Тема урока: Сочетание синонимов с другими словами
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока:
Предметные: создать условия для развития у учащихся умения:
- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
- определять роль синонимов в речи;
- находить слова-синонимы в тексте; определять группу синонимов опираясь на правило: это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос;
-правильно употреблять синонимы в речи;
- работать со словарями;
Личностные:
-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе.
Познавательные УУД:
-уметь анализировать объекты;
-выделять общие признаки;
-формулировать понятие;
-сравнивать объекты (находить общее и отличия)
-обобщать;
-искать информацию в словарях;
-контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Регулятивные УУД:
-уметь определять тему и формулировать цель урока с помощью учителя;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
-высказывать своё предположение.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В. Иванов, 2 часть;
Словарь синонимов, антонимов; Орфографический словарь; Толковый словарь;
Презентация.
Ход урока.
1.Настрой на урок.
Красив язык – мой русский
И в радости, в и грусти
Он всякий раз со мной.
Родной язык, мой русский
Как Родина,,родной!
2.Минутка чистописания.
– Как вы думаете, ребята, с чего мы начнем урок?(минутки чистописания)
– Внимательно посмотрите на схемы. Как вы думаете, что нужно сделать?( листочки на столах у каждого ученика) .
-Пропишите внимательно и красиво 2 строчки.
Напишите слова:
друзья, товарищи, приятели
– Что хотите сказать? Что заметили? Что такое синонимы?
– Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? Какую цель поставим себе на урок?
3.Работа по теме урока.
Словарная работа. Самостоятельная работа по карточкам
– Решите кроссворд. Вам необходимо подобрать слова-синонимы.
Самопроверка
Знакомство с новым словом с непроверяемым написанием
– Кто такой герой?
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова
Многозначность слова
1. Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
а) Герой Великой Отечественной войны
б) Человек, который себя самоотверженно вел себя в опасной, трудной ситуации (спас ребенка во время пожара,…)
2. Мать-героиня – женщина, родившая и воспитавшая 10 и более детей
3. Город-герой
– Ребята, скажите, а героями могут быть только люди?
(Героями могут быть не только люди, но и города. Город-герой – город, которому за проявленный массовый героизм и мужество его защитников в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов присвоена высшая степень отличия)
4. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.
– Вот сколько значений имеет слово герой. А знаете ли вы, что это слово появилось в русском языке в 18 веке от французского слова «герос»
– Запишем слово в тетрадь (ученик у доски делает транскрипцию)
Герой [г' и р о й'] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков
– Подберите однокоренные слова.
(Героизм, геройство, героический)
– Составьте предложение со словом герой.
Работа над деформированным предложением
– Ребята, я тоже составила предложение, только что же получается, все слова перепутались. Что же делать? Поможете составить красивое предложение?
герой, родину, стоит, горой, за
(ученик у доски, выполняет синтаксический разбор предложения)
– Обратимся к первому значению слова, подберем синонимы.
Храбрец, смельчак, самоотверженец
Работа с учебником
– Откройте учебник на данной теме.
Какую стр. вы открыли?
(стр.52)
1. Рубрика «Разгадаем тайну языка»
2. Упр. 1 Самостоятельная работа
Фронтальная проверка
Физкультминутка (под музыку)
3. Упр.3 стр.53 Фронтальная работа
4. Закрепление изученных функций синонимов.
(работа в парах)
– Ребята, поработайте в парах. Перед вами две карточки на выбор.
Карточка № 1
Из данного списка выпишите слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый
занимательный, потёмки, прекрасный, оценка, забавный, прелестный, сумерки, балл, увлекательный, режим.
Карточка № 2
Выпишите слова, близкие по значению:
Вежливый, преграда, шелест, шорох, обходительный, любезный, шуршание, препятствие, здание, черта, линия, дом, помеха.
Самопроверка
Выборочное списывание
– Ребята, послушайте стихотворение Валентина Берестова «Мороз»
«Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!»-
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
– Какие синонимы услышали в стихотворении?
(Бураны, вьюги, метели; шум, толкотня)
5. Рефлексия
-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Справились с ними?
-Подведите итог своей работы на уроке с помощью незаконченных предложений:
Д/з. по выбору:
стр. 53 упр. 2
стр. 54 упр. 4