 2 |
Неподвижные неразъемные соединения. | 2 |
Неподвижные разъемные соединения. | 2 |
Подвижные соединения. Сборка узлов. | 2 |
Тематика учебных занятий | 8 |
Лекции | 8 |
Лекция №4 Слесарно-сборочные операции, их назначение. Меры безопасности при выполнении слесарно-сборочных работ. | 2 |
Лекция №5 Понятие точности сборочных работ. | 2 |
Лекция №6 Неподвижные соединения. | 2 |
| Лекция №7 Подвижные соединения. Сборка узлов. | 2 |
Тема 1.3. Технология электромонтажных работ | Содержание | Уровень освоения | 8 |
Виды и назначение электромонтажных работ. | 2 |
Меры безопасности при выполнении электромонтажных работ. | 2 |
Инструмент и оборудование для выполнения работ. | 2 |
Инструмент, оборудование и материалы для выполнения пайки. | 2 |
Соединения, ответвления и оконцевание жил. Виды, назначение, приемы выполнения. Правила разделки проводов и кабелей. | 2 |
Электромонтажные материалы. | 2 |
Монтаж электропроводки. Виды, назначение, область применения и приемы выполнения. | 2 |
Тематика учебных занятий | 8 |
Лекции | 8 |
Лекция №8. Виды и назначение электромонтажных работ. Меры безопасности при выполнении электромонтажных работ. | 2 |
Лекция №9. Инструмент и оборудование для выполнения электромонтажных работ. | 1 |
Лекция №10. Инструмент, оборудование и материалы для выполнения пайки. | 1 |
Лекция №11. Соединения, ответвления и оконцевание жил. Виды, назначение, приемы выполнения. | 1 |
Лекция №12. Правила разделки проводов и кабелей. | 1 |
Лекция №13. Электропроводка в электрических машинах. Виды, назначение, область применения и приемы выполнения. | 2 |
Раздел 2. Общие понятия об электрическом токе. | 16 |
Тема 2.1. Общие понятия об электрическом токе | Содержание | Уровень освоения | 10 |
Понятие об электрическом токе. Источники и потребители электроэнергии. | 2 |
Постоянный электрический ток. Получение, назначение и характеристики. | 2 |
Переменный электрический ток. Получение, назначение и характеристики. | 2 |
Электрические величины. Единицы измерения электрических величин. | 2 |
Понятие и состав электрической цепи. | 2 |
Основные законы электротехники. | 2 |
Сборка простой электрической цепи. | 2 |
Тематика учебных занятий | 10 |
Лекции | 8 |
Лекция №14 Понятие об электрическом токе. Источники и потребители электроэнергии. | 2 |
Лекция №15 Постоянный электрический ток. Получение, назначение и характеристики. | 1 |
Лекция №16 Переменный электрический ток. Получение, назначение и характеристики. | 1 |
Лекция №17 Электрические величины. Единицы измерения электрических величин. | 1 |
Лекция №18 Понятие и состав электрической цепи. | 1 |
Лекция №19 Основные законы электротехники. | 2 |
| Практические работы | 2 |
| Практическая работа № 3. Сборка простой электрической цепи. | 2 |
Тема 2.2. Электрические измерения и электроизмерительные приборы | Содержание | Уровень освоения | 6 |
Электрические измерения. | 2 |
Виды электроизмерительных приборов. | 2 |
Схемы включения электроизмерительных приборов. | 2 | |
Практические измерения электрическими приборами | 2 | |
Тематика учебных занятий | 6 |
Лекции | 5 |
Лекция №20 Электрические измерения. | 2 |
Лекция №21 Виды электроизмерительных приборов. Назначение и устройство. | 2 |
Лекция №22 Схемы включения электроизмерительных приборов. | 1 |
| Практические работы | 1 |
| Практическая работа № 4. Практические измерения электро измерительными приборами.. | 1 |
Раздел 3. Основы электроматериаловедения. | 6 |
Тема 3.1. Основы электроматериаловедения | Содержание | Уровень освоения | 6 |
Классификация материалов. Свойства материалов. | 2 |
Проводниковые материалы. Свойства, характеристики. | 2 |
Диэлектрические материалы. Свойства, характеристики. | 2 |
Магнитные материалы. Свойства, характеристики. | 2 | |
Полупроводниковие материалы. Свойства, характеристики. | 2 | |
Тематика учебных занятий | 6 |
Лекции | 6 |
Лекция №23 Классификация материалов. Виды и свойства материалов. | 2 |
Лекция №24 Проводниковые материалы. Свойства, характеристики. | 1 |
| Лекция №25 Диэлектрические материалы. Свойства, характеристики. | 1 |
| Лекция №26 Магнитные материалы. Свойства, характеристики. | 1 |
| Лекция №27 Полупроводниковие материалы. Свойства, характеристики. | 1 |
Раздел 4. Основы технической графики. | 14 |
Тема 4.1. Основные сведения по оформлению чертежей. | Содержание | Уровень освоения | 10 |
Основные правила оформления чертежей. ЕСКД. | 2 |
Основные понятия и построения на чертежах. | 2 |
Виды и проекции. | 2 |
Тематика учебных занятий | 10 |
Лекции | 6 |
Лекция №28 Основные правила оформления чертежей. ЕСКД. | 2 |
Лекция №29 Основные понятия и изображения на чертежах. | 2 |
Лекция №30 Виды и проекции. | 2 |
| Практические работы | 4 |
| Практическая работа №5 Оформление и заполнение основной надписи. | 2 |
| Практическая работа №6 Построения на чертежах. Нанесение размеров. | 2 |
Тема 4.2. Основные сведения о схемах. | Содержание | Уровень освоения | 4 |
Виды схем. Условные обозначения на схемах. | 2 |
Изображение и чтение электрических схем. | 2 |
Тематика учебных занятий | 4 |
Лекции | 2 |
Лекция №31 Виды схем. Условные обозначения на схемах. | 2 |
| Практические работы | 2 |
| Практическая работа №7 Изображение и чтение электрических схем. | 2 |
Раздел 5. Электрические машины и аппараты | 38 |
Тема 5.1. Общие сведения об электрических машинах и аппаратах. | Содержание | Уровень освоения | 2 |
Виды электрических машин и аппаратов. Их назначение. | 2 |
Тематика учебных занятий | 2 |
Лекции | 2 |
Лекция №29 Виды электрических машин и аппаратов. Их назначение. | 2 |
Тема 5.2. Коммутационные аппараты до 1000 В. | Содержание | Уровень освоения | 8 |
Устройство и принцип действия магнитных пускателей. | 2 |
Монтаж, обслуживание и ремонт магнитных пускателей. | 2 |
Сборка схемы включения магнитного пускателя. | 2 |
Назначение и устройство рубильников, разъединителей. | 2 |
Устройство и назначение автоматических выключателей. | 2 | |
Сборка схем включения автоматических выключателей. | 2 | |
Назначение и устройство контакторов. | 2 | |
Тематика учебных занятий | 8 |
Лекции | 6 |
Лекция №32 Устройство и принцип действия магнитных пускателей. | 1 |
Лекция №33 Устройство и назначение автоматических выключателей. | 1 |
Лекция №34 Назначение и устройство рубильников, разъединителей. | 1 |
Лекция №35 Назначение и устройство контакторов. | 1 |
Лекция №36 Монтаж, обслуживание и ремонт коммутационных аппаратов. | 2 |
Практические работы | 2 |
Практическая работа № 8. Сборка схемы включения магнитного пускателя. | 1 |
Практическая работа № 9. Сборка схем включения автоматических выключателей. | 1 |
Тема 5.3. Электрические машины постоянного тока. | Содержание | Уровень освоения | 10 |
Виды и устройство машин постоянного тока. | 2 |
Виды обмоток машин постоянного тока. | 2 |
Схемы включения машин постоянного тока. | 2 | |
Режимы работы машин постоянного тока. | 2 | |
Ремонт машин постоянного тока. | 2 | |
Тематика учебных занятий | 10 |
Лекции | 10 |
Лекция №35 Виды и устройство машин постоянного тока. | 2 |
Лекция №36 Виды обмоток машин постоянного тока. | 2 |
Лекция №37 Схемы включения машин постоянного тока. Режимы работы. | 2 |
Лекция №38 Режимы работы машин постоянного тока. | 2 |
Лекция №39 Ремонт машин постоянного тока. | 2 |
Тема 5.4. Электрические машины переменного тока. | Содержание | Уровень освоения | 10 |
Характеристики и классификация машин переменного тока. | 2 |
Асинхронные машины переменного тока. Принцип действия и устройство. | 2 |
Конструктивные особенности асинхронных машин. | 2 | |
Синхронные машины переменного тока. Принцип действия и устройство. | 2 | |
Конструктивные особенности синхронных машин. | 2 | |
Тематика учебных занятий | 10 |
Лекции | 10 |
Лекция №40 Характеристики и классификация машин переменного тока. | 2 |
Лекция №41 Асинхронные машины переменного тока. Принцип действия и устройство. | 2 |
Лекция №42 Конструктивные особенности асинхронных машин. | 2 |
Лекция №43 Синхронные машины переменного тока. Принцип действия и устройство. | 2 |
Лекция №44 Конструктивные особенности синхронных машин. | 2 |
Тема 5.5. Трансформаторы. | Содержание | Уровень освоения | 4 |
Виды, назначение, характеристики. | 2 |
Устройство трансформатора, принцип работы. | 2 |
Тематика учебных занятий | 4 |
Лекции | 4 |
Лекция №45 Виды, назначение, характеристики. | 2 |
Лекция №46 Устройство трансформатора, принцип работы. | 2 |
Тема 5.6. Коммутационные аппараты свыше 1000В. | Содержание | Уровень освоения | 4 |
Виды коммутационных аппаратов свыше 1000 В | 2 |
Устройство коммутационных аппаратов свыше 1000 В | 2 |
Тематика учебных занятий | 4 |
Лекции | 4 |
Лекция №47 Виды коммутационных аппаратов свыше 1000 В | 2 |
Лекция №48 Устройство коммутационных аппаратов свыше 1000 В | 2 |
Раздел 6. Антикоррупционное воспитание и просвещение. | 2 |
Тема 6.1. Антикоррупционное воспитание и просвещение. | Содержание | Уровень освоения | 2 |
1.Антикоррупционное воспитание и просвещение. | 2 |
Тематика учебных занятий | 2 |
Лекции | 2 |
Лекция №49 Антикоррупционное воспитание и просвещение. | 2 |
Экзамен | 4 |
ВСЕГО | 102 |
Уровни освоения учебного материала, обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета санитарного содержания палат, специализированных кабинетов, перемещения материальных объектов и медицинских отходов, ухода за телом умершего человека.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект учебно-методической документации (учебники, учебные
пособия);
комплект учебно-наглядных средств обучения (плакаты);
технические средства обучения (компьютер, телевизор).
3.2.Информационное обеспечение
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники
Бутырин П.А.. Электротехника. Учебник. М.: Издательский центр «Академия». 2016 г.
Журавлева Л.В. Электроматериаловедение. Учеб. Для проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 352
Кацман М.М. Справочник по электрическим машинам. Учебник для студ. образоват. учреждений.М.: Издательский центр «Академия», 2015. 480 с.
Покровский Б.С. Слесарное дело. : учебник для проф. образования/ Б.С. Покровский, В.А. Скакун. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. 320.
Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. Учеб. Для проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 432.
Дополнительные:
Аристов,А.И. А 813Основы метрологии,стандартизации и сертификации: учебное пособие / А.И. Аристов, Т.М. Раковщик. – М.,МАДИ 2013. – 200 с.
Журавлева Л.В. Электроизмерения: учеб. пособие для проф. образования Людмила Васильевна Журавлева. – М: Издательский центр «Академия», 2014. 144 с.
Москаленко В.В. Справочник электромонтера. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Сибикин Ю.Д. Справочник электромонтера. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Электротехника и электроника : учебник для студентов проф образования под ред. Б.И. Петленко. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Интернет ресурсы:
https://zdamsam.ru/b64138.html
https://electro.mashinform.ru/apparaty-vysokogo-napryazheniya-svyshe-1000-v.html
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: У 1. выполнять слесарную и механическую обработку в пределах различных классов точности и чистоты; У 2. выполнять такие виды работ, как пайка, лужение и другие; У 3. читать электрические схемы различной сложности; У4. выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке изделия; У5. выполнять сборку электрических машин и обмотку элементов электрических машин; У6. применять безопасные приемы выполнения слесарно-сборочных работ; | Умение выполнять слесарную и механическую обработку ручным и электрическим инструментом в пределах различных классов точности и чистоты. Умение все виды слесарно-сборочных и электромонтажных работ, как монтаж и сборка, пайка лужение и другие. Умение читать электрические схемы различной сложности Умение выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке изделия Умение выполнять сборку электрических машин и обмотку элементов электрических машин. Умение применять безопасные приемы выполнения слесарно-сборочных работ. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: З 1. технологические процессы сборки электрических машин и обмотки элементов электрических машин; З 2. слесарные, слесарно-сборочные операции, их назначение; З 3. приемы и правила выполнения операций; З 4. рабочий (слесарно-сборочный) инструмент и приспособления, их устройство, назначение и приемы пользования; З 5. наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; З6. требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ. | Знание технологических процессов сборки электрических машин и обмотки элементов электрических машин; Знание технологии слесарных, слесарно-сборочных операций, их назначение; Знание приемов и правил выполнения операций; Знание рабочего (слесарно-сборочного) инструмента и приспособлений, их устройства, назначения и приемы пользования; Знание наименования, маркировки, свойств обрабатываемого материала; Знание требований безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ. |