Методическая разработка
урока по русскому родному языку для 6 класса
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Зарубинская ош» Городецкого района Нижегородской обл. Халаева Л.И.
Тема урока: «Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов».
Задачи урока:
знать понятия «синонимы», «синонимический ряд»; контекстные синонимы, синонимы смысловые и стилистические;
уметь подбирать синонимы к предложенным словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы разных видов в тексте.
Цели:
обучающие – повторить, углубить и систематизировать знания обучающихся по теме
«Синонимы»;
-выявить роль синонимов в речи;
- познакомить обучающихся с понятием контекстные синонимы; синонимы смысловые и стилистические;
-формировать умение подбирать синонимы к словам;
-формировать умение употреблять синонимы в устной и письменной речи, учитывая их стилистические особенности;
развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность обучающихся; развивать творческие способности, развивать навыки работы со словарями.
воспитательные – воспитывать интерес к к родному языку, его лексическому богатству, воспитывать бережное отношение к слову.
Метапредметные: анализировать языковой материал. Осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: урок-диалог с элементами урока-практикума, создание проблемной ситуации.
Методы : поисковый, исследовательский.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемый результат: в ходе урока учащиеся вспомнят, что такое синонимы и синонимический ряд, узнают об контекстных синонимах, использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи; научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.
Оборудование к уроку: Русский родной язык. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных организаций /О.М. Александрова и др./ параграф 10; мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Запись числа и классной работы в тетради.
II. Мобилизация
Слайд №1
Вася решил пошалить. Раньше он тоже проказничал, но сегодня он решил озорничать не на шутку. Мама Васи ругает его за то, что он балуется. Но Вася не может остановиться и продолжает дурачиться.
- Ребята, что делал Вася? ( Шалил, проказничал, озорничал , баловался, дурачился!)
- Что объединяет эти слова? (Эти слова близки по значению )
- А чем отличаются? (Оттенками лексического значения)
- Как называются такие слова? (Синонимы)
- Так о чём пойдёт сегодня речь на уроке?(О синонимах)
III. Целеполагание. Дети формулируют тему урока и записывают в тетрадь.
-А каковы цели урока? (Выслушивание предложений детей)
Слайд №2.
Цели урока:
Вспомним: что такое синонимы, синонимический ряд.
Узнаем: какие виды синонимов существуют, каковы функции синонимы в речи.
Научимся употреблять синонимы в устной и письменной речи, учитывая их стилистические особенности.
1V.Актуализация
--Ребята, давайте вспомним:
1.Что такое синонимы? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи).
2. А что такое синонимический ряд? ( Это группа синонимов, состоящая из двух или более слов).
V. Работа в группах с учебником
-С каждым из слов синонимического ряда составьте словосочетания или предложение. (Упр. 79 учебника О.М. Александровой параграф 10 )
Флора-растительность, вояж - поездка, увертюра-вступление, локальный - местный, насмешливый - язвительный.
Представление словаря.
- Выбору синонима, нужного и уместного для каждого конкретного случая, поможет работа со словарями. представление словаря. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: ок. 11000 синоним. рядов / З.Е. Александрова. – 15-е изд., стереотип.
Упр. 77 (Уч-к О.М.Александровой). Из слов, заключенных в скобки, выберите подходящие по смыслу. Прочитайте полученные предложения.
1.Язык учебника должен быть (вразумительным, отчётливым, понятным , толковым) каждому ученику.2.Нельзя( страшиться, трусить, робеть, бояться, опасаться) всего на свете.3. (Постижение познание , освоение, изучение) физики начинается в 7 классе.4.Стой (покорно, послушно, смирно, кротко, безропотно).
- Почему вы выбрали именно эти слова?
- Чем отличаюся слова в каждом синонимическом ряду ? (оттенками лексического значения, оттенками смыла ).
- Как выдумаете, как называются такие синонимы?(Ответы детей)
Учитель сообщает, что такие синонимы называются смысловые или понятийные.
VI. Исследовательская работа
Слайд №3
1.Девушка оглядела его озорными неспокойными глазами. - Вы здешний? - Тутошний.
2. Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз как его крошечные лукавые гляделки.
3. Но здесь уж тицианов глаз становится внутренним оком.
4. Мне хочется не есть в человеческом смысле желания пищи, а жрать, как голодному волку. (Леон.)
- Найдите и выпишите синонимы. (Здешний – тутошний, глаза – гляделки, глаз-око, есть – жрать).
Чем отличаюся слова каждого синонимического ряда? (Стилистически).
- Как вы думаете, как называются такие синонимы? ( ответы)
Сообщение учителя. Такие синонимы называются стилистическими.
Они широко используются писателями в произведениях художественной литературы. Все случаи удачного употребления стилистических синонимов становятся яркими поэтическими приемами, помогают художнику слова создать неповторимые образы, углубляют впечатление от прочитанного.
VII. Самостоятельная работа
- Приведите свои примеры смысловых и стилистических синонимов.
(Побеседовать - ….(потолковать, поговорить, поболтать, потрепаться).
Лицо -… (лик, рожа)
Ныть -… (жаловаться, стенать)
Идти -….(шествовать, брести)
-Расположите синонимы согласно их стилистической принадлежности:
разговорные | нейтральные | книжные |
| | |
VI. Физкультминутка
VII . Создание проблемной ситуации
Слайд № 4.
- Прочитайте предложения, ответьте на вопросы.
1)«День был августовский, знойный, томительно скучный» (А. П. Чехов)
2) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.
3) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.
- Можно ли выделенные слова считать синонимами? Обоснуйте своё мнение.
(Мнения ребят могут разделиться)
Выдвижение версий: 1)Слова не являются синонимами, т.к. у каждого выделенного слова свой синонимический ряд. Например, У слова ощутить синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять. У слова понять – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и т.д.
2). Версия. Данные слова являются синонимами , так как они близки по значению в данных предложениях. (пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают) Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром. (Тропа – ниточка – речь идёт об одном и том же предмете).
VIII. Решение проблемы. Обратимся к учебнику ( стр. 81,82) Вводится понятие КОНТЕКСТ, контекстные синонимы – это слова, сближающиеся по значению только в определённом контексте.
Делаем вывод: Выделенные слова(тропа – ниточка) (пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают) – контекстные синонимы..
IX. Применение нового знания
Выполнение упр. 81 учебника. Определите, в каких предложениях употреблены контекстные синонимы.
- Для чего же нужны синонимы? Какова их роль? (Ответы)
Х. Работа с текстом
Слайд № 5
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц. ( Из рассказа В.П. Астафьева)
- Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений.
- Какова роль синонимов в этом тексте?
- Подчеркните синонимы в последнем предложении. Какова их роль? - О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.
Учитель: В точном подборе синонимов - мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес.
- А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность)
- Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени).
-Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникает в вашем воображении?
Учитель: Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая.
ХI. Подведение итогов
-Итак, что мы повторили? ( что такое синонимы, синонимичный ряд)
- Что узнали? Какие виды синонимов бывают.? ( три вида синонимов: лексические, стилистические, контекстуальные).
-Для чего они нужны в тексте, в речи?
- чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;
- чтобы избежать стилистических ошибок;
- чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;
- чтобы использовать синонимы как средство выразительности
Учитель: наша с вами задача сделать нашу речь такой, чтобы и о ней можно было сказать словами Л.Н. Толстого: «Наш язык – «настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.»
XII. Рефлексия
XIII. Домашнее задание. Напишите сочинение-описание «Осенний день», используя разного вида синонимы.
Выставление оценок. Спасибо всем за урок. До свидания.