СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по математике "Приёмы вычислений вида 26+4"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о сложении с переходом через десяток для случаев вида 26+4, 3+47; ввести алгоритм письменного сложения двузначного и однозначного числа, научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по математике "Приёмы вычислений вида 26+4"»

Автор материала (ФИО): Новикова Татьяна Викторовна

Должность: Учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

Учебный предмет: Математика

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс: Авторская программа Г.В. Дорофеевой, Т.Н. Мираковой «Математика» 2 класс. М: «Просвещение», 2020 г. УМК «Перспектива».

Тип урока: ОНЗ

Тема урока: Приём вычислений вида 26+4

Цель: сформировать представление о сложении с переходом через десяток для случаев вида 26+4, 3+47; ввести алгоритм письменного сложения двузначного и однозначного числа, научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Предметные умения:

-выполнять сложение чисел в пределах 100 с переходом через десяток;

-записывать вычисления в столбик;

-анализировать данные диаграммы;

-решать текстовые задачи в одно - два действия.

Метапредметные: работать по заданному алгоритму; осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, рабочей тетради и сведения, полученные от учителя.


Формируемые УУД:

Познавательные:

-определять порядок письменного сложения чисел в пределах 100 с переходом через разряди обосновывать свое мнение;

-развивать познавательный интерес к предмету.

Регулятивные:

-выполнять учебное задание, используя алгоритм,

-проверять результат выполненного задания и вносить корректировку;

Коммуникативные:

-комментировать, работая в паре, используя математические термины;

-согласовывать позиции и находить общее решение при работе в группе.

Личностные: элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебы, понимание причин успеха и неуспеха.



Ход урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:

Организация учебного процесса на этапе 1:

Открыть запись на доске.

– Прочитайте пожелание на сегодняшний урок:

С хорошим настроением принимайся за работу!

– Как вы его понимаете? Почему работу надо начинать с хорошим настроением? (…)

– А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, …)

– Зачем нужно включаться в работу на уроке? (Иначе мы не сможем учиться, ведь когда учишься, всё надо делать самому,…)

– Настройтесь на работу на уроке.

– Вспомните, чему был посвящён прошлый урок? (Сложению и вычитанию двузначных чисел в столбик.)

– Чтобы вы поняли, чему будет посвящён сегодняшний урок, посмотрите на выражения.

Открыть на доске записанные выражения:

23 + 3

31 + 5

42 + 4

– Что общего у всех выражений? (Они все на сложение двузначного числа с однозначным числом.)

– Так чем вы сегодня будете заниматься? (Сложением двузначных чисел с однозначными числами.)


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Организация учебного процесса на этапе 2:


– Найдите значения этих выражений и запишите в тетрадь только ответы.

– Проверим. (26; 36; 46)

Учитель записывает ответы на доску по ходу проверки.

- Что вам помогло выполнить задание? (Правило сложения двузначных чисел и однозначных чисел.)

– Что интересного заметили? (Во всех числах 6 единиц, числа увеличиваются на 10.)

– Продолжите ряд на три числа. (56, 66, 76.)

– На какие слагаемые можно разбить число 10? (1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.)

2) Общий способ сложения двузначных чисел. Запись и решение примеров в столбик.

Открыть на доске: 12 + 27 =

56 + 31 =

– Посмотрите на примеры. Что общего у примеров? (Они на сложение двузначных чисел.)

– Чем отличаются примеры? (В первом примере к меньшему числу надо прибавить большее число, а во втором – к большему числу надо прибавить меньшее.)

– Решите примеры, записывая их в тетради в столбик.

– Проверим. Назовите ответы примеров. (39; 87)

Учитель по ходу проверки выслушивает все имеющиеся варианты. Если ответ один, то алгоритм можно не проговаривать. При наличии разных вариантов соответствующий алгоритм проговаривается.

– Каким правилом вы пользовались, решая эти примеры? (Общим правилом сложения двузначных чисел: к десяткам прибавляли десятки, к единицам – единицы.)


– Что я выбрала для повторения? (Состав числа 10, общее правило сложения двузначных чисел, запись и решение примеров в столбик.)

3) Задание для пробного действия.

– А что дальше? (Будет задание, в котором что-то для нас новое.)

– Верно. Только новым будет не задание: я предлагаю вам решить пример. Внимательно рассмотрите его, чтобы выяснить, что для вас будет новым.

Открыть на доске: 26 + 4.

– Какое действие надо выполнить? (Сложение.)

Какие числа надо сложить? (Двузначное и однозначное.)

Повесить на доску часть опорного сигнала:

– Разве вы не умеете складывать такие числа? (Умеем.)

– Как вы это делаете? (Десятки не изменяем, а к единицам прибавляем единицы.)

– Так что же нового в этом примере? (При сложении единиц получается 10.)

Дополнить опорный сигнал:



– Попробуете решить такой пример? (Попробуем.)

– Решите пример 26 + 4 на половинке листа в клетку, используя любую форму записи: хотите – в строчку, хотите – в столбик. Пробуйте.

– Назовите ответ примера. (40; 30; …)

Учитель вписывает все варианты ответов этого примера на доску.

Хотя, вероятно, все дети справятся одинаково верно, поэтому далее предлагаем два варианта ответов детей: первый – если есть разные варианты ответов, второй – если все решили верно.

– Что видите? (Мнения разделились. Все решили одинаково.)

– Как (с помощью какого эталона) докажете, кто прав (что вы правы)? (Такого эталона нет.)

– Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить пример 26 + 4. Мы не можем доказать, что решили пример верно.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

организовать выявление учащимися места и причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:



– Что предлагаете делать дальше? (Остановиться и подумать.)

– Какое задание вы выполняли? (Решали пример 26 + 4.)

– Что для вас было новым? (Мы не решали примеров, в которых при сложении единиц получается 10.)

– Расскажите, как вы рассуждали, решая этот пример. (К десяткам прибавляли десятки, а к единицам – единицы, …)

– На каком шаге рассуждений вы засомневались? (При сложении единиц получилось 10, а это нельзя вписать в один разряд, …)

– Почему же возникло затруднение? (У нас нет алгоритма сложения двузначного числа с однозначным, когда при сложении единиц получается 10.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:


Какова же цель ваших дальнейших действий? (Построить способ сложения двузначного числа с однозначным для случая, когда в разряде единиц суммы получается 10.)

– Итак, тема урока? («Сложение двузначного числа с однозначным, когда при сложении единиц получается 10».)

– Название темы очень длинное, поэтому я заменю ее карточкой с примером.


Повесить карточку с темой на доску:

26+4

Работа с палочками


– Каким правилом вы пользовались, решая пример? (Общим правилом: десятки складывали с десятками, а единицы – с единицами.)

– Как вы считаете, достаточно ли уточнить это правило или вам необходимо вывести новое правило? (Известное нам правило нужно уточнить.)

– Чем, какими средствами, вы бы воспользовались для построения способа решения нового вида примеров? (Числовым отрезком, записью в столбик, …)

– Советую вам воспользоваться сначала графическими моделями, а потом записать и решить пример в столбик.

5. Реализация построенного проекта.

– Сколько десятков получится в сумме? (3 десятка.) А сколько единиц? (10 единиц.)


– Сколько получится? Почему? (40, так как 10 единиц заменяем 1 десятком.)

– Умница! Отлично!


– Итак, чему равен ответ последнего примера? (40.)

– Итак, как же выполнить сложение в нашем случае, не пользуясь моделями? Уточните правило. (В разряде единиц надо записать 0, а разряд десятков увеличить на 1.)


— Какой можно сделать вывод? (Если сумма единиц равна 10, то один десяток прибавляем к десяткам.)

Проверим наши выводы послушав профессора Самоварова (Диск)


– Молодцы! Что дальше по плану? (Использовать новое правило для решения примера в столбик.)

– Вспомните, как записать пример в столбик? (Десятки под десятками, единицы под единицами.)

Один ученик записывает пример 26 + 4 в столбик у доски, остальные – в тетрадях. Учитель вывешивает первый шаг алгоритма.


– С какого разряда начинаем складывать числа при решении примеров в столбик? (С единиц.)

– Значит, какой будет следующий шаг алгоритма? (Складываю единицы.)


– Продолжите рассуждения. (6 + 4 = 10, 0 единиц пишу под единицами, а 1 десяток запоминаю.)

– Что следует дополнить во второй шаг алгоритма? (Если получаю 10, то под единицами пишу 0, а 1 десяток запоминаю.)

– Какой следующий шаг алгоритма? (Увеличиваю количество десятков на 1, результат пишу под десятками.)

– Ответ? (30.)

– Назовите последний шаг алгоритма. (Ответ.)

– Молодцы!


Проверим правильно ли мы с вами все решили (Диск 2 запуск)


Учащиеся должны, пользуясь алгоритмом, восстановить ход решения примера:

– Единицы записаны под единицами. Складываем единицы, получаем 10. Записываем под единицами 0, а десяток запоминаем. Увеличиваем количество десятков на 1. Записываем ответ.


По ходу обсуждения учащиеся дописывают обобщенный способ решения, данный в более коротком, компактном варианте:





– Чем отличаются новый алгоритм и опорный сигнал от тех, что вам уже известны? (При сложении единиц получается 10, поэтому под единицами пишем 0, а количество десятков увеличиваем на 1.)

– А в чём сходство? (Записываем единицы под единицами, десятки под десятками; начинаем вычисления с единиц.)

– Молодцы! Вы достигли цели? Докажите. (Мы достигли цели, так как построили способ сложения двузначного числа с однозначным числом для случаев, когда в разряде единиц суммы получается 10.)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

– Что теперь вам надо сделать? (Потренироваться в решении примеров данного вида.)

1) 1, стр. 45.

– Откройте в учебнике 1, стр. 45. Что нужно сделать? (решить их.)

– Верно. А какова цель этого задания? (Отработать способ решения примеров нового типа.)

По одному с места с объяснением.

– Выполняем. Объясните, как решён первый пример. (Складываем единицы с единицами, получаем 10, 10 единиц – это 1 десяток; 2 десятка да еще 1 десяток получится 3 десятка. Ответ примера – 30.)

С третьим примером аналогично.

2) 3, стр. 45.

– Какой еще способ решения примеров нового типа следует отработать? (Запись и решение примеров в столбик.)

– Выполним 3, стр. 45.

По одному с места с объяснением.

– Объясните решение первого примера, пользуясь алгоритмом или эталоном. (Записали единицы под единицами. Складываем единицы: 8 + 2 = 10, 0 пишем под единицами, 1 десяток запоминаем. Количество десятков увеличиваем на 1: 5 + 1 = 6, пишем под десятками. Ответ примера – 60.)

– Остальные примеры предлагаю выполнить в парах, объясняя, друг другу, как вы это делаете.

Второй пример решили, ответ проверили и т.д.

Примеры решаются до тех пор, пока дети не заметят закономерность: первое слагаемое увеличивается на 1, а второе уменьшается на 1, поэтому сумма не изменяется. Учитель останавливает решение примеров, когда поднимается достаточно много рук.


– Что случилось? Вы что-то неверно решаете? (Верно.)

– А в чём же дело? (Первое слагаемое увеличивается на 1, а второе – уменьшается.)

– И что же от этого? (Сумма не изменяется.)

– Чем нам это поможет? (Дальше можно не считать – ответ везде будет 60!)

– Молодцы, ребята! Подметили, как общее математическое свойство – связь между слагаемыми и суммой – помогает упростить работу. Ответы проще записать, чем решать? (Конечно.)

– Для этого и изобретались эти свойства. Допишите ответы оставшихся примеров, учитывая закономерность.

Физкультминутка

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учебник №4,5,6,7


- Молодцы! У вас здорово всё получилось! Готовы ли вы проверить свои силы в решении примеров на новый вычислительный приём? (…)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Организация учебного процесса на этапе 8:


Задание:

Выбери и реши примеры на новый вычислительный приём:

46 + 4 21 + 5 72 + 8 5 + 35

67 – 3 9 + 51 89 – 9 63 + 7



Открыть на доске эталон решения примеров.






9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить способ сложения двузначного числа с однозначным для случая, когда в разряде единиц суммы получается 10.)

– Достигли ли вы цели урока? Докажите. (…)

– Расскажите новый способ сложения. (…)

– У кого были затруднения? Удалось ли вам их преодолеть? Как? (…)

– Над чем еще надо поработать? (…)

– Какой вид работы помогает вам понять свои затруднения? (Самостоятельная работа с проверкой по эталону.)


– Мы начали сегодня урок с разговора о настроении. В конце урока давайте посмотрим, изменилось ли ваше настроение. Покажите свои рисунки.

– Ну что ж, у большинства ребят хорошее настроение. А остальные имеют возможность подготовиться к следующему уроку и изменить своё настроение во время перемены.

Д/З Рабочая тетрадь стр.54-55

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!