СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой методическую разработку  урока  по родному русскому языку  для 6 класса на основе   учебника  для общеобразовательных организаций Александровой  О.М.  Издательство "Просвещение".2020. Раздел "Лексика"

Просмотр содержимого документа
«Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов»

Методическая разработка

урока по русскому родному языку для 6 класса

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Зарубинская ош» Городецкого района Нижегородской обл. Халаева Л.И.

Тема урока: «Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов».

Задачи урока:

знать понятия «синонимы», «синонимический ряд»; контекстные синонимы, синонимы смысловые и стилистические;

уметь подбирать синонимы к предложенным словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы разных видов в тексте.

Цели:

обучающие – повторить, углубить и систематизировать знания обучающихся по теме

«Синонимы»;

-выявить роль синонимов в речи;

- познакомить обучающихся с понятием контекстные синонимы; синонимы смысловые и стилистические;

-формировать умение подбирать синонимы к словам;

-формировать умение употреблять синонимы в устной и письменной речи, учитывая их стилистические особенности;

развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность обучающихся; развивать творческие способности, развивать навыки работы со словарями.

воспитательные – воспитывать интерес к к родному языку, его лексическому богатству, воспитывать бережное отношение к слову.

Метапредметные: анализировать языковой материал. Осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: урок-диалог с элементами урока-практикума, создание проблемной ситуации.

Методы : поисковый, исследовательский.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемый результат: в ходе урока учащиеся вспомнят, что такое синонимы и синонимический ряд, узнают об контекстных синонимах, использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи; научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.

Оборудование к уроку: Русский родной язык. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных организаций /О.М. Александрова и др./ параграф 10; мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов, раздаточный материал.


Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Запись числа и классной работы в тетради.

II. Мобилизация

Слайд №1

Вася решил пошалить. Раньше он тоже проказничал, но сегодня он решил озорничать не на шутку. Мама Васи ругает его за то, что он балуется. Но Вася не может остановиться и продолжает дурачиться.


- Ребята, что делал Вася? ( Шалил, проказничал, озорничал , баловался, дурачился!)

- Что объединяет эти слова? (Эти слова близки по значению )

- А чем отличаются? (Оттенками лексического значения)

- Как называются такие слова? (Синонимы)

- Так о чём пойдёт сегодня речь на уроке?(О синонимах)


III. Целеполагание. Дети формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

-А каковы цели урока? (Выслушивание предложений детей)


Слайд №2.

Цели урока:

Вспомним: что такое синонимы, синонимический ряд.

Узнаем: какие виды синонимов существуют, каковы функции синонимы в речи.

Научимся употреблять синонимы в устной и письменной речи, учитывая их стилистические особенности.


1V.Актуализация

--Ребята, давайте вспомним:

1.Что такое синонимы? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи).

2. А что такое синонимический ряд? ( Это группа синонимов, состоящая из двух или более слов).


V. Работа в группах с учебником

-С каждым из слов синонимического ряда составьте словосочетания или предложение. (Упр. 79 учебника О.М. Александровой параграф 10 )


Флора-растительность, вояж - поездка, увертюра-вступление, локальный - местный, насмешливый - язвительный.


Представление словаря.

- Выбору синонима, нужного и уместного для каждого конкретного случая, поможет работа со словарями. представление словаря. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: ок. 11000 синоним. рядов / З.Е. Александрова. – 15-е изд., стереотип.


Упр. 77 (Уч-к О.М.Александровой). Из слов, заключенных в скобки, выберите подходящие по смыслу. Прочитайте полученные предложения.


1.Язык учебника должен быть (вразумительным, отчётливым, понятным , толковым) каждому ученику.2.Нельзя( страшиться, трусить, робеть, бояться, опасаться) всего на свете.3. (Постижение познание , освоение, изучение) физики начинается в 7 классе.4.Стой (покорно, послушно, смирно, кротко, безропотно).


- Почему вы выбрали именно эти слова?

- Чем отличаюся слова в каждом синонимическом ряду ? (оттенками лексического значения, оттенками смыла ).

- Как выдумаете, как называются такие синонимы?(Ответы детей)

Учитель сообщает, что такие синонимы называются смысловые или понятийные.


VI. Исследовательская работа

Слайд №3

1.Девушка оглядела его озорными неспокойными глазами. - Вы здешний? - Тутошний.

2. Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз как его крошечные лукавые гляделки.

3. Но здесь уж тицианов глаз становится внутренним оком.

4. Мне хочется не есть в человеческом смысле желания пищи, а жрать, как голодному волку. (Леон.)


Найдите и выпишите синонимы. (Здешний – тутошний, глаза – гляделки, глаз-око, есть – жрать).

Чем отличаюся слова каждого синонимического ряда? (Стилистически).

- Как вы думаете, как называются такие синонимы? ( ответы)


Сообщение учителя. Такие синонимы называются стилистическими.

Они широко используются писателями в произведени­ях художественной литературы. Все случаи удачного употребления стилистических синонимов становятся яркими поэтическими при­емами, помогают художнику слова создать неповторимые образы, углубляют впечатление от прочитанного.


VII. Самостоятельная работа

- Приведите свои примеры смысловых и стилистических синонимов.


(Побеседовать - ….(потолковать, поговорить, поболтать, потрепаться).

Лицо -… (лик, рожа)

Ныть -… (жаловаться, стенать)

Идти -….(шествовать, брести)


-Расположите синонимы согласно их стилистической принадлежности:

разговорные

нейтральные

книжные





VI. Физкультминутка


VII . Создание проблемной ситуации

Слайд № 4.

- Прочитайте предложения, ответьте на вопросы.


1)«День был августовский, знойный, томительно скучный» (А. П. Чехов)

2) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.

3) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

- Можно ли выделенные слова считать синонимами? Обоснуйте своё мнение.

(Мнения ребят могут разделиться)

Выдвижение версий: 1)Слова не являются синонимами, т.к. у каждого выделенного слова свой синонимический ряд. Например, У слова ощутить синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять. У слова понять – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и т.д.

2). Версия. Данные слова являются синонимами , так как они близки по значению в данных предложениях. (пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают)  Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром. (Тропа – ниточка – речь идёт об одном и том же предмете).


VIII. Решение проблемы. Обратимся к учебнику ( стр. 81,82) Вводится понятие КОНТЕКСТ, контекстные синонимы – это слова, сближающиеся по значению только в определённом контексте.

Делаем вывод: Выделенные слова(тропа – ниточка) (пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают) – контекстные синонимы..

IX. Применение нового знания

Выполнение упр. 81 учебника. Определите, в каких предложениях употреблены контекстные синонимы.

- Для чего же нужны синонимы? Какова их роль? (Ответы)


Х. Работа с текстом

Слайд № 5

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц. ( Из рассказа В.П. Астафьева)

- Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений.

- Какова роль синонимов в этом тексте?

- Подчеркните синонимы в последнем предложении. Какова их роль? - О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

Учитель: В точном подборе синонимов - мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес.

- А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность)

- Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени).

-Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникает в вашем воображении?

Учитель: Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая.

ХI. Подведение итогов

-Итак, что мы повторили? ( что такое синонимы, синонимичный ряд)

- Что узнали? Какие виды синонимов бывают.? ( три вида синонимов: лексические, стилистические, контекстуальные).

-Для чего они нужны в тексте, в речи?

- чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;

- чтобы избежать стилистических ошибок;

- чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;

- чтобы использовать синонимы как средство выразительности


Учитель: наша с вами задача сделать нашу речь такой, чтобы и о ней можно было сказать словами Л.Н. Толстого: «Наш язык – «настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.»

XII. Рефлексия

XIII. Домашнее задание. Напишите сочинение-описание «Осенний день», используя разного вида синонимы.

Выставление оценок. Спасибо всем за урок. До свидания.






































 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!