СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по повести н.в. гоголя "Шинель"

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока»

Краткосрочный план урока

Раздел долгосрочного плана: Н.В. Гоголь. «Шинель»




Тема урока: Мир чиновников.

Школа: 19

Дата: 18.11.2019 г.

Ф.И.О. учителя: Шаталина Л.П.

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

9.1.3.1 - самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения

9.2.2.1 - определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию

Цели урока


Все учащиеся смогут:

  • Определить что такое литературный тип, ответить на вопросы по содержанию текста

Большинство учащихся смогут:

  • Создать «фильм» на основе предложенных фактов

Некоторые учащиеся смогут:

  • самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты

Критерии оценивания


Привитие ценностей

Прививать интерес к личности автора и к произведению, умение выражать и аргументировать свою точку зрения. Развивать критическое мышление учащихся.

Языковая цель

Ключевые слова и фразы:

«маленький человек», гуманизм, тип, литературный тип

Полезные фразы для диалога/письма:

Для выражения личного мнения:По-моему/мнению…, С моей точки зрения…., На мой взгляд…

Для подведения итогов:В двух словах…, Вкратце…. Высказываясь кратко…

Межпредметные связи

История

Уровень мыслительных навыков

Знание. Понимание. Применение. Анализ. Синтез.

Предыдущее обучение

Учащиеся прочитали текст произведения, ознакомились с сюжетом и системой образов, с понятием автор.

ИКТ

Слайдовая презентация

План

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

5 минут

























5 минут
















Организация учебного процесса

Учащиеся объясняют, как понимают предложенные учителем эпиграфы


Весь мир против меня:

Как я велик!…

М.Ю.Лермонтов

«Все мы вышли

из «Шинели» Гоголя»

Ф.М. Достоевский

- Давайте вспомним сцены повести, где на первый план выступает не менее горькая, чем нищета, забитость, приниженность героя, полная беззащитность его и полная безнаказанность любого, кому взбредет желание поглумиться над людьми, подобными Башмачкину.
- Ф.М. Достоевский, продолживший традиции Гоголя в своих произведениях, писал: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Как вы понимаете эти слова?
- В литературе существует понятие «литературного типа». Подумайте, что такое «тип», «типичное».
- Можем ли мы назвать героя повести Гоголя типичным для того времени?


Учащиеся делают записи в тетрадь
- Запишите в тетрадь определение «литературный тип».

Тип - это образ, содержащий характерные обобщенные черты какой-либо группы людей. Основываясь на эту формулировку можно сделать вывод, что литературные типы персонажей бывают:
1. лит. тип слабого человека;
2. лит. тип "лишнего человека";
3. лит. тип цинника;
4. лит. тип "благородного разбойника"
4. лит тип "униженного и оскорбленного" и т. д.
Литературный тип — (тип героя) — совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей.

https://ilibrary.ru/text/980/p.1/index.html























https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/typesofworks.html

10 минут
































10 минут











предложенные учителем отрывки из произведения.


И

- Найдите в тексте эпизод, в котором Акакий Акакиевич приходит к Петровичу в надежде починить шинель. Отметьте деталь, трижды возникающую в этом эпизоде. - Чем становится для героя мысль о новой шинели?

- Мечта. Не слишком ли громко? Ведь с этим словом мы привыкли ассоциировать нечто возвышенное. Но в бедственной жизни маленького чиновника эта мечта величественно вознеслась над буднями, полными лишений.

- Как мечта о шинели, «новой подруге жизни», помогает ему жить?
- Давайте перечитаем эпизод, в котором Петрович с особой торжественностью, как будто совершая священный обряд, облачает Башмачкина в новую шинель. Ведь это самый большой праздник в жизни героя, да и немалый для Петровича, вечно что-то латающего, - шитьем новой шинели он будто повысился в ранге своего портняжного сословия.
- Какой прием использовал писатель, изображая случившееся после внезапного счастья ограбление? На каких деталях заостряет внимание читателя Гоголь?
- Выберите из текста образные средства, создающие тревожную атмосферу накануне ограбления. («Пустынные улицы», «еще глуше и уединеннее», «печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки», «улица глядела страшною пустынею, будка, которая стояла, казалось, на краю света», обыкновенная площадь -«страшная пустыня»).

Учащиеся делятся на три группы

Г
- Представьте, что вы снимаете фильм по этому эпизоду. Попробуем представить, каким планом целесообразнее изобразить площадь, через которую идет Башмачкин навстречу своему концу, что вы изобразите крупным планом, а что – общим, каким будет цветовое решение вашего «фильма».
- С. Эйзенштейн этот эпизод проигрывал на своем занятии со студентами по созданию киносценария к «Шинели» как исчезновение человека, поглощенного стихией: человек – маленькая точка на фоне пустыни – площади, крупным планом – кулак грабителя, заслоняющий героя. Как вы думаете, каков был замысел режиссера, какой мысли Гоголя он придавал особое значение? (Акакия Акакиевича некому защитить и от людей, и от вселенских стихий. Он наедине с миром. Самое страшное – отсутствие божьего участия. Замысел Гоголя – за художественным образом изобразить Человека с живой душой, «не окликнутого Богом».)

ФО взаимооцениваие


















































Конец урока

5 мин

  • Обобщение. - Итак, счастливо осуществившаяся мечта рассеялась как дым. Обожаемая шинель исчезла словно по мановению руки злого волшебника. «Маленького человека» обидели, и уже в который раз. Как хочется верить в то, что справедливость восторжествует. Случится ли это, мы увидим, дочитав повесть до конца.

  • Рефлексия:Учащиеся на листочках, оформленных в виде шинели, отвечаю на вопросы учителя:

  • - положительные моменты урока отмечаются на правые сторонышинель, отрицательные на левой.


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Учащиеся выполняю задания, советующие их типу мышления; групповая работа (по уровню подготовленности учащихся).



















Комментарии учителя, взаимооценивание

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.





Рефлексия по уроку


Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


Общая оценка



Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!