СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Систематизация и обобщение знаний по теме «Деепричастие».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

Повторение орфограмм, связанных с написанием гласных в корнях с чередованием.

Повторение орфограмм, связанных с правописанием НЕ с деепричастиями, глаголами.

 Употребление деепричастных оборотов в речи.

 

Просмотр содержимого документа
«Систематизация и обобщение знаний по теме «Деепричастие».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инженерно-технологический лицей» Елабужского муниципального района

Республики Татарстан





Методическая разработка

урока русского языка

в 7 классе



Тема: Систематизация и обобщение знаний по теме «Деепричастие».









Разработала: учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инженерно- технологический лицей» Елабужского муниципального района

Республики Татарстан г. Елабуга» Щербакова Н.В.


















2024

Тема: Систематизация и обобщение знаний по теме «Деепричастие». ( 1 слайд)

Цели урока: ( 2 слайд)

I. Образовательные:

1. Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

2. Повторение орфограмм, связанных с написанием гласных в корнях с чередованием.

3. Повторение орфограмм, связанных с правописанием НЕ с деепричастиями, глаголами.

4. Употребление деепричастных оборотов в речи.

5. Активизация словаря учащихся.

6. Повторение фразеологизмов.

7. Закрепление умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; умения отличать деепричастия от наречий.


II. Воспитательные:

1. воспитание любви и уважения к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитание чувства такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать. воспитание толерантного отношения друг к другу

2. Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.


III. Развивающие:

1. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2. Развитие умения аргументировать, доказывать.

3. Расширение кругозора, познавательного интереса.

4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, структурировать.


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.


Вид урока: комбинированный.


Элементы используемых технологий: здоровьесберегающая; личностно-ориентированная; информационно-коммуникативная.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная доска, учебник, тетради, ручки, карандаши.


Дидактические материалы к учебному занятию: раздаточные карточки, схемы, демонстрационная обобщающая таблица.


Предметными результатами освоения учащимися 7 класса темы « Деепричастие» являются:

- опознавание, анализ и характеристика общекатегориального значения, морфологических признаков деепричастия, определение его синтаксических функций;

- умение распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида;

- проведение морфологического анализа слова, анализа текста с точки зрения его основных признаков, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления;

- умение правильно употреблять предложения с деепричастными оборотами;

- наблюдение за особенностями употребления деепричастий в текстах различных функциональных стилей и языке художественной литературы и анализировать их.


Метапредметными результатами освоения учащимися 7 класса темы « Деепричастие» являются:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли);

- способность извлекать информацию из различных источников , включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности ( индивидуальной и коллективной), оценивать достигнутые результаты;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- владение различными видами диалога ( диалог- обмен мнениями и др.);

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.











Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка к усвоению материала.

  1. Разминка: Здравствуйте, ребята!

Узнайте, о какой части речи говорится в данном синквейне.

(Синквейн— пятистрочная стихотворная форма. Используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. ) ( 3 слайд)

Часть речи. ( 4 слайд)

Образная, изящная.

Добавляет, уточняет, разъясняет.

Соединяет признаки глагола и наречия

??? ( Деепричастие)

- Верно, сформулируйте тему урока.

- Молодцы! Сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученный материал по теме «Деепричастие» (слайд№5). Мы вспомним грамматические признаки деепричастий, правописание –не- с деепричастиями, расстановку знаков препинания при деепричастном обороте, употребление деепричастий в речи.

  1. В царстве Морфологии, (слайд№6)

Столице Филологии,

У Глагола и Наречия

Возникли противоречия.

Мы в них тоже примем участие

И вспомним о деепричастии.


  1. Основное содержание урока:

  1. Актуализация знаний. (слайд№7)

Повторение и обобщение общих сведений о деепричастии.

Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не ис­ключение. Самая близкая её родня — Глагол и Наречие.

  1. Деепричастие унасле­довало признаки Глагола и Наречия. Что же конкретно есть у деепричастия от глагола и наречия? Обратите внимание на слайд и вспомните кластер. На слайде записано следующее:

(слайд№8)

К л а с т е р

Д еепричастие


Признаки Признаки

глагола наречия


вид не изменяется

возвратность синтаксическая роль

(обстоятельство)

  1. Близится самый любимый и долгожданный праздник. – Какой? ( Новый год!) (слайд№9)


-Ребята, а вы знаете, когда родилась елочка?


В России стали украшать новогодний праздник зеленой елкой только в XVIII в. А раньше наши предки встречали Новый год под цветущей вишней. Вишневое дерево выращивали в домах и в парках. Делали так, что вишня расцветала к новогоднему вечеру. Вырастить вишневое деревце зимой было делом нелегким, поэтому и вспоминали о вечнозеленой елке.


  1. -А кто приходит в гости к нам в Новый год? (Дед Мороз) (слайд№10)


-А сколько лет Деду Морозу, ребята, вы знаете?


(слайд№11)

Оказывается, около 180 лет. Он родился в первой половине XIX в. Сначала Дед Мороз выглядел не таким добрым, как сейчас. На елку приходил злой и страшный дед с розгой в руках. Подарков от него никто не ждал; и родители пугали этим дедом непослушных детей. Потом Дед Мороз подобрел, а в XX в. совсем изменился - и характером, и внешним видом. Он веселит нас, приносит нам подарки, и все его любят и ждут.


  1. Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный. Мы отправляемся в виртуальное путешествие в резиденцию к самому Деду Морозу для того, чтобы передать ему Ваши письма с новогодними пожеланиями. Но так как у нас продолжается учебный год, то представляю Вам нашего помощника- почтальона Печкина, который знаком Вам с самого детства. Он-то и отправится в гости к Деду Морозу. Путь его будет нелёгкий, и на пути встретятся различные преграды, которые мы поможем ему преодолеть. (слайд№12)

  1. Но вначале давайте вспомним и объясним почтальону, как пишутся некоторые слова, чтобы он смог помочь в трудную минуту другим ребятам.

На столах у вас лежат листы бумаги, учащиеся I варианта возьмите бумагу, сверните пополам и разделите на две части, одну часть оставьте у себя, а вторую передайте соседу по парте. Подумайте и запишите, раскрывая скобки. (Финк-Райт-Раунд Робин (подумай, запиши)

Объяснительный диктант (слайд№13)

  • (не)отправленное письмо

  • (не)дожидаясь ответа

  • никем (не)замеченный

  • (не)дошёл до ручья

  • (не)беспокоясь о себе

  • (не)зная дороги

  • (не)глубокая, но узкая река

(слайд№14)

  • неотправленное письмо

  • не дожидаясь ответа

  • никем не замеченный

  • не дошёл до ручья

  • не беспокоясь о себе

  • не зная дороги

  • неглубокая, но узкая река

Дополнительный вопрос:

Как пишется НЕ с деепричастиями?

  1. Ребята, вы успешно справились с заданием, и почтальон Печкин может спокойно продолжать путь. Дорога проходит по волшебному Хрустальному лесу. Почтальон Печкин идёт по лесу, любуясь красотой природы, неожиданно перед ним появляется водопад, а водопад-то необычный. Обратите внимание на следующий слайд и попробуйте догадаться, что в нем необычного?

    (слайд№15)

    Стихотворение проецируется на экран.


    - Я познакомлю вас с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе В.Жуковского.


    Кипя,


    Шипя,


    Ворча,


    Струясь,


    Крутясь,


    Свиваясь,


    Вздуваясь,


    Мелькая, круша,


    Резвясь и спеша,


    Скользя, обнимаясь,


    Делясь и встречаясь,


    Ласкаясь, бунтуя, летя,


    Играя, дробясь, шелестя,


    Блистая, взлетая, шатаясь,


    Сплетаясь, звеня, клокоча,


    Взвиваясь, вертясь, грохоча,


    Морщинясь, волнуясь, катаясь,


    Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,


    Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,


    Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,


    Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,


    Так падают бурные воды


    В сверкающем быстром Лодоре.


    - В чем особенность стихотворения?

    ( Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)


  2. Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (слайд№16)


(Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)


  1. Какие художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту? (слайд№17)


( Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает нам услышать извержение водопада; преобладают шипящие звуки : шипя, шурша, морщинясь, дрожа).


  1. Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия (работа по рядам) Таймд- Пэа- Шэа (работа в парах по времени) : (слайд№18)

1 ряд – по слуховым впечатлениям ( журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

2 ряд – зрительным впечатлениям ( пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

3 ряд - по движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробя, сплетаясь);

всем – аналогии с человеческими качествами ( ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя). (слайд№19)



  1. Физкультминутка: (слайд№20)

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

Деепричастия считали.

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?

 

- Садитесь, ребята. А было их  в физкультминутке - 4.



  1. Печкину, чтобы взять все ваши письма, необходимо было освободить свою сумку, поэтому часть конвертов он оставил у вас на столах. В конвертах находятся задания.

Задание «Исправь ошибки» ( карточки с заданием раздаются каждому учащемуся).

Печкину случайно в сумку попала объяснительная записка. (слайд№21)


Начальнику отдела «Грамотность»

бригадира грузчиков

Недосмотрова И.И.


Объяснительная записка.

При транспортировке ящика «Предложения с деепричастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.

Резолюция на этом документе была такова: «Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние».

Задание: исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части. (слайд№22)

Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли.

Медленно, ровно качаясь, гуси шумно опускаются на воду.

Тяжелый парус поднимая, я побежал домой.

Прилетев на место, рыбак идет на дальний лов.


Правильные вариант: (слайд№23)

Не помня себя от восторга, я побежал домой.

Медленно, ровно качаясь, в гавани спят корабли.

Тяжелый парус поднимая, рыбак идет на дальний лов.

Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.


VI. Слово учителя

  1. Сказочная красота зимнего леса поразила нашего помощника, душа его стала переполняться чувствами, ему захотелось свои записи оформить красочно. Только он не знает, как это правильно сделать. Поможем ему.


  1. Исследование текста (слайд № 24-27). Понаблюдайте за тем, какую роль играют деепричастия в каждом стихотворном отрывке.

Текст

Деепричастие
с основным глаголом

Морфологические признаки деепричастия

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Зимний вечер”

Кроет, крутя.
(Помогает создать динамичную картину)

Крутить, несов.в., неизм.

3има!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью, как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Зима!..
Крестьянин, торжествуя”

Торжествуя, обновляет;

снег почуя, плетется;

взрывая, летит.

(Помогают создать динамичную картину)

Торжествовать, несов.в, неизм.



Почувствовать, сов.в, неизм.

Взрывать, несов.в, неизм

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Зимнее утро”

Блестя, лежит.

(При помощи деепричастия картинка, созданная поэтом, как бы оживает, детализируется)

Блестеть, несов.в, неиз.

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Зимнее утро”

Скользя, предадимся.

(Помогает создать динамичную картину).

Скользить, несов.в, неизм.


«Соберите» эмоциональные слова, выражающие восхищение красотой природы, чувство радости. Обоснуйте свой ответ (торжествуя, обновляет; бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая; великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня). (не брать)



  1. Посмотрите на иллюстрацию, где изображен зимний лес, по которому путешествует Печкин, и составьте предложения, используя деепричастные обороты и существительные, записанные на доске. (слайд№28)

I Вариант

II Вариант

Деревья

Тропинка

Небо

Воздух

Вьюга

Снег

Сугробы

Снежинки

Во время составления предложений звучит музыка (“Времена года. Зима”)



  1. Вставь нужное деепричастие (слайд№29)

Нестись, … голову

Сказать честно, … руку на сердце

Забыл о деле, … в долгий ящик

… кашу, сам ее и расхлебывай.

Обогатился, … все к своим рукам.

Запомнил, … на носу.

Слушал ложь,… уши.

Добился своего, … быка за рога.



Проверь! (слайд№30) (Взаимопроверка)

Нестись, сломя голову.

Сказать, положа руку на сердце.

Забыл о деле, отложив его в долгий ящик.

Заварив кашу, сам ее и расхлебывай.

Обогатился, прибрав все к своим рукам.

Запомнил, зарубив на носу.

Слушал ложь, развесив уши.

Добился своего, взяв быка за рога.



  1. Игровая пауза. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие.


Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая воздух, весёлые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковёр, спящий лес, глубокие сугробы.



  1. Цифровой диктант (слайд№31)

Если Вы согласны с моим утверждением, поставьте «1», если нет – «0».

Утверждения:

  1. Деепричастие - самостоятельная часть речи.

  2. Деепричастный оборот выделяется запятыми, только когда стоит после определяемого слова.

  3. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

  4. НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно.

  5. Деепричастие и деепричастный оборот являются обстоятельством.

  6. Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ?

Ответы к цифровому диктанту (10 10 10) (слайд№32)

Критерии оценки

0 ошибок – «5»

1 ошибка– «4»

2-3 ошибки – «3»

4 ошибки – «2»


  1. Игра на быстроту реакции и внимания (слайд№33)


КНАЕУЮБАИКВЮ

НЖЭЭКЕЖФГОДИКУФЯИ

НЙЕДУЗВИГЙАЯЗСЬУ

ДМНЕМУСАТЛОДЛЯАВ

СНЮЕВЗСИЮРАППЯ


Как можно быстрее из каждой строчки исключите лишь те буквы, которые повторяются; запишите правильно получившиеся слова. Выделите суффиксы получившихся деепричастий.


Ответы (слайд№34)


НЕ УБИВ

НЕГОДУЯ

НЕ ДВИГАЯСЬ

НЕ УСТОЯВ

НЕВЗИРАЯ


Слова, какой части речи получились у Вас?


  1. На опушке леса Печкин встретил весёлую и озорную помощницу деда Мороза Запятую , с которой тут же подружился. Запятая пообещала провести его к заветной полянке, где стоит сказочный терем Деда Мороза, при условии, что он выполнит правильно следующее задание. Поможем Печкину.

Замените глаголы деепричастиями. Запишите предложения с деепричастными оборотами. Задание выполняется по вариантам: 1 вариант изменяет глагол в предложении, 2 вариант – второй. Финк-Райт-Раунд Робин (подумай, запиши)

(слайд№35)

1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды.

2. Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром.

3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.

4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.

V. Слово учителя (слайд№36)

- Вот Печкин стоит перед хоромами Деда Мороза. Близится окончание его путешествия, которое зависело не только от его смелости и отваги, но и от ваших знаний.

Наконец-то, Печкин увидел перед собой Деда Мороза, угрюмо склонившегося над чьим-то письмом. Печкин прислал нам текст этого письма и просил нас помочь вернуть хорошее настроение Деду Морозу, чтобы он смог выполнить пожелания ребят. Это письмо перед вами, что здесь не так?

Привет Дед Мороз!

Пришли мне к празднику подарок, обмотав его в красивую бумагу. Я хочу большую плитку шоколада, которая должна быть молочной, которая должна таять во рту. Конфеты, которые должны быть шоколадные, у которых внутри хрустят вафли. Зифира, обсыпав сахарной пудрой. Для сестры пришли, свиркающую блесками, герлянду, а для брата - хлопушку, взрывающую конфеттями, для родителей - сахарный желтый мармилад.

Ну пока, Дед Мороз. Не заболей до праздника.

- Вы смеетесь? Теперь вы понимаете, почему у Деда Мороза такое настроение? Исправьте ошибки.

VI.Слово учителя: (слайд№37)

Пролетел и наш урок,

Школьный прозвенел звонок,

Все трудились, не ленясь,

Не медля и не торопясь.

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ


Рефлексия: (слайд№38)

  • Самым интересным для меня на уроке было….

  • Для меня оказалось сложным ……

  • На следующем уроке я бы хотел(а)….


Подведение итогов урока, выставление оценок.


VII. Слово учителя: (слайд№39)

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.


Учитель задаёт и объясняет домашнее задание


Исправить ошибки в письме.

(слайд№40)

Адрес, по которому можно написать письмо Деду Морозу: 162340 Россия, Вологодская обл.,
г. Великий Устюг, Деду Морозу

(слайд№41)

БУДЬТЕ

СЧАСТЛИВЫ

В НОВОМ ГОДУ!


(слайд№42)

Спасибо за урок !

















Если останется время

  1. Собери пословицы, укажи в них деепричастия

  2. Не зная броду,

  3. Трус хвастает уходя,

  4. Не замочив руки,

  5. Зная сердце змеи,

  6. Говорить не думая –

  7. Кто не подумав говорит,

  8. Не развязав мешок,

1)не умоешься. 3

2)не узнаешь, что в нем.7

3)тот вечно вздор твердит.6

4)что стрелять не целясь.5

5)не суйся в воду.1

6)а смелый – возвращаясь.2

7)бог лишил её ног.4

  1. Выпишите деепричастия

Выговаривая, вздыхая, оказалось, любуясь,

смотревшие, озабоченно,

не удержав, поднялась, ударившись, парализованная, засмеявшись, несущихся, возникшего, удалились


Проверь себя

выговаривая

вздыхая

любуясь

не удержав

ударившись

засмеявшись


  1. Распределительный диктант.

В 1 столбик выписать деепричастия несовершенного вида, во 2 столбик - деепричастия совершенного вида.

Выписывать только деепричастия. Выделите суффиксы деепричастий.

Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.

Вывод: - как образуются деепричастия несовершенного вида, совершенного вида?

  1. Грамматический цифровой диктант. Выбрать верное утверждение (да – 1, нет – 0).

1. Д относится в предложении к глаголу

2. Д обозначают добавочное действие

3. Д изменяются по числам

4. Д могут иметь зависимые слова

5. Д бывают сов и несов вида

6. Д в предложении бывают сказуемым

7. Д образуются суффиксальным способом

8. Д имеют окончания

9. Д не изменяются, как наречия

Ключ к заданию: 0 – 3,6,8.


  1. Контроль усвоения материала.

Обучающиеся выполняют тестовое задание, самопроверка.

Тест.

1. Что обозначает деепричастие?

1) признак предмета по действию;

2) действие предмета;

3) признак предмета.


2. На какие вопросы отвечает деепричастие?

1) что делает?

2) что делать?

3) что делая?

4) что сделав?

5) что делай?


3. Среди данных слов найди деепричастия:

1) прыгаю;

2) прыгающий;

3) прыгая;

4) подпрыгнув;

5) прыгнувший;


4.Найти суффиксы деепричастий:

1) -нн -, -енн-, -т-;

2) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;

3)-а, -я, -в, -ши,-вши.


5. Что называется деепричастным оборотом?

1) деепричастие с зависимыми от него словами;

2) деепричастие с глаголом, который оно поясняет.


Ответы:

1.-1

2.-3,4

3.-3,4

4.- 3

5.-1


  1. А теперь послушаем сказку « Отцы и дети».

Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая близкая его родня – Глагол и Наречие. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя общественность.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм наряду с Причастием! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...

На чьей стороне вы в этом споре? Давайте выберем общие черты деепричастия.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!