СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка предметной недели по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию разработку предметной недели по химии для 8-11 класс. Все мероприятия недели направлены  на сплочение классного колектива, развитие творческих способностей учащихся ,активизацию   учебно- исследовательской и позновательной деятельности школьников.

Просмотр содержимого документа
«Разработка предметной недели по химии»

Предлагаю вашему вниманию разработку предметной недели по химии для 8-11 классов. Все мероприятия недели направлены на сплочение классного коллектива, развитие творческих способностей учащихся, активизацию учебно-исследовательской и познавательной деятельности школьников, повышение интереса к химии. В процессе предлагаемых КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, получают возможность развить свои способности.

С  10 по  15 апреля в нашей школе   проводится  неделя химии

 «В мире интересных фактов»

            План мероприятий:

п/п

День недели

Название мероприятия

Ответственные за проведение

1

Понедельник


Открытие недели химии. Конкурс рефератов на тему «Выдающиеся открытия в области химии»

Принимают участие учащиеся 8-11 классов.


Учитель химии Любогощинская Е.Н.

2

Вторник

Игра «Путешествие по континенту химия».

 (8 класс).

Учитель химии Любогощинская Е.Н.

3

Среда

Игра « Кто хочет стать миллионером ?» «Неметаллы» (9 классы).

Конкурс шарад, метаграмм, анаграмм.

Радиопередача о великих ученых – химиках.

Учитель химии Любогощинская Е.Н.

4

Четверг

Устный журнал для старшеклассников

«Антиреклама курения». (10 – 11 классы.)

Учитель химии Любогощинская Е.Н.

5

Пятница

Артстудия « Мы против наркотиков» Просмотр фильма « Черная метка»

9-11 классы

Учителя химии:

Любогощинская Е.Н.

6

Суббота

Подведение итогов, награждение участников.

Учителя химии:

Любогощинская Е.Н.












Тема: « Путешествие по континенту Химии».

Технологии: игровые технологии (педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся).

Игровая форма обучения – один из видов учения. Данная игра является дидактической, так как обязательным ее элементом является обучение и в сочетании с элементами занимательности, динамичности, личностного участия каждого ученика усвоение конкретных знаний отодвигается на второй план, уступая место самому процессу игры, который привлекает учащихся.

Учебная цель: провести в увлекательной форме своеобразный смотр знаний учащихся 8 класса и проверить сформированность у них различных умений.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение и углубление знаний по теме «Первоначальные химические понятия»;

Развивающие:

  • развивать мышление, умения делать логические выводы;

  • развивать навыки работы с интерактивной доской, способствовать установлению межпредметных связей;

  • учить логически рассуждать, вести дискуссию;

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки, умение общаться в группе, отстаивать свое мнение и уважительно относиться к мнению других.

Правила игры. На столах размещаются таблички с названиями команд. Перед началом игры каждый участник получает бейджик с названием своей команды. Игроки рассаживаются за свои игровые столы. Названия могут быть следующими: «101 элемент», «Атомные люди», «Фортуна», «Эрудит» и другие. Игра проходит как путешествие.

Содержание мини – игр.

Ведущий. Уважаемые участники! Вы начали изучать интересную и сложную науку химия. Помните, знания любят упорных и настойчивых. Ленивым и любопытным знания в руки не даются. Пришло время показать свои знания. Мотивация. Ведущий сообщает девиз игры. Девизом игры служат слова Паскаля «Наши знания не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен». Прошу занять свои места. Маршрут путешествия перед вами. Победит та команда, которая наберет наибольшее число баллов (за каждое задание можно получить 1 балл, но за недочеты жюри имеет право снимать десятые доли от балла, затем в конце производится общий расчет).

1 этап Конкурс «В стране химических загадок»

Ведущий загадывает загадки, а команды по очереди отвечают. Если команда не знает ответа, ход передаётся следующей команде. За правильный ответ даётся по 1 баллу.

1.Давно известно человеку

Она тягуча и красна

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она. (Медь)

  1. В конце периода стоит

В нем вода и та горит. (Фтор)

  1. Как вдохнешь зеленый газ

Так отравишься сейчас (хлор).

  1. К восьмой группе отнесен

В честь России назван он (рутений)

  1. Прославлен всеми письменами

Металл испытанный огнем

Манил к себе людей веками

Алхимик жил с мечтой о нем. (золото)

  1. Седьмой группы элемент

И в природе его нет(астат)

  1. Был металл серебристо-белым

В соединении стал мелом (кальций)

  1. Я светоносный элемент

Я спичку вам зажгу в момент

Сожгут меня – и под водой

Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)

  1. Он безжизненным зовется

Но жизнь без него не создается (азот)

  1. Гость из космоса пришел

В воде приют себе нашел (водород)

2 этап Конкурс «Угадай-ка»

Командам раздаются карточки с заданиями, где необходимо на основе расчётов определить химический элемент. За каждый правильный ответ – 1 балл. На задания отводится 5-7 минут.

Определите химический элемент:

1. атомная масса = 32  число нейтронов = 16.

2. число протонов = 17.

3.высшая степень окисления = +4  атомная масса =119

4. элемент 3 периода II А группы.

5. элемент IV B группы, атомная масса = 91.

6. число электронов на последнем уровне = 5, число протонов=15.

7. атомная масса = 79 число нейтронов = 45

8. число электронов = 24.   

8 Ответы: 1) S 2) Cl 3) Sn 4) Mg 5) Zr 6) P 7) Se 8) Cr.

3 этап Конкурс «В стране химической посуды Для этого конкурса заранее приготовлен стол с различной химической посудой. Командам выдаются карточки с названиями химической посуды, их задача с общего стола принести ту посуду, которая указана в их карточках. За правильно принесенную посуду – 1 балл.

Вам необходимо принести: воронку, мерный цилиндр, колбу круглодонную, фарфоровую чашку, пестик.

Вам необходимо принести: штатив для пробирок, мерный цилиндр, колбу плоскодонную, фарфоровый тигель, ступу.

Вам необходимо принести: химический стакан, мерный цилиндр, колбу коническую, фарфоровую чашку, пестик

Вам необходимо принести: мерный цилиндр, ступку, колбу коническую, фарфоровый тигель, химический стакан.

4 этап «Государство веществ»

На слайде показаны формулы веществ, командам выдаются таблицы, на которые они переносят эти вещества согласно их классификации. За правильное распределение веществ -1 балл. На конкурс отводится 5-7 минут.


Вещества: CaSO4, HCl, N2O, Cr2O3, NaNO3, KOH, H2SiO3, Cu(OH)2, Cl2O7, HNO3, NaOH, CO2, H3PO4, Cu(NO3)2, CaCl2, Al2O3, Zn3(PO4)2, Al2S3, Na2O, Ni(OH)3, HI.  BaO KNO3

Соли

Основания

Кислоты

Оксиды  

    



5 этап «Анаграммы»

Слово анаграмма произошло от греческого выражения, дословно означающего «перестановка букв». 1 бал за каждое правильное слово.


Рост + вар

Раствор

Мелок + аул

Молекула

Тоннель + сват

Валентность

Трек + ива

Реактив

Нитка + ирод

Индикатор

Кобра + пир

Пробирка

Фура + лом

Формула



Ведущий. Путешествие подошло к концу. Вы узнали много нового и полезного. Поблагодарим жюри за беспристрастное отношение к командам, болельщиков, игроков, все они рискнули сегодня отправиться в это нелегкое и интересное путешествие. Тем, кому сегодня не повезло, еще представится возможность подняться на самый высокий пьедестал и отыграться в следующем сезоне. До новых встреч!



«Антиреклама курения». (10 – 11 классы)

Мероприятие проводится в красочно оформленном зале.

Оформление и оборудование: На стенах могут быть цветные плакаты: «Не вреди своему здоровью», «Спорт или сигареты», «Опасность растет с каждым шагом», «Свежий воздух укрепляет здоровье», «Выходной – на свежий воздух»; таблицы и рисунки: «Количество вредных веществ, образующихся при выкуривании одной пачки сигарет», «Сокращение жизни курильщиков в зависимости от числа выкуриваемых сигарет и от возраста»; карикатуры из сатирических журналов, высмеивающие курильщиков. Учащиеся выпускают стенгазеты со статьями: «Почему люди курят?», «Расплата наступает непременно», «Письмо курящей девушке», «Как вырваться из табачного плена?», «Береги здоровье смолоду» и т.п. На отдельных плакатах написаны высказывания известных людей: «Не огорчайте Ваше сердце табачищем!» (И.А. Павлов), «От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой». (И. Гете), «Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других!» (Н. А. Семашко), «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. Бальзак), «Быть хорошо рожденным – право каждого человека» (Л.Н. Толстой).

Цель мероприятия:  « В здоровом теле – здоровый дух»

Задачи мероприятия: расширить знания учащихся о влиянии курения на жизнь человека, формировать навыки  здорового образа жизни.

Методы и приемы: словесно – наглядный, самостоятельная работа.

До изложения основного материала ребятам предлагается ответить на несколько вопросов самостоятельно. В тетрадях составляется таблица с графами: «№ вопроса», «Ответ в начале урока», «Ответ в конце урока».

Вопросы:

1) При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, какой содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?

(Угарный газ).

2) Сколько известных канцерогенных (вызывающих заболевания раком) веществ содержится, в среднем, в одной сигарете? 4? 8? 12? 15?

(15).

3) Какой орган, наряду с легкими, больше всего страдает от последствий курения?

(Сердце).

4) Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет вредное воздействие курения?

(Неверно).

5) Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько табачной смолы оседает в его легких?

(Называются разные варианты ответов, верный – около литра).

6) Верно или нет, что курение вызывает сильное привыкание?

(Верно).

7) Что означает понятие «пассивное курение»?

 Школьники отвечают на вопросы письменно, если нет ответа – ставят прочерк в таблице. Учитель обращает внимание на то, что в ходе рассказа обязательно прозвучит правильный ответ. Повторный письменный опрос проводится в конце мероприятия. (Школьники сумеют убедиться, что они получили новую информацию).

Ведущий 1: В 1492 г. испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений. Поверив в целебные свойства этого растения, Колумб и его друзья вывезли семена в Европу. Этим растением оказался табак, названный в честь провинции острова Гаити Табаго. При курении происходит сухая термическая перегонка содержимого листьев табака. Из табачного дыма в настоящее время выделено свыше 1200 различных веществ. Среди них производные почти всех классов органических соединений: предельные, непредельные и ароматические углероды, стерины, спирты, эфиры, альдегиды, кетоны, хиноны, нитрилы, сернистые соединения, кислоты, фенолы, алкалоиды (среди них никотин и его производные), неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, марганца, никеля, полония (в том числе радиоактивного поло-ния – 210), титана, цинка, радиоактивного калия, оксид углерода (II), оксиды азота, синильная кислота и др.

 Из них свыше 50 оказывают выраженное вредное влияние на организм человека.

Ведущий 2: При сгорании листьев табака образуется дым, который содержит много разных веществ. Никотин – одно из сильнодействую-щих вредных веществ, содержащихся в табаке, получил свое название от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который в 1560 г. французской королеве Екатерине Медичи указывал на якобы целебные свойства этого растения (от головной боли). Как действует никотин на организм?

 – на нервную систему, как яд;

 – никотин сужает кровеносные сосуды;

 – никотин вызывает серьезное привыкание.

(Здесь уместен вопрос: если сосуды сужаются, то как это сказывается на работе сердца? Школьники вместе с преподавателем приходят к выводу, что работа сердца затрудняется.)

Ведущий 3: Табачная смола образуется при сгорании листьев табака и содержит вещества, вызывающие заболевания раком (канцерогенные). Если человек выкуривает в день пачку сигарет, то в его легких оседает около литра этой смолы. Даже фильтры сигарет, мундштуки мало мешают проникновению вредных веществ в организм человека. В одной сигарете содержится, в среднем, около 15 канцерогенных веществ.

Угарный газ – этот газ опасен тем, что он очень «любит» эритроциты (красные кровяные клетки). Основной обязанностью эритроцитов является перенос кислорода ко всем клеткам нашего организма. Многие клетки страдают, т.к. угарный газ (СО) занимает место кислорода. В первую очередь, страдают самые нежные и «капризные» клетки нервной системы – ухудшается память, наступает бессонница. Часто болит голова.

 Используя таблицу «Дыхательная система», учащиеся вместе с учителем рассматривают «путешествие» табачного дыма по дыхательным путям. Табачная смола оседает в легких, вызывая их загрязнение. Школьники могут вспомнить, что в легких есть клетки – чистильщики (макрофаги), но с большим загрязнением им справиться трудно. Учитель акцентирует внимание на то, что вредные вещества попадают не только в легкие курящего человека, но и в легкие окружающих его людей. Происходит объяснение понятия «пассивное курение».

Ведущий 4: Вся коварность курения заключается в том, что к никотиновому яду возникает быстрое привыкание. Дурная привычка переходит в бытовую наркоманию – никотинизм. Установлено, что среди людей, страдающих хроническими заболеваниями, курящих почти в 3 раза больше, чем некурящих. У 36% курильщиков наблюдаются заболевания органов пищеварения, у 20% – органов дыхания и у 11% – заболевания сердца и сосудов. Курение и здоровье несовместимы. Статистически известно, что около 80% всех курильщиков начинают курить в школьном возрасте. Многие болезни, связанные с курением, проявляются через 10 – 15 лет после того, как человек начал курить.

Ведущий 1: Заядлый курильщик сокращает свою жизнь на 8,3 года. Стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения вашей жизни? Задумайтесь над этим фактом! Соразмерьте ценность вашей жизни и пагубного увлечения курением.

 Какое решение примете вы?

 – не будете курить вовсе;

 – будете курить мало;

 – продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и обязательное сокращение жизни.

(Далее можно рассказать о способах бросить курить).

 Ребятам можно предложить ответить на вопросы анкеты «Завзятый ли вы курильщик?» Тестирование лучше проводить анонимно.

Тест «Завзятый ли вы курильщик?»

1) Сколько сигарет вы выкуриваете в день?

0 баллов – до 15; 1б – 15 – 25; 2б – более 25 шт.

2) Каково содержание никотина в сигаретах, которые вы курите

0 б – до 0,8 мг; 1б – 0,8 – 1,5 мг; 2б – более 1,5 мг.

3) Глотаете ли вы дым, когда курите?

0 б – никогда; 1б – иногда; 2б – всегда

4) Когда вы больше курите: с утра или во второй половине дня?

1 б – с утра; 2 б – во второй половине дня

5) Когда вы выкуриваете первую сигарету?

2б – утром, натощак 1 б – после завтрака 0 б – позже

6) Курите ли вы, когда болеете?

1б – да; 0б – нет

7) Какая сигарета доставляет Вам большее удовольствие?

1б – первая; 0б – последующая

8) Трудно ли для вас не курить в общественных местах?

1б – да об – нет

Суммируйте полученные баллы.

0 – 3 балла. Ваш организм еще не успел свыкнуться с курением. Вам легко бросить эту вредную привычку.

4 – 6 баллов. Вы уже пристрастились к сигарете. Нужно немедленно бросить курить.

7 – 9 баллов. Ваш организм уже зависит от никотина. Если будете продолжать так же много курить, положение быстро ухудшится.

10 и более баллов. Можете считать, что Вы прикованы к сигарете. Чтобы бросить курить, Вам понадобится много терпения и силы воли, но сделать это необходимо.

 Далее проводится повторное анкетирование – повторяются вопросы анкеты, которая давалась в начале. Школьники записывают ответы в таблицу. По окончании мероприятия можно предложить заполнить таблицу «Положительные и отрицательные стороны курения» с графами: «Положительные стороны курения для человека», «Отрицательные стороны для курящего», «Отрицательные стороны для окружающих». Эту таблицу ребята могут заполнить дома, вместе с родителями.

 Закончить мероприятие можно стихотворением Д. Бершадского:

Мое имя – сигарета,

Я красива и сильна.

Я знакома с целым светом,

Очень многим я нужна.

Мозг и сердце я дурманю

Молодым и старикам,

Независимо от знаний,

Скажем прямо – слабакам.        

Запомни – человек не слаб,

Рожден свободным. Он не раб.

Сегодня вечером, как ляжешь спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам дорогу к свету

И, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить,

Я – человек! Я должен сильным быть!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей