№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | В природе есть солнце. Оно светит. Всех любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но и даст сил, аккуратности и уверенности в знаниях. Я верю, что у вас на уроке сегодня все получится. А что вы сегодня ждете от урока? | Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют свою готовность к уроку. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия. Коммуникативные: работают, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера. |
Актуализация необходимых знаний | Сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие. Но прежде вы должны пройти тест. Глагол обозначает: А)Предмет Б)Действие предмета Глагол отвечает на вопросы: А)Что делать? Что сделать? Б)Какой? Какая? Какое? В предложении глагол является: А)Подлежащим Б)Сказуемым Проверка теста. | Выполняют тест. Слушают музыкальное произведение. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, анализируя, делают выводы. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
Выявление места и причины затруднения | Закройте глаза. Что вы слышите. Итак, ребята, посмотрите, куда мы попали. (Слайд: лес, поют птицы). Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? Посмотрите, ребята, кто нас встречает? (Настасья Петровна) Настасья Петровна проведет с нами научное исследование. Откройте свои научные дневники и запишите дату и место проведения исследования. А теперь приступаем к работе. На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке. - Исследуйте слова и определите, какую букву будем писать. (На доске слова м.дведь, м.дведица, м.двежонок, м.двежий) Как называются данные слова? Сегодня будем писать гласную букву е, так как она является безударной гласной, которая пропущена в данных словах. Докажите. Выберите понравившуюся вам «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке: Ее Ее Ее Ее Еее Ееее На следующей строчке будем писать словарные слова с безударной буквой е. Словарный диктант (ученики по очереди диктуют словарные слова). Взаимопроверка. Настасья Петровна очень довольна вашей работой. Работали быстро, организованно, слаженно. А у нее в семье, к сожалению, бывают такие ситуации. Ученики играют сценку: - Слезь со стула! - Не хочу! - Упадёшь! - Не упаду! - Отойди! - Не отойду! - Приедешь? - Не приеду! - Придешь? - Нет, не приду! - Услышишь? - Не услышу! - Найдёшь? - Нет, не найду! - Молчишь? - Нет, не молчу! - Конфетку, может, хочешь? - Нет! Да, хочу, хочу! (Шибаев А.) На доске записаны слова: (Не)хочу,(не)упаду, (не)отойду, (не)приеду, (не)приду, (не)услышу, (не)найду, (не)слезаю, (не)решу, (не)мечтаешь, (не)молчу. Какой частью речи являются данные слова? Запишите глаголы с безударной проверяемой гласной в корне. Сможете вы это сделать? (Нет, не знаем как написать не) Что такое не? Как нужно написать не с глаголами? Возникла проблема. | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что для полных ответов недостаточно знаний. Формулируют и записывают тему. Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Проводят исследование. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний |
Целеполагание | Попробуем в своих исследованиях найти ответ на эти вопросы. Так, значит, какова будет тема урока? Сформулируйте ее. (Правописание не с глаголами) - Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Узнать, что такое не. Научиться правильно писать не с глаголами) -А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, работать над орфографической зоркостью и учиться самостоятельно мыслить. Итак, план исследований: 1) Исследование №1 - Какой частью речи является НЕ? 2) Исследование №2 - Как пишется частица НЕ с глаголами? | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, составляют алгоритм действий. Работают с учебником, заучивают орфограмму | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
Исследовательская практическая деятельность | Исследование №1 - Какой частью речи является НЕ? -Это вы выясните самостоятельно, поработав в парах. - Разгадайте кроссворд и узнаете название ещё одной части речи, о которой мы будем сегодня говорить. Кроссворд “Про лес» Найдите материалы исследования №1. (дети работают самостоятельно) 1)Какая птица весну открывает? 2)Рыжая плутовка? 3)Лесной красавец с ветвистыми рогами. 4)Какую птицу называют лесным доктором? 5)Дерево с красными плодами. 6)Какой зверек зимой белый, а летом серый? 7)Белоствольное дерево. Какой же частью речи является НЕ? (частицей) Вывод: НЕ – это частица (хором) Исследование №2 Как частица НЕ пишется с глаголом? Это мы узнаем из учебника, с. 78. Откройте учебник. Прочитайте правило. Давайте посмотрим фрагмент о том, почему частица не пишется раздельно с глаголами. ВИДЕО. | Разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы, рассказывают правило. Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения, составляют предложения. Проводят исследования. | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют задавать вопросы. |
Физкультминутка | Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот. Не качайтесь, не кружитесь, Не тянитесь, не шагайте, Не приседайте, не моргайте, Не шепчите, и не спите. А теперь все просыпайтесь И за дело принимайтесь. | Выполняют упражнения | Личностные: осознают необходимость заботы о своем здоровье. |
Закрепление материала | Экологический опыт Перед вами два текста. Выберите текст, который учит нас правильному поведению в лесу. Запишите этот текст. Вставьте пропущенные буквы. 1 вариант Р_бята с громкими криками бегали по лесу. Они рвали цв_ты, л_вили бабочек, мяли тр_ву. После себя дети оставили много мусора. 2 вариант Р_бята (не)бегали по лесу. Они (не)рвали цв_ты, (не)ловили бабочек. После себя дети (не)оставили много мусора. П_лянка осталась кр_сивой и чистой. Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами, повторение правила правописания безударных гласных в словах. Над словами 1 предложения напишите название частей речи. | Отрабатывая орфограмму, повторяют теорию; выполняют практические задания, пользуясь алгоритмом, комментируя полученный результат. Продолжают самостоятельно закреплять орфограмму. Проводят самопроверку, участвуют в проверке индивидуальной работы. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки. Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической точки зрения. |
Самостоятельная работа с последующей проверкой | Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не. Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц Вы зерна и крошек! - Где уместно разместить такой текст? - Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу). - А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу). В. А. Сухомлинский писал: « К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, а может быть, и простая человечность». Охрана природы – главная цель экологии. А что такое экология? Кто знает? Прочитаем определение в толковом словаре. 2017 год указом Президента РФ объявлен годом экологии. -Вспомните и запишите по памяти глаголы с частицей НЕ, которые были использованы в стихотворении. Проверка. -Как написали частицу НЕ с глаголами? (раздельно) Научное задание Работа по составлению предложения. - Как же надо себя вести в лесу, ребята? Почему? Запишите правила поведения в лесу. ( Не)разоряй птичьи гнезда. (Не)обрывай в лесу паутину и (не)убивай пауков. (Не)разоряй муравейники. Составление предложения из слов: Лес, ты, в нём, птиц, зверей, дом, гость, а, для, и. Нахождение слов с безударными гласными, объяснение, подбор проверочных слов. Обработка полученной информации | Самостоятельно закрепляют орфограмму. Проводят взаимопроверку и оценивают правильность выполнения работы. | Познавательные: закрепляют умения использовать полученные знания в практической деятельности. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, оценивают работу своих одноклассников. Коммуникативные: осуществляют совместную работу в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Рефлексия. Итог урока. | Наше путешествие подходит к концу. Я считаю, что оно прошло успешно. Мы прощаемся с Настасьей Петровной и возвращаемся домой. Какие же выводы мы сделаем после обработки научной информации, полученной в ходе путешествия? Чему учились, работая на уроке? Выполнили ли цели, поставленные вначале урока? Оцените свою работу на уроке «Дерево роста» | Проверяют степень усвоения материала, оценивают себя и товарищей. Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние. | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: закрепляют умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности, анализируя материал, приходят к умозаключениям, делают выводы. Регулятивные: оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Домашнее задание | По выбору: Упр. 136 с. 78 придумать на тему любой пословицы рассказ. Подготовиться его рассказать. Придумать и записать несколько правил безопасного поведения дома, употребив частицы НЕ Подобрать пословицы, в которых встречаются глаголы с частицей НЕ, и записать их в тетрадь. | Слушают объяснение, записывают задание, задают вопросы. | Личностные: осознают необходимость закрепления знаний. |