Якупова А.Ф.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ ИНЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
Ключевые слова: дети с ОВЗ, сетевое взаимодействие, инклюзивное образование.
Данная работа посвящена взаимному сотрудничеству ДОУ с различными государственными структурами для успешной социализации ребенка с ОВЗ в общество.
Решение актуальных вопросов, направленных на обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), напрямую зависит от качества образовательных услуг на всех этапах их образования: от дошкольного до профессионального. Таким образом, одним из главных вопросом развития специального образования и его модернизации является достижение нового качества образования, что возможно посредством внедрения новых подходов к проектированию образовательной среды, выбору средств и методов реализации коррекционно-образовательного процесса, повышения профессиональной компетентности педагогов.
В современных условиях инклюзивного образования ценностью деятельности любой воспитательной организации является создание условий для развития конкретного ребенка. Недостаточность имеющихся ресурсов в самих образовательных учреждениях для реализации данной задачи, оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, подготовка педагогических кадров, обеспечение доступа к ресурсам глобальных сетей, опыт участия отдельных образовательных учреждений в учебных проектах, сетевых конкурсах и викторинах; выявление лидеров (отделов образования, образовательных учреждений) в области воспитания подготовило почву для формирования сетевых моделей взаимодействия в системе воспитания. Благодаря сетевым связям создаются условия для обмена информацией, взаимной поддержки, развития и совместного выполнения разного рода деятельности. Создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Преимуществом модели социализации детей в рамках сетевого взаимодействия, является, то, что основой возникновения совместной деятельности является определенная проблема, в ней заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя добровольно и лишь по поводу данной проблемы, объединяя при этом необходимые ресурсы для ее разрешения. Для обучающего сетевое взаимодействие выражается в том, что при разработке программы его индивидуального образовательного маршрута он оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей.
Сеть в данном случае можно рассматривать как совокупность субъектов воспитательной деятельности (как сами учреждения, так и люди в них), представляющих друг другу собственные ресурсы с целью повышения результативности и качества данной деятельности. Это ресурсы материально-технические, нормативно-правовые, информационно-коммуникативные, кадрово-образовательные, финансово-экономические, но в большей степени это ресурсы проектные (воспитательные проекты и программы), которые реализуются в сети, а также могут создаваться в ходе сетевого взаимодействия. В сети выделяют так называемые «узлы», в которых и концентрируется ресурс.
Причем необходимо отметить, что узлы сети – это не сами образовательные учреждения, а те проекты, программы воспитания, которые они предоставляют как ресурс. Узел сети представляет собственное содержание относительно общей проблематики сети и имеет возможность для осуществления своего содержания. Объединяясь в сети, каждый должен понимать, что неполно в его содержании, и видеть возможность за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы, вступать для этого во взаимодействие.
Г.М. Андреева интерпретирует взаимодействие как организацию совместной деятельности, в процессе которой для участников важен не только обмен информацией, но и организация «обмена действиями», планирование общей деятельности, внесение собственного вклада в нее. Взаимодействие при этом может носить непосредственный или опосредованный характер (через компьютерные сети).
Сетевое взаимодействие (взаимодействие в сети) можно определить как способ деятельности по совместному использованию ресурсов, их обмену.
Сетевое взаимодействие в условия инклюзивного образования в ДОУ
Работа с государственными структурами | Учреждения здравоохранения | Учреждения науки, образования, культуры | Общественные организации | Интеграция семейного и общественного воспитания |
|
| Выявление детей с ОВЗ | | | Консультативный пункт ДОУ |
| |
| | ДОУ | |
|
Сопровождение детей ДОУ | | | Определение программы социальной адаптации детей с ОВЗ |
| | | | | | |
| | | Ребенок | |
|
Родители | | Партнеры |
| |
Ресурсы сетевого взаимодействия |
|
Нормативно-правовые ресурсы | Материально- технические | Коммуникативно-информационные | Кадрово-образовательные | Финансово-экономические | Проектные |
Таким образом, для системы воспитания в целом сетевое взаимодействие:
позволяет комплексно решать сложные педагогические задачи, с которыми одному образовательному учреждению справиться бывает не под силу;
позволяет саморегулировать взаимодействие образовательных учреждений и субъектов воспитательной деятельности в них;
стимулирует применение новых технологий в организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях области;
обогащает содержание учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях области;
способствует формированию единого образовательного пространства области;
расширяет сферу общения детей, выводит ее за рамки отдельного образовательного учреждения, углубляет опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
создает условия для развития конкретного ребенка, дает возможность реализовать индивидуальные образовательные программы.