СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Математика 2 класс Умножение числа 5

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Математика 2 класс Умножение числа 5»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Долгополова Надежда Николаевна

УМК «Перспектива»

Класс 2 «В»

Предмет: математика

Тема урока: Умножение числа 5

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока

Раскрыть закономерность составления таблицы умножения числа 5, когда результат не превышает 20.

Планируемые результаты

Предметные

Актуализировать знания способа замены суммы одинаковых слагаемых на умножение.

Сформировать представления о том, как самостоятельно составить таблицу умножения числа 5 в пределах 20.

Применять знание таблицы умножений при решений задач и примеров.

Развивающие


Развивать умение моделировать практические способы умножения числа 5 с помощью наглядности, рисунков, числового луча. Развивать мыслительные операции умения наблюдать, делать выводы на основе анализа и синтеза.

Метапредметные


Тренировать умение применять знания о шаге учебной деятельности - «остановлюсь, чтобы подумать», как о необходимом этапе преодоления затруднений.

Развивать умение правильно формулировать цель учебной деятельности на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Учить устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.

Основные понятия,

используемые на уроке

Сумма одинаковых слагаемых, множители, произведение

Технологии обучения

Критическое мышление, ТРИЗ, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная.

Методы обучения на уроке

Наглядный, практический, словесный, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Ресурсы

Учебник «Математика» Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова,Т.Б.Бука; «кубик Блума», компьютер, интерактивная доска, Интернет, презентация, раздаточный материал «экраны», синий маркер (фломастер).











Ход урока

Этапы урока

Формы, методы и приемы обучения

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

(предметные,

познавательные результаты)


Формируемые УУД

(регулятивные, коммуникативные, личностные)



1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Словесный

(беседа)


Мультимедийный метод (презентация

на этапах урока, кроме 5, 8. При этом, после работы с каждым слайдом, он закрывается «шторкой» для соблюдения санитарных норм работы с ИКТ)

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку . Мотивирует учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок

Девиз урока (слайд 1)

-Ребята, прочтите девиз урока хором.

Если есть труд, значит будет успех.

(слайд 2)

- Чтобы быть успешным надо уметь ставить перед собой какие-либо цели. Давайте воспользуемся формулой успеха на сегодняшнем уроке по данным ключевым словам.



Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку





Выдвигают варианты формулировок целей деятельности на уроке в соответствии с ключевыми словами





Р: настрой на успешную деятельность на уроке



К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Л: учебно-познавательные и внешние мотивы

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии




Словесный


Приём

«Кубик Блума»



Наглядный



Фронтальная









Индивидуальная





Практический



Наглядный












Проблемно-поисковый




Создаёт условия для активизирования имеющихся знаний, применения опыта по изучаемой теме «Умножение»

- Чтобы работать дальше и открывать новые знания, предлагаю проверить ваши прочные предметные знания с помощью «кубика Блума».

Называйте числа от 1до 5. (слайд 3)

1.Придумайте задачу о персиках по натюрморту знаменитого художника Петра Петровича Кончаловского, который жил в 20 веке.

- Какая это задача простая или сложная? - Почему?

-Как можно по-разному записать решение этой задачи? -Запишите самостоятельно.

2. Объясните данную запись 2+2+2+2+2 = 2·5

(Запись на доске)

3. Назовите компоненты при умножении

4. - Почему темы умножение и сложение взаимосвязаны?

Предлагает практическую работу по развитию пространственного восприятия

- Чтобы провести следующее исследование, выполните графический диктант.

2 клетки вверх, 5 клеток вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево.

(слайд 4)

Развивает навыки работы с ИКТ

https://education.yandex.ru/lab/classes/223225/library/mathematics/theme/5661/problems/

-Посмотрите и сравните. У кого получился такой многоугольник?

Организует поисковую работу учащихся

Практическая работа

5. Предложите другой способ нахождения количества клеток в большом прямоугольнике.

-Запишите в рабочих тетрадях.

-Если у вас такой же вариант, то хлопните в ладоши.

- Каким свойством умножения воспользовались?

Работают в тетрадях

Ориентируются в своей системе знаний

По выпавшей стороне кубика с ключевым словом выполняют задания (устно или письменно)

Отвечают на вопросы учителя

Аргументируют, доказывают, сравнивают, делают выводы

Называют правило, на которое опирались

Проводят сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делают вывод

Устанавливают математические отношения между объектами

Выполняют графический диктант

У учеников в тетрадях многоугольник, который будет на доске с интерактивного задания.

Сличают с образцом

Исправляют положение фигуры в пространстве при наличии ошибок.

Ученик на интерактивной доске выполняет задание онлайн с сайта Яндекс.Учебник

Практическим способом находят другие способы подсчёта. Сравнивают записи

Работают в Рт



Р: понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной цели

Л: чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с отечественным и мировым искусством

Р: осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности

К: строить речевое высказывание, используя математическую терминологию

Р: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям учителя







К: признавать свои ошибки, озвучивать их











3.Выявление причины затруднения

Словесный



Фронтальная






Приём антипации, умение предполагать


Создаёт условия для включения каждого ученика в процесс целеполагания

-Сколько граней у кубика?

- Шестая грань моя, и она для вас. Поделитесь предположением.

- Какая тема объединяет все задания кубика?

(слайды 5, 6)

Создаёт ситуацию формулирования проблемы, через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы

- Среди произведений найдите лишнее и обоснуйте, почему выбрали его? 2·3 5·4 3·4

-Значит какова тема урока? (слайд 7)

- Попробуйте сформулировать задачи урока по этой теме с помощью ключевых слов. (слайд 8)

Мы узнаем… Мы сможем… Мы научимся …..

Выдвигают предположение (умножение, сумма одинаковых слагаемых)

Обосновывают выбор произведения 5·4

Выполняют предложенное задание, выявляют проблему и формулируют её

Формулируют тему и задачи урока по опорным словам

К: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме





Р: выделять из темы урока известные и неизвестные знания, умения

4.Построение проекта выхода из затруднений



Проблемно-поисковый



(слайд 9)

- Кто из вас сразу может посчитать произведение 5 и 4? - Кто затрудняется?

- Не зная таблицы умножения, можно самому найти выход из этого затруднения? -Что будет доказательством того, что вы решили верно?




Организуют поиск решения проблемы

Предполагаемые ответы:

рисунок, опорная схема, сумма одинаковых слагаемых


Устанавливают причинно-следственные связи



Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи



5.Реализация построения проекта





6.Первичное закрепление во внешней речи






Наглядный


Индивидуальная


Фронтальная


Предлагает работу с учебником

Подводит к выводу о приёме и способе составления таблицы умножения с числом 5

-Ребята, давайте проверим наши предположения и потренируемся умножать числа с множителем 5 в пределах 20. Это и будет ключом к новым знаниям.

Учебник, стр. 54 № 2, 3

№4 и запись ТУ на слайде, в тетради

№5 устно

Динамическая пауза ( Слайд 10 с анимацией)

Работают с учебником

Используют иллюстративный материал для выполнения заданий

Составляют таблицу умножения с числом 5

Находят закономерности

Аргументируют, доказывают, сравнивают, делают выводы


Выполняют физминутку «Листики, листочки»





Р: принимать и сохранять учебную задачу



Л: установка на здоровый образ жизни

7.Самостоятельная работа с самопроверкой








ТРИЗ

Приём «Цветные поля»













Парная









Частично-поисковый

Организует самостоятельную работу первичного закрепления умножения числа 5

- Чтобы закрепить знания темы урока, решите самостоятельно задачу №6.

К условию задачи сделайте числовой луч. Это повышенный уровень. Надеюсь, многие из вас справятся и начертите числовой луч.

-Поднимите руку, кто из вас начертит числовой луч.

- Рада за вас, что готовы справиться с этим заданием!

- Кто из вас затрудняется, тогда сделайте схематический рисунок.

- Для дальнейшей работы в паре используйте «Цветные поля» (слайд 11)

Организует работу в паре для отслеживания применения новых знаний

- Работаем в паре, чтобы проверить решение задачи. Обратите внимание на цвет полей соседа по парте, соответственно и проверьте.

- Кто нарисовал рисунок? Молодцы!

- А кто числовой луч? Я горжусь вами!

Создаёт проблему

(Сравнение числовых лучей к условию задачи)

- Ребята, посмотрите на доске данные числовые лучи к решению задачи.

Разбирает вместе с учащимися алгоритм решения проблемы. Подводит к выводу

-Какой вариант решения верный? –Обоснуйте.

- В чём «ловушка» первого луча если ответ тот же?

-Можно ли использовать перестановку множителей в записи решения задачи?



Решают задачу

Анализируют, делают выводы

Обьясняют свой выбор















Работают в паре



Сравнивают чертежи двух лучей на доске

Объясняют свой выбор

Обосновывают «ловушку» (неверная мерка- единичный отрезок. Единичным отрезком должно быть количество цветочных горшков, а не количество окон, т.к. требуется узнать количество горшков на окнах)

Р: самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью











Р: осуществлять взаимный контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку



Л: способность к оценке своей деятельности



К: принимать активное участие в работе в паре, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства



8.Включение в систему знаний





Фронтальная







Практический


- Ребята, где ещё вы можете применить новые знания кроме решения задач?

Проводит работу с «экранами» в закреплении и введении нового материала в системе знаний

- Давайте продолжим отрабатывать вычислительные навыки.

1) Сколько лап у 4 слонов? 2) Первый множитель 5, второй неизвестен, произведение 15. Чему равен второй множитель? 3) Петух стоит на одной лапе и весит 3 кг, сколько кг будет весить петух на двух лапах? (Найдутся ученики, которые запишут ответ- 6)

-Кто из вас практическим (экспериментальным) путём обоснует что будет 3кг, а не 6кг?

4) Сумму 7 и 9 уменьшите на 4. 5) От 2 дм ленты отрезали два раза по 5 см. Какова оставшаяся длина ленты?

-Ребята, я вижу у (назвать имена двух детей) разные ответы, кто из них ошибся?

–Обоснуйте что они оба правы.

Предполагаемые ответы: решать примеры, считать монеты достоинством в 5 рублей.

Ориентироваться в своей системе знаний

Самостоятельно вычисляют ответы, поясняют, аргументируют, доказывают



Предлагают на собственном примере (действие ученика-стоит на одной ноге, озвучивает свой вес, встаёт на обе ноги - делает вывод)

Объясняют, аргументируют различие записи именованных чисел (10см=1дм)



Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей





Р:Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

9.Рефлексия деятельности на уроке



Фронтальный







Приём «Лесенка успеха»

(слайд 12)

Подводит итог урока, устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока


- Наш урок подошёл к концу, что изменилось в формуле успеха, которая была изначально?

-Что у вас есть?

-Что теперь можете?


- Какую предметную цель ставили перед собой?

- Удалось ли достичь цели? Докажите.

- Каждый оцените свою работу на уроке по этой лесенке успеха.

Выставляет оценки (в соответствии с критериальным оцениванием)

Комментирует д.з. РТП стр.52 №3, стр.53 №4

-Молодцы, ребята, спасибо за сотрудничество!



Анализируют свою деятельность на уроке





Предполагаемые ответы: сформулировать правило умножения числа 5 и учиться его применять

Дети показывают цветной карандаш (из трёх) в соответствии с критериями

Записывают д.з в школьные дневники





К: высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока





Л: устанавливать связи между целью деятельности и её результатом, способность к самооценке


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!