Раздел долгосрочного плана: Н.В. Гоголь. «Шинель» | | Тема урока: Мир чиновников. | Школа: 19 | Дата: 18.11.2019 г. | Ф.И.О. учителя: Шаталина Л.П. | КЛАСС: 9 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | 9.1.3.1 - самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения 9.2.2.1 - определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию | Цели урока | Все учащиеся смогут: | Определить что такое литературный тип, ответить на вопросы по содержанию текста | Большинство учащихся смогут: | | Некоторые учащиеся смогут: | Критерии оценивания | | Привитие ценностей | Прививать интерес к личности автора и к произведению, умение выражать и аргументировать свою точку зрения. Развивать критическое мышление учащихся. | Языковая цель | Ключевые слова и фразы: | «маленький человек», гуманизм, тип, литературный тип | Полезные фразы для диалога/письма: | Для выражения личного мнения:По-моему/мнению…, С моей точки зрения…., На мой взгляд… | Для подведения итогов:В двух словах…, Вкратце…. Высказываясь кратко… | Межпредметные связи | История | Уровень мыслительных навыков | Знание. Понимание. Применение. Анализ. Синтез. | Предыдущее обучение | Учащиеся прочитали текст произведения, ознакомились с сюжетом и системой образов, с понятием автор. | ИКТ | Слайдовая презентация | План | Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
5 минут 5 минут | Организация учебного процесса Учащиеся объясняют, как понимают предложенные учителем эпиграфы Весь мир против меня: Как я велик!… М.Ю.Лермонтов «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф.М. Достоевский - Давайте вспомним сцены повести, где на первый план выступает не менее горькая, чем нищета, забитость, приниженность героя, полная беззащитность его и полная безнаказанность любого, кому взбредет желание поглумиться над людьми, подобными Башмачкину. - Ф.М. Достоевский, продолживший традиции Гоголя в своих произведениях, писал: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Как вы понимаете эти слова? - В литературе существует понятие «литературного типа». Подумайте, что такое «тип», «типичное». - Можем ли мы назвать героя повести Гоголя типичным для того времени? Учащиеся делают записи в тетрадь - Запишите в тетрадь определение «литературный тип». Тип - это образ, содержащий характерные обобщенные черты какой-либо группы людей. Основываясь на эту формулировку можно сделать вывод, что литературные типы персонажей бывают: 1. лит. тип слабого человека; 2. лит. тип "лишнего человека"; 3. лит. тип цинника; 4. лит. тип "благородного разбойника" 4. лит тип "униженного и оскорбленного" и т. д. Литературный тип — (тип героя) — совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей. | https://ilibrary.ru/text/980/p.1/index.html https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/typesofworks.html |
10 минут 10 минут | предложенные учителем отрывки из произведения. И - Найдите в тексте эпизод, в котором Акакий Акакиевич приходит к Петровичу в надежде починить шинель. Отметьте деталь, трижды возникающую в этом эпизоде. - Чем становится для героя мысль о новой шинели? - Мечта. Не слишком ли громко? Ведь с этим словом мы привыкли ассоциировать нечто возвышенное. Но в бедственной жизни маленького чиновника эта мечта величественно вознеслась над буднями, полными лишений. - Как мечта о шинели, «новой подруге жизни», помогает ему жить? - Давайте перечитаем эпизод, в котором Петрович с особой торжественностью, как будто совершая священный обряд, облачает Башмачкина в новую шинель. Ведь это самый большой праздник в жизни героя, да и немалый для Петровича, вечно что-то латающего, - шитьем новой шинели он будто повысился в ранге своего портняжного сословия. - Какой прием использовал писатель, изображая случившееся после внезапного счастья ограбление? На каких деталях заостряет внимание читателя Гоголь? - Выберите из текста образные средства, создающие тревожную атмосферу накануне ограбления. («Пустынные улицы», «еще глуше и уединеннее», «печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки», «улица глядела страшною пустынею, будка, которая стояла, казалось, на краю света», обыкновенная площадь -«страшная пустыня»). Учащиеся делятся на три группы Г - Представьте, что вы снимаете фильм по этому эпизоду. Попробуем представить, каким планом целесообразнее изобразить площадь, через которую идет Башмачкин навстречу своему концу, что вы изобразите крупным планом, а что – общим, каким будет цветовое решение вашего «фильма». - С. Эйзенштейн этот эпизод проигрывал на своем занятии со студентами по созданию киносценария к «Шинели» как исчезновение человека, поглощенного стихией: человек – маленькая точка на фоне пустыни – площади, крупным планом – кулак грабителя, заслоняющий героя. Как вы думаете, каков был замысел режиссера, какой мысли Гоголя он придавал особое значение? (Акакия Акакиевича некому защитить и от людей, и от вселенских стихий. Он наедине с миром. Самое страшное – отсутствие божьего участия. Замысел Гоголя – за художественным образом изобразить Человека с живой душой, «не окликнутого Богом».) ФО взаимооцениваие | |
Конец урока 5 мин | Обобщение. - Итак, счастливо осуществившаяся мечта рассеялась как дым. Обожаемая шинель исчезла словно по мановению руки злого волшебника. «Маленького человека» обидели, и уже в который раз. Как хочется верить в то, что справедливость восторжествует. Случится ли это, мы увидим, дочитав повесть до конца. Рефлексия:Учащиеся на листочках, оформленных в виде шинели, отвечаю на вопросы учителя: - положительные моменты урока отмечаются на правые сторонышинель, отрицательные на левой. | |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности |
Учащиеся выполняю задания, советующие их типу мышления; групповая работа (по уровню подготовленности учащихся). | Комментарии учителя, взаимооценивание | Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке. |
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? | Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |