Пояснительная записка
Цель данной программы - формирования элементов компьютерной грамотности, коммуникативных умений школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Основные задачи программы:
помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
развитие умственных и творческих способностей учащихся;
адаптация ребенка к компьютерной среде;
овладение основами компьютерной грамотности;
использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
Данная программа рассчитана на:
- 6 класс- 8 часов;
Планируемые результаты реализации программы
«Школа информатика»
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
Внутренняя позиция школьника |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
Метапредметные:
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков |
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | |
Умение выбрать основание для сравнения объектов |
сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии |
Умение выбрать основание для классификации объектов |
проводит классификацию по заданным критериям | осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях | строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Умение определять последовательность событий |
устанавливать последовательность событий | устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий |
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов | определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
Умение использовать знаково-символические средства |
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Умение кодировать и декодировать информацию |
кодировать и декодировать предложенную информацию | кодировать и декодировать свою информацию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде |
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). | понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи |
Принимать и сохранять учебные цели и задачи | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Умение контролировать свои действия |
осуществлять контроль при наличии эталона | Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умения планировать свои действия |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умения оценивать свои действия |
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы |
формулировать вопросы | формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
Предметные:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся научатся:
представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц, рисунков;
владеть основами компьютерной грамотности;
использовать на практике полученные знания в виде докладов, программ, решать поставленные задачи;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Материально-техническое обеспечение программы
I. Технические средства обучения:
1) ноутбук;
2) проектор;
3) принтер;
4) устройства вывода звуковой информации (колонки);
5) интерактивная доска.
II. Программные средства:
Календарно-тематический план
6 класс
№ п/п | Дата | Тема | УУД | |
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | Примечание |
1 четверть |
1 | | | Компьютер-универсальная машина для работы с информацией Известные люди в информатике Создание папок и файлов Информация в памяти компьютера. | Научатся: определять знаковую систему представления информации; устанавливать общее и различия в естественных и формальных языках. Получат возможность: обобщить представления о различных способах представления информации | Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, Познавательные: понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать | представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми | |
2 | | | Системы счисления Двоичная система счисления Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы счисления в десятичную Перевод чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную Проверь себя сам | Научатся: понимать отличия между непрерывной формой представления информации и дискретной; кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; Получат возможность: углубить понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ. | Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, Познавательные: понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать | навыки концентрации внимания | |
2 четверть |
3 | | | Чувственное познание окружающего мира Понятие как форма мышления Как образуются понятия Структуризация и визуализация информации | Научатся: основным приемам работы в редакторе Gimp (выделение, копирование, изменение цвета, преобразование, текст, рисование кистью и карандашом) Получат возможность: систематизированные представления об инструментах создания графических изображений; развитие основных навыков и умений использования графических редакторов | Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: умения подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать | интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой | |
4 | | | Знакомимся с инструментами графического редактора «Создание рисунков с помощью инструментов «Эллипс» и «Прямоугольник» Глобус | Научатся: основным приемам работы в редакторе Gimp (выделение, копирование, изменение цвета, преобразование, текст, рисование кистью и карандашом) Получат возможность: систематизированные представления об инструментах создания графических изображений; развитие основных навыков и умений использования графических редакторов | Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: умения подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать | интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой | |
3 четверть |
5 | | | Грибы Бабочка Матрешки Практикум. Нарисуй свой дом мечты | Научатся: различать векторную и растровую графику, определять типы основных графических файлов по расширению, определять размер файла изображения Получат возможность: систематизированные представления о растровой и векторной графике | Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: умения правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать | знание сфер применения компьютерной графики; способность применять теоретические знания для решения практических задач; | |
6 | | | Создание текстового документа. Способы редактирования текста. Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление текста: выделение текста цветом. Использование элементов рисования (автофигуры, рисунки, клипы). Использование элементов рисования (надписи WordArt). Визитка | Научатся: применять основные правила создания и редактирования текстовых документов Получат возможность: сформировать представления о вводе и редактировании текстов как этапах создания текстовых документов | Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать | понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма | |
4 четверть |
7 | | | Кодирование текстовой информации Кодирование текстовой информации Растровое кодирование текстовой информации Закодированный рисунок в десятичном коде | Научатся: понимать отличия между непрерывной формой представления информации и дискретной; кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; Получат возможность: углубить понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ. | Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, Познавательные: понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать | навыки концентрации внимания | |
8 | | | Закодированный рисунок в десятичном коде Векторное кодирование текстовой информации Обобщающий урок | | |
Учебно-методический комплекс (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает в себя:
- Учебник «Информатика» для 7 -9класса.Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
.