СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС НОО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" 2 класс»

Учитель: Духовская Е.Л.

Класс: 2

Тема: «Правописание частицы не с глаголами»

Предмет: русский язык

Тип урока: освоение нового материала

Цель:

1. Ввести понятие “частица НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся, формировать умение правильно писать частицу не с глаголами.

2. Развивать у учащихся орфографическую зоркость, наблюдательность, речь, логическое и образное мышление через формулировку вывода.

3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки.


Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знать написание не с глаголами.

  2. Уметь правильно писать не с глаголами.

  3. Уметь находить в тексте глаголы с не, графически обозначать орфограмму.

Метапредметные:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: участвовать в диалоге по теме, отстаивать свою точку зрения; умение определять и формулировать тему и цель урока вместе с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок; вносить свое предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Личностные:

Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Ресурсы урока:

Для учителя: компьютер, презентация (слайды к уроку), учебник по русскому языку для 2 класса под редакцией В.П.Канакиной


Для учащихся: учебник по русскому языку для 2 класса под редакцией В.П.Канакиной, экран, маршрутные листы.



Технологическая карта урока



п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

В природе есть солнце. Оно светит. Всех любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но и даст сил, аккуратности и уверенности в знаниях. Я верю, что у вас на уроке сегодня все получится. А что вы сегодня ждете от урока?


Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют свою готовность к уроку.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Коммуникативные: работают, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

Актуализация необходимых знаний

Сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие. Но прежде вы должны пройти тест.

Глагол обозначает:

А)Предмет

Б)Действие предмета

Глагол отвечает на вопросы:

А)Что делать? Что сделать?

Б)Какой? Какая? Какое?

В предложении глагол является:

А)Подлежащим

Б)Сказуемым

Проверка теста.


Выполняют тест.

Слушают музыкальное произведение.






Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, анализируя, делают выводы.

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Выявление места и причины затруднения

Закройте глаза. Что вы слышите. Итак, ребята, посмотрите, куда мы попали. (Слайд: лес, поют птицы).

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Посмотрите, ребята, кто нас встречает? (Настасья Петровна)

Настасья Петровна проведет с нами научное исследование.

Откройте свои научные дневники и запишите дату и место проведения исследования. А теперь приступаем к работе.

На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.

- Исследуйте слова и определите, какую букву будем писать. (На доске слова м.дведь, м.дведица, м.двежонок, м.двежий)

Как называются данные слова?

Сегодня будем писать гласную букву е, так как она является безударной гласной, которая пропущена в данных словах. Докажите.

Выберите понравившуюся вам «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке:

Ее Ее Ее

Ее Еее Ееее

На следующей строчке будем писать словарные слова с безударной буквой е. Словарный диктант (ученики по очереди диктуют словарные слова).

Взаимопроверка.

Настасья Петровна очень довольна вашей работой. Работали быстро, организованно, слаженно.

А у нее в семье, к сожалению, бывают такие ситуации. Ученики играют сценку:

- Слезь со стула!

- Не хочу!

- Упадёшь!

- Не упаду!

- Отойди!

- Не отойду!

- Приедешь?

- Не приеду!

- Придешь?

- Нет, не приду!

- Услышишь?

- Не услышу!

- Найдёшь?

- Нет, не найду!

- Молчишь?

- Нет, не молчу!

- Конфетку, может, хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу! (Шибаев А.)

На доске записаны слова: (Не)хочу,(не)упаду, (не)отойду, (не)приеду, (не)приду, (не)услышу, (не)найду, (не)слезаю, (не)решу, (не)мечтаешь, (не)молчу.

Какой частью речи являются данные слова? Запишите глаголы с безударной проверяемой гласной в корне. Сможете вы это сделать? (Нет, не знаем как написать не) Что такое не? Как нужно написать не с глаголами? Возникла проблема.









Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что для полных ответов недостаточно знаний. Формулируют и записывают тему.

Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания.

Проводят исследование.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Целеполагание

Попробуем в своих исследованиях найти ответ на эти вопросы.

Так, значит, какова будет тема урока? Сформулируйте ее. (Правописание не с глаголами)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Узнать, что такое не. Научиться правильно писать не с глаголами)

-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, работать над орфографической зоркостью и учиться самостоятельно мыслить.

Итак, план исследований:

1) Исследование №1

- Какой частью речи является НЕ?

2) Исследование №2

- Как пишется частица НЕ с глаголами?


Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, составляют алгоритм действий. Работают с учебником, заучивают орфограмму

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Исследовательская практическая деятельность
















Исследование №1

- Какой частью речи является НЕ?

-Это вы выясните самостоятельно, поработав в парах.

- Разгадайте кроссворд и узнаете название ещё одной части речи, о которой мы будем сегодня говорить.

Кроссворд “Про лес»

Найдите материалы исследования №1. (дети работают самостоятельно)

1)Какая птица весну открывает?

2)Рыжая плутовка?

3)Лесной красавец с ветвистыми рогами.

4)Какую птицу называют лесным доктором?

5)Дерево с красными плодами.

6)Какой зверек зимой белый, а летом серый?

7)Белоствольное дерево.

Какой же частью речи является НЕ? (частицей)

Вывод: НЕ – это частица (хором)

Исследование №2

Как частица НЕ пишется с глаголом? Это мы узнаем из учебника, с. 78. Откройте учебник. Прочитайте правило.

Давайте посмотрим фрагмент о том, почему частица не пишется раздельно с глаголами.

ВИДЕО.

Разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы, рассказывают правило. Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения, составляют предложения. Проводят исследования.














Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют задавать вопросы.










Физкультминутка


Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот.

Не качайтесь, не кружитесь, 
Не тянитесь, не шагайте, 
Не приседайте, не моргайте, 
Не шепчите, и не спите. 
А теперь все просыпайтесь 
И за дело принимайтесь.


Выполняют упражнения



Личностные: осознают необходимость заботы о своем здоровье.


Закрепление материала




























Экологический опыт

  1. Перед вами два текста. Выберите текст, который учит нас правильному поведению в лесу. Запишите этот текст. Вставьте пропущенные буквы.

1 вариант

Р_бята с громкими криками бегали по лесу. Они рвали цв_ты, л_вили бабочек, мяли тр_ву. После себя дети оставили много мусора.

2 вариант

Р_бята (не)бегали по лесу. Они (не)рвали цв_ты, (не)ловили бабочек. После себя дети (не)оставили много мусора. П_лянка осталась кр_сивой и чистой.

  1. Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами, повторение правила правописания безударных гласных в словах.

Над словами 1 предложения напишите название частей речи.

Отрабатывая орфограмму, повторяют теорию; выполняют практические задания, пользуясь алгоритмом, комментируя полученный результат.









Продолжают самостоятельно закреплять орфограмму. Проводят самопроверку, участвуют в проверке индивидуальной работы.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.



Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.


Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.


Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической точки зрения.









































Самостоятельная работа с последующей проверкой

Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.

Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!

- Где уместно разместить такой текст?

- Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу).

- А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу).

В. А. Сухомлинский писал:

« К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, а может быть, и простая человечность».

Охрана природы – главная цель экологии. А что такое экология? Кто знает? Прочитаем определение в толковом словаре.

2017 год указом Президента РФ объявлен годом экологии.



-Вспомните и запишите по памяти глаголы с частицей НЕ, которые были использованы в стихотворении. Проверка.

-Как написали частицу НЕ с глаголами? (раздельно)

Научное задание

Работа по составлению предложения.

- Как же надо себя вести в лесу, ребята? Почему?

Запишите правила поведения в лесу.

( Не)разоряй птичьи гнезда.

(Не)обрывай в лесу паутину и (не)убивай пауков.

(Не)разоряй муравейники.

Составление предложения из слов:

Лес, ты, в нём, птиц, зверей, дом, гость, а, для, и.

Нахождение слов с безударными гласными, объяснение, подбор проверочных слов.

Обработка полученной информации









































Самостоятельно закрепляют орфограмму. Проводят взаимопроверку и оценивают правильность выполнения работы.











































Познавательные: закрепляют умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, оценивают работу своих одноклассников.


Коммуникативные: осуществляют совместную работу в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Рефлексия. Итог урока.

Наше путешествие подходит к концу. Я считаю, что оно прошло успешно. Мы прощаемся с Настасьей Петровной и возвращаемся домой. Какие же выводы мы сделаем после обработки научной информации, полученной в ходе путешествия?

Чему учились, работая на уроке? Выполнили ли цели, поставленные вначале урока?

Оцените свою работу на уроке

«Дерево роста»


Проверяют степень усвоения материала, оценивают себя и товарищей. Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние.

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: закрепляют умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности, анализируя материал, приходят к умозаключениям, делают выводы.

Регулятивные: оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Домашнее задание

По выбору:

  • Упр. 136 с. 78 придумать на тему любой пословицы рассказ. Подготовиться его рассказать.

  • Придумать и записать несколько правил безопасного поведения дома, употребив частицы НЕ

  • Подобрать пословицы, в которых встречаются глаголы с частицей НЕ, и записать их в тетрадь.


Слушают объяснение, записывают задание, задают вопросы.

Личностные: осознают необходимость закрепления знаний.









Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района Смоленской области









Урок русского языка во 2 классе

по теме «Правописание частицы не с глаголами»

(УМК «Школа России»)



Составила и провела

учитель начальных классов

Духовская Е.Л.









2017 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!