СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "МДК 01.01. Технология сборки электрических машин и аппаратов" по профессии 18312 Сборщик электрических машин и аппаратов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "МДК 01.01. Технология сборки электрических машин и аппаратов" по профессии 18312 Сборщик электрических машин и аппаратов»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46)



Рассмотрено

методической комиссией

филиала № 3 ФКП образовательного учреждения № 46.

Протокол от «___» _______ 20___ г. № ___.




УТВЕРЖДАЮ

Директор ФКП образовательного учреждения № 46


И.Б. Лисин

«___»__________ 20___ г.

М.П.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МДК.01.01. Технология сборки электрических машин, аппаратов и приборов

основной программы профессионального обучения

(профессиональной подготовки)

по профессии 18312 Сборщик электрических машин и аппаратов



















г. Владимир, 20___



Программа учебной дисциплины МДК.01.01 Технология сборки электрических машин, аппаратов и приборов по профессии 18312 «Сборщик электрических машин и аппаратов», разработана на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 26.04.1985 №113/10-32 «Об утверждении разделов «Общие профессии электротехнического производства», «Производство электроизоляционных материалов», выпуск 19.

Организация-разработчик:

федеральное казенное профессиональное образовательное
учреждение № 46 Федеральной службы исполнения наказаний
(ФКП образовательное учреждение № 46).


Разработчик:

Музыка Олег Васильевич, преподаватель/заведующий филиалом ФКП образовательного учреждения № 46.



Рецензенты:

Пантелеев Александр Евгеньевич, преподаватель высшей квалификационной категории ФКП образовательного учреждения № 46;























СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


































1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1.Область применения программы учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины МДК.01.01. Технология сборки электрических машин, аппаратов и приборов является частью основной программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) (далее – ОППО) по профессии 18312 «Сборщик электрических машин и аппаратов».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и в профессиональном обучении в составе программ повышения квалификации, переподготовки по профессии 18312 «Сборщик электрических машин и аппаратов».


1.2. Место дисциплины в структуре ОППО

Учебный цикл: П.00. Профессиональный.


1.3. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины


В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить вид деятельности. Наименование и соответствующие ему профессиональные компетенции:


Код

Профессиональные компетенции

ПК 1

Выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке электротехнических изделий.

ПК 2

Производить сборку узлов и изделий средней сложности с применением специальных приспособлений и инструментов.

ПК 3

Выполнять слесарную и механическую обработку деталей и узлов.

ПК 4

Выполнять обмотку элементов электрических машин средней сложности.


В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:


Иметь практичес кий опыт

ПО 1. выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;

ПО 2. проведения подготовительных работ для сборки электрических машин и аппаратов;

ПО 3. сборки по схемам приборов, машин, аппаратов;

ПО 4. обмотки элементов электрических машин

уметь

У 1. выполнять слесарную и механическую обработку в пределах различных классов точности и чистоты;

У 2. выполнять такие виды работ, как пайка, лужение и другие;

У 3. читать электрические схемы различной сложности;

У4. выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке изделия;

У5. выполнять сборку электрических машин и обмотку элементов электрических машин;

У6. применять безопасные приемы выполнения слесарно-сборочных работ;

знать

З 1. технологические процессы сборки электрических машин и обмотки элементов электрических машин;

З 2. слесарные, слесарно-сборочные операции, их назначение;

З 3. приемы и правила выполнения операций;

З 4. рабочий (слесарно-сборочный) инструмент и приспособления, их устройство, назначение и приемы пользования;

З 5. наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

З6. требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Объем часов

1

2

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательные аудиторные занятия (всего)

102

в том числе:

13

лабораторные работы

0

практические работы

13

контрольные работы

0

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)

0

в том числе:

Х

внеаудиторная самостоятельная работа

0

Промежуточная аттестация в форме экзамена

4






















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Наименование разделов и тем

1

2

3

МДК.01.01. Технология сборки электрических машин, аппаратов и приборов

102

Раздел 1. Слесарные, слесарно-сборочные и монтажные работы

22

Тема 1.1. Общие понятия о слесарных работах

Содержание

Уровень освоения

6

  1. Особенности выполнения слесарных работ.

2

  1. Меры безопасности при выполнении слесарных работ.

2

  1. Инструмент и оборудование для выполнения работ.

2

  1. Практическое применение измерительного инструмента.

2

  1. Понятие допуска и посадки в работе.

2

Тематика учебных занятий

6

Лекции

4

Лекция №1 Особенности выполнения слесарных работ. Меры безопасности при выполнении слесарных работ.

2

Лекция №2 Инструмент и оборудование для выполнения работ.

1

Лекция №3 Понятие допуска и посадки в работе.

1


Практические работы

2


Практическая работа № 1. Практическое применение слесарного измерительного инструмента.

1


Практическая работа № 2. Нанесение разметки прямыми и кривыми линиями.

1

Тема 1.2. Общие понятия о слесарно-сборочных работах

Содержание

Уровень освоения

8

  1. Слесарно-сборочные операции, их назначение.

2

  1. Меры безопасности при выполнении слесарно-сборочных работ.

2

  1. Понятие точности сборочных работ.

2

  1. Инструмент для выполнения сборочных работ.

2

  1. Неподвижные неразъемные соединения.

2

  1. Неподвижные разъемные соединения.

2

  1. Подвижные соединения. Сборка узлов.

2

Тематика учебных занятий

8

Лекции

8

Лекция №4 Слесарно-сборочные операции, их назначение. Меры безопасности при выполнении слесарно-сборочных работ.

2

Лекция №5 Понятие точности сборочных работ.

2

Лекция №6 Неподвижные соединения.

2


Лекция №7 Подвижные соединения. Сборка узлов.

2

Тема 1.3. Технология электромонтажных работ

Содержание

Уровень освоения

8

  1. Виды и назначение электромонтажных работ.

2

  1. Меры безопасности при выполнении электромонтажных работ.

2

  1. Инструмент и оборудование для выполнения работ.

2

  1. Инструмент, оборудование и материалы для выполнения пайки.

2

  1. Соединения, ответвления и оконцевание жил. Виды, назначение, приемы выполнения. Правила разделки проводов и кабелей.

2

  1. Электромонтажные материалы.

2

  1. Монтаж электропроводки. Виды, назначение, область применения и приемы выполнения.

2

Тематика учебных занятий

8

Лекции

8

Лекция №8. Виды и назначение электромонтажных работ. Меры безопасности при выполнении электромонтажных работ.

2

Лекция №9. Инструмент и оборудование для выполнения электромонтажных работ.

1

Лекция №10. Инструмент, оборудование и материалы для выполнения пайки.

1

Лекция №11. Соединения, ответвления и оконцевание жил. Виды, назначение, приемы выполнения.

1

Лекция №12. Правила разделки проводов и кабелей.

1

Лекция №13. Электропроводка в электрических машинах. Виды, назначение, область применения и приемы выполнения.

2

Раздел 2. Общие понятия об электрическом токе.

16

Тема 2.1. Общие понятия об электрическом токе

Содержание

Уровень освоения

10

  1. Понятие об электрическом токе. Источники и потребители электроэнергии.

2

  1. Постоянный электрический ток. Получение, назначение и характеристики.

2

  1. Переменный электрический ток. Получение, назначение и характеристики.

2

  1. Электрические величины. Единицы измерения электрических величин.

2

  1. Понятие и состав электрической цепи.

2

  1. Основные законы электротехники.

2

  1. Сборка простой электрической цепи.

2

Тематика учебных занятий

10

Лекции

8

Лекция №14 Понятие об электрическом токе. Источники и потребители электроэнергии.

2

Лекция №15 Постоянный электрический ток. Получение, назначение и характеристики.

1

Лекция №16 Переменный электрический ток. Получение, назначение и характеристики.

1

Лекция №17 Электрические величины. Единицы измерения электрических величин.

1

Лекция №18 Понятие и состав электрической цепи.

1

Лекция №19 Основные законы электротехники.

2


Практические работы

2


Практическая работа № 3. Сборка простой электрической цепи.

2

Тема 2.2. Электрические измерения и электроизмерительные приборы


Содержание

Уровень освоения

6

  1. Электрические измерения.

2

  1. Виды электроизмерительных приборов.

2

  1. Схемы включения электроизмерительных приборов.

2


  1. Практические измерения электрическими приборами

2


Тематика учебных занятий

6

Лекции

5

Лекция №20 Электрические измерения.

2

Лекция №21 Виды электроизмерительных приборов. Назначение и устройство.

2

Лекция №22 Схемы включения электроизмерительных приборов.

1


Практические работы

1


Практическая работа № 4. Практические измерения электро измерительными приборами..

1

Раздел 3. Основы электроматериаловедения.

6

Тема 3.1.

Основы электроматериаловедения

Содержание

Уровень освоения

6

  1. Классификация материалов. Свойства материалов.

2

  1. Проводниковые материалы. Свойства, характеристики.

2

  1. Диэлектрические материалы. Свойства, характеристики.

2

  1. Магнитные материалы. Свойства, характеристики.

2


  1. Полупроводниковие материалы. Свойства, характеристики.

2


Тематика учебных занятий

6

Лекции

6

Лекция №23 Классификация материалов. Виды и свойства материалов.

2

Лекция №24 Проводниковые материалы. Свойства, характеристики.

1


Лекция №25 Диэлектрические материалы. Свойства, характеристики.

1


Лекция №26 Магнитные материалы. Свойства, характеристики.

1


Лекция №27 Полупроводниковие материалы. Свойства, характеристики.

1

Раздел 4. Основы технической графики.

14

Тема 4.1. Основные сведения по оформлению чертежей.

Содержание

Уровень освоения

10

  1. Основные правила оформления чертежей. ЕСКД.

2

  1. Основные понятия и построения на чертежах.

2

  1. Виды и проекции.

2

Тематика учебных занятий

10

Лекции

6

Лекция №28 Основные правила оформления чертежей. ЕСКД.

2

Лекция №29 Основные понятия и изображения на чертежах.

2

Лекция №30 Виды и проекции.

2


Практические работы

4


Практическая работа №5 Оформление и заполнение основной надписи.

2


Практическая работа №6 Построения на чертежах. Нанесение размеров.

2

Тема 4.2. Основные сведения о схемах.

Содержание

Уровень освоения

4

  1. Виды схем. Условные обозначения на схемах.

2

  1. Изображение и чтение электрических схем.

2

Тематика учебных занятий

4

Лекции

2

Лекция №31 Виды схем. Условные обозначения на схемах.

2


Практические работы

2


Практическая работа №7 Изображение и чтение электрических схем.

2

Раздел 5. Электрические машины и аппараты

38

Тема 5.1.

Общие сведения об электрических машинах и аппаратах.

Содержание

Уровень освоения

2

  1. Виды электрических машин и аппаратов. Их назначение.

2

Тематика учебных занятий

2

Лекции

2

Лекция №29 Виды электрических машин и аппаратов. Их назначение.

2

Тема 5.2. Коммутационные аппараты до 1000 В.

Содержание

Уровень освоения

8

  1. Устройство и принцип действия магнитных пускателей.

2

  1. Монтаж, обслуживание и ремонт магнитных пускателей.

2

  1. Сборка схемы включения магнитного пускателя.

2

  1. Назначение и устройство рубильников, разъединителей.

2

  1. Устройство и назначение автоматических выключателей.

2


  1. Сборка схем включения автоматических выключателей.

2


  1. Назначение и устройство контакторов.

2


Тематика учебных занятий

8

Лекции

6

Лекция №32 Устройство и принцип действия магнитных пускателей.

1

Лекция №33 Устройство и назначение автоматических выключателей.

1

Лекция №34 Назначение и устройство рубильников, разъединителей.

1

Лекция №35 Назначение и устройство контакторов.

1

Лекция №36 Монтаж, обслуживание и ремонт коммутационных аппаратов.

2

Практические работы

2

Практическая работа № 8. Сборка схемы включения магнитного пускателя.

1

Практическая работа № 9. Сборка схем включения автоматических выключателей.

1

Тема 5.3. Электрические машины постоянного тока.

Содержание

Уровень освоения

10

  1. Виды и устройство машин постоянного тока.

2

  1. Виды обмоток машин постоянного тока.

2

  1. Схемы включения машин постоянного тока.

2


  1. Режимы работы машин постоянного тока.

2


  1. Ремонт машин постоянного тока.

2


Тематика учебных занятий

10

Лекции

10

Лекция №35 Виды и устройство машин постоянного тока.

2

Лекция №36 Виды обмоток машин постоянного тока.

2

Лекция №37 Схемы включения машин постоянного тока. Режимы работы.

2

Лекция №38 Режимы работы машин постоянного тока.

2

Лекция №39 Ремонт машин постоянного тока.

2

Тема 5.4. Электрические машины переменного тока.

Содержание

Уровень освоения

10

  1. Характеристики и классификация машин переменного тока.

2

  1. Асинхронные машины переменного тока. Принцип действия и устройство.

2

  1. Конструктивные особенности асинхронных машин.

2


  1. Синхронные машины переменного тока. Принцип действия и устройство.

2


  1. Конструктивные особенности синхронных машин.

2


Тематика учебных занятий

10

Лекции

10

Лекция №40 Характеристики и классификация машин переменного тока.

2

Лекция №41 Асинхронные машины переменного тока. Принцип действия и устройство.

2

Лекция №42 Конструктивные особенности асинхронных машин.

2

Лекция №43 Синхронные машины переменного тока. Принцип действия и устройство.

2

Лекция №44 Конструктивные особенности синхронных машин.

2

Тема 5.5.

Трансформаторы.

Содержание

Уровень освоения

4

  1. Виды, назначение, характеристики.

2

  1. Устройство трансформатора, принцип работы.

2

Тематика учебных занятий

4

Лекции

4

Лекция №45 Виды, назначение, характеристики.

2

Лекция №46 Устройство трансформатора, принцип работы.

2

Тема 5.6. Коммутационные аппараты свыше 1000В.

Содержание

Уровень освоения

4

  1. Виды коммутационных аппаратов свыше 1000 В

2

  1. Устройство коммутационных аппаратов свыше 1000 В

2

Тематика учебных занятий

4

Лекции

4

Лекция №47 Виды коммутационных аппаратов свыше 1000 В

2

Лекция №48 Устройство коммутационных аппаратов свыше 1000 В

2

Раздел 6. Антикоррупционное воспитание и просвещение.

2

Тема 6.1.

Антикоррупционное воспитание и просвещение.

Содержание

Уровень освоения

2

1.Антикоррупционное воспитание и просвещение.

2

Тематика учебных занятий

2

Лекции

2

Лекция №49 Антикоррупционное воспитание и просвещение.

2

Экзамен

4

ВСЕГО

102

Уровни освоения учебного материала, обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета санитарного содержания палат, специализированных кабинетов, перемещения материальных объектов и медицинских отходов, ухода за телом умершего человека.


Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

рабочее место преподавателя;

посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

комплект учебно-методической документации (учебники, учебные

пособия);

комплект учебно-наглядных средств обучения (плакаты);

технические средства обучения (компьютер, телевизор).


3.2.Информационное обеспечение

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебники

  1. Бутырин П.А.. Электротехника. Учебник. М.: Издательский центр «Академия». 2016 г.

  2. Журавлева Л.В. Электроматериаловедение. Учеб. Для проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 352

  3. Кацман М.М. Справочник по электрическим машинам. Учебник для студ. образоват. учреждений.М.: Издательский центр «Академия», 2015. 480 с.

  4. Покровский Б.С. Слесарное дело. : учебник для проф. образования/ Б.С. Покровский, В.А. Скакун. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. 320.

  5. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. Учеб. Для проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 432.

Дополнительные:

  1. Аристов,А.И. А 813Основы метрологии,стандартизации и сертификации: учебное пособие / А.И. Аристов, Т.М. Раковщик. – М.,МАДИ 2013. – 200 с.

  2. Журавлева Л.В. Электроизмерения: учеб. пособие для проф. образования Людмила Васильевна Журавлева. – М: Издательский центр «Академия», 2014. 144 с.

  3. Москаленко В.В. Справочник электромонтера. М.: Издательский центр «Академия», 2014.

  4. Сибикин Ю.Д. Справочник электромонтера. М.: Издательский центр «Академия», 2014.

  5. Электротехника и электроника : учебник для студентов проф образования под ред. Б.И. Петленко. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Интернет ресурсы:

  1. https://zdamsam.ru/b64138.html

  2. https://electro.mashinform.ru/apparaty-vysokogo-napryazheniya-svyshe-1000-v.html


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

(усвоенные знания)

Основные показатели

оценки результата

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У 1. выполнять слесарную и механическую обработку в пределах различных классов точности и чистоты;


У 2. выполнять такие виды работ, как пайка, лужение и другие;


У 3. читать электрические схемы различной сложности;

У4. выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке изделия;

У5. выполнять сборку электрических машин и обмотку элементов электрических машин;

У6. применять безопасные приемы выполнения слесарно-сборочных работ;



Умение выполнять слесарную и механическую обработку ручным и электрическим инструментом в пределах различных классов точности и чистоты.

Умение все виды слесарно-сборочных и электромонтажных работ, как монтаж и сборка, пайка лужение и другие.

Умение читать электрические схемы различной сложности

Умение выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке изделия

Умение выполнять сборку электрических машин и обмотку элементов электрических машин.

Умение применять безопасные приемы выполнения слесарно-сборочных работ.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З 1. технологические процессы сборки электрических машин и обмотки элементов электрических машин;

З 2. слесарные, слесарно-сборочные операции, их назначение;

З 3. приемы и правила выполнения операций;

З 4. рабочий (слесарно-сборочный) инструмент и приспособления, их устройство, назначение и приемы пользования;

З 5. наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

З6. требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ.



Знание технологических процессов сборки электрических машин и обмотки элементов электрических машин;

Знание технологии слесарных, слесарно-сборочных операций, их назначение;

Знание приемов и правил выполнения операций;

Знание рабочего (слесарно-сборочного) инструмента и приспособлений, их устройства, назначения и приемы пользования;

Знание наименования, маркировки, свойств обрабатываемого материала;

Знание требований безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ.