ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ ПО ТЕМЕ
«МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ»
Учебник авт. ПОНОМАРЕВА И.Н., КОРНИЛОВА О.А., ЛОЩИЛИНА Т.Е., ИЖЕВСКИЙ П.В.
План темы.
Урок 1.Молекулярный уровень жизни, его роль в природе.
Урок 2.Основные химические соединения живой материи.
Урок 3.Структура и функции нуклеиновых кислот.
Урок 4. Процессы синтеза в живых клетках.
Урок 5. Процессы биосинтеза белка.
Урок 6. Молекулярные процессы расщепления.
Урок 7.Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.
Урок 1. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, ЕГО РОЛЬ В ПРИРОДЕ.
Тема урока | МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И ЕГО РОЛЬ В ПРИРОДЕ |
Планируемые результаты | Учащиеся знакомятся с молекулярным уровнем жизни и его ролью в биосфере Земли |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Знакомство с основными свойствами и значением молекулярного структурного уровня организации живой материи. |
План и содержание урока | -
Актуализация знаний о молекулярном уровне жизни. -
Изучение нового материала. - особенности молекулярного уровня жизни как границы между живой и неживой материей; - молекулярный уровень как первичная основа жизни; - единство физико-химических свойств и биологических функций макромолекул – особенность молекулярного уровня организации живой материи; - структурные элементы молекулярного уровня жизни – макромолекулы биологических полимеров; - основные процессы молекулярного уровня жизни – ОВР синтеза и распада веществ, фотосинтез, ферментативные реакции, самовоспроизведение , копирование и передача генетической информации; - значение молекулярного уровня жизни. 3. Обобщение и закрепление полученных знаний в ходе фронтальной беседы. |
Методы обучения | Репродуктивный. Частично-поисковый. |
Формы организации учебной деятельности | Урок изучения нового материала. |
Приемы деятельности учителя | Эвристическая беседа. Организация повторения некоторого материала, изученного в 9 – 10 классах. Обобщение изученного материала. |
Познавательные вопросы и задания | -
Какие две группы реакций составляют обмен веществ в клетках? -
Назовите основной источник энергии на Земле? Как аккумулируется эта энергия? -
В ходе какого процесса происходит первичный синтез глюкозы? |
Организация деятельности учащихся | Вспоминают материал, изученный в 9 - 10 классах. Слушают учителя. Делают записи в тетради по ходу беседы. Работают с учебником. |
Развитие умений учащихся | Работать в заданном темпе, использовать имеющиеся знания, обобщать и делать выводы. |
Основные понятия и термины урока | Молекулярный уровень жизни. |
Источники информации | Учебник «Биология 11», параграф 27. Таблицы. |
Домашнее задание | Учебник, параграф 27 (прочитать, подготовить ответы на вопросы после параграфа). |
Оценки за урок | 5 – 6 оценок по результатам работы на уроке. |
Урок 2. ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.
Тема урока | ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ ЖИВОЙ МАТЕРИИ. |
Планируемые результаты | Учащиеся проводят обзор химической организации живой клетки, используя знания курса биологии 9 класса и новый материал. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Формирование умения сравнивать биологические явления и понятия. |
План и содержание урока | -
Проверка знаний по материалу предыдущего урока. -
Актуализация знаний учащихся об особенностях химической организации живой материи. -
Изучение нового материала. - Элементный состав живого вещества – макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы – примеры, роль в клетке; - неорганические вещества клетки – вода и минеральные соли – физико-химические свойства и роль в клетке; - органические вещества в клетке – углеводы, липиды, белки – физико-химические свойства и роль в клетке; - ферменты, классификация, биологическая роль. 4. Закрепление полученных знаний (заполнение таблицы по ходу фронтальной беседы): ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ ЖИВОЙ МАТЕРИИ Химические соединения | Физико-химические особенности | Биологическая роль | 1. Неорганические - вода - минер. соли | | | 2.Органические - углеводы - липиды - белки | | | |
Методы обучения | Репродуктивный. Проблемный: почему живая клетка – воплощение таблицы Менделеева? |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок. |
Приемы деятельности учителя | Эвристическая фронтальная беседа. Организация повторения материала, изученного на предыдущем уроке. Объяснение нового материала. Обобщение изученного материала. |
Познавательные вопросы и задания | -
В клетках всех организмов имеется вода. При замерзании она может разорвать внутренние структуры клетки и вызвать гибель организмов. Почему же зимой не погибают растения и холоднокровные животные при охлаждении тела ниже 0 градусов? -
В организме рыб арктических морей содержится больше ненасыщенных жиров, чем у рыб тропических морей. Как это можно объяснить? С какими свойствами ненасыщенных жиров это связано? -
Хитин – структурный полисахарид, составляющий основу клеточных стенок грибов, покровов членистоногих. С каким растительным полисахаридом он имеет сходное строение? В чем проявляется это сходство? |
Организация деятельности учащихся | Вспоминают материал, изученный ранее. Слушают учителя. Делают записи в тетради по ходу беседы. Работают с учебником с заполнением таблицы. Делают вывод о том, что клетка содержит 4\5 элементов таблицы Менделеева, поэтому ее считают живым воплощением таблицы, т.е. решают проблему урока. |
Развитие умений учащихся | Работать в заданном темпе. Использовать имеющиеся знания, обобщать и делать выводы, составлять и заполнять таблицу. |
Основные понятия и термины урока | Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, биополимеры, ферменты. |
Источники информации | Учебник, параграф 28. Таблицы. |
Домашнее задание | Учебник, параграф 28 (прочитать, подготовить ответы на вопросы ). Закончить заполнение таблицы, начатое на уроке. Сделать вывод по содержанию таблицы. |
Оценки за урок | 3-4 по результатам повторения материала, по результатам работы на уроке. Каждому – по результатам проверки выполнения таблицы. |
Урок 3. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ
Тема урока | СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ. |
Планируемые результаты | Повторение и расширение учащимися знаний о структуре и биологических функциях нуклеиновых кислот – ДНК и РНК. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Достижение положительного результата учебной деятельности, углубление знания о структуре и функциях ДНК и РНК. |
План и содержание урока | -
Повторение изученного материала в виде ответов на вопросы после параграфа 28 и вопросов по содержанию таблицы «Основные химические соединения живой материи» -
Актуализация опорных знаний о структуре и функциях нуклеиновых кислот. -
Изучение нового материала. -история открытия нуклеиновых кислот - нуклеиновые кислоты как биополимеры, состоящие из нуклеотидов - особенности нуклеотидов ДНК и РНК - структура ДНК - правило комплементарности и правило Чаргаффа - свойства ДНК: репликация и репарация - биологическая роль ДНК - структура и особенности РНК - виды РНК: тРНК, иРНК, рРНК. - биологическая роль РНК в зависимости от вида кислоты. 4. Решение задач 1. Постройте вторую цепь ДНК, если последовательность нуклеотидов в первой цепи: -А-Г-Г-Ц-Ц-Т-А-А-Ц-Т- Найдите процентное соотношение нуклеотидов в обеих цепях ДНК. 2.Отрезок молекулы ДНК содержит 28 адениловых нуклеотидов. Найдите процентное содержание всех нуклеотидов в указанном отрезке молекулы ДНК. 4. |
Методы обучения | Репродуктивный, частично-поисковый |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок с элементами решения задач. |
Приемы деятельности учителя | Организует повторение изученного материала и эвристическую беседу, объяснение нового материала и решение задач. |
Познавательные вопросы и задания | -
Используя буквенные обозначения нуклеотидов, составьте 2-3 варианта фрагментов цепей ДНК и РНК, состоящих из 10 мономеров. В чем заключается специфичность этих фрагментов? -
Дайте определение первичной структуры нуклеиновых кислот. Что представляет из себя вторичная структура ДНК? Какие связи её поддерживают? -
Чем нуклеиновые кислоты как полимеры отличаются от белков? |
Организация деятельности учащихся | Отвечают на вопросы учителя, участвуют в эвристической беседе, решают задачи, фиксируют информацию в тетради. |
Развитие умений учащихся | Работать в заданном темпе, решать задачи по теме «Молекулярная генетика» |
Основные понятия и термины урока | Нуклеиновые кислоты, ДНК, РНК, первичная и вторичная структуры молекул ДНК, РНК, генетический код, кодоны, репликация, репарация. |
Источники информации | Учебник параграф 29, таблицы. |
Домашнее задание | Учебник: параграф 29 (прочитать, подготовить ответы на вопросы после параграфа). Решить 5 задач по теме «Молекулярная генетика». |
Оценки за урок | 5-6 по итогам работы на уроке. Всем по результатам проверки решения задач. |
Урок 4. ПРОЦЕССЫ СИНТЕЗА В ЖИВЫХ КЛЕТКАХ
Тема урока | ПРОЦЕССЫ СИНТЕЗА В ЖИВЫХ КЛЕТКАХ |
Планируемые результаты | Знакомство учащихся с процессами фотосинтеза, протекающими в растительной клетке, как частью комплекса реакций метаболизма, характерных для растительного организма. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Расширение знаний о процессах метаболизма в живых клетках и процессе фотосинтеза как основном процессе, обеспечивающим жизнь на Земле. |
План и содержание урока | -
Проверка усвоения изученного материала (фронтальная беседа). -
Актуализация опорных знаний о процессах метаболизма и процессе фотосинтеза. -
Изучение нового материала - синтез как часть процесса метаболизма в живой клетке - фотосинтез как пример реакций синтеза вещества - физико-химическая основа процесса фотосинтеза – реакции ОВР - Световая фаза фотосинтеза- условия, основные процессы, итоги - темновая фаза фотосинтеза – условия, основные процессы (цикл Кальвина), итоги - Значение процесса фотосинтеза в биосфере планеты Земля 4. Закрепление и обобщение знаний. Фронтальная беседа с заполнением таблицы: РЕАКЦИИ ФОТОСИНТЕЗА Параметры сравнения | Световая фаза | Темновая фаза | 1.Место реакций в хлоропластах | | | 2.Условия реакций | | | 3.Исходные вещества | | | 4.Продукты реакций | | | 5.Источник энергии | | | 6.Суммарное уравнение | | | |
Методы обучения | Репродуктивный. Частично - поисковый, проблемный: согласны ли вы с утверждением, что процесс фотосинтеза – первооснова жизни на Земле? |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок с заполнение таблицы. |
Приемы деятельности учителя | Организация повторения материала предыдущего урока, объяснение нового материала, организация заполнения таблицы. |
Познавательные вопросы и задания | -
Если обработать хлоропласты каким-либо веществом, повышающим проницаемость мембран для ионов, то они перестают синтезировать АТФ на первой стадии фотосинтеза. Объясните причину этого явления. -
Известно, что при очень большой интенсивности освещения иногда начинается обесцвечивание хлорофилла, процесс фотосинтеза замедляется. Объясните этот факт. Как растения защищаются от интенсивных солнечных лучей? |
Организация деятельности учащихся | Участвуют в беседе по повторению материала предыдущего урока, фиксируют в тетради новый материал по ходу объяснения учителя, обобщая и повторяя новый материал, заполняют таблицу. Доказывают, что процесс фотосинтеза создал условия для существования современной жизни на Земле, т.е. решают проблему урока. |
Развитие умений учащихся | Использовать имеющиеся знания для решения проблемы урока, обобщать и делать выводы, фиксировать в тетради новый материал по результатам обощения и повторения. |
Основные понятия и термины урока | Метаболизм, биосинтез и распад, фотосинтез, фотосистемы, световая фаза, темновая фаза, цикл Кальвина. |
Источники информации | Учебник биологии: параграф 30, таблицы. |
Домашнее задание | Учебник: параграф 30 (прочитать, подготовить ответы на вопросы после параграфа ). Творческое: создать компьютерные презентации на тему: «Фотосинтез – основа жизни на Земле». |
Оценки за урок | По результатам работы на уроке и представленных презентаций. |
Урок 5. ПРОЦЕССЫ БИОСИНТЕЗА БЕЛКА
Тема урока | ПРОЦЕССЫ БИОСИНТЕЗЕ БЕЛКА |
Планируемые результаты | Углубление знаний о процессах синтезе в живой клетке на примере процесса биосинтеза белка. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. |
План и содержание урока | -
Проверка знаний по материалам предыдущих уроков темы в виде терминологического диктанта: Закончите определение: А) Вещества, растворяющиеся в воде, называются … (гидрофильными) Б) Самые распространенные в природе органические вещества … (углеводы) В) Биологические полимеры белковой природы, работающие в клетке как катализаторы биохимические реакций… (ферменты) Г) Биологический полимер, мономерами которого являются рибонуклеотиды … (РНК) Д) Синтез органических веществ, происходящий в хлоропластах растительных клеток под действием энергии солнца, … (фотосинтез). -
Актуализация знаний учащихся о процессах синтеза белка в живой клетке. -
Изучение нового материала. - генетический код как система записи информации о последовательности расположения аминокислот в белках - репликация ДНК - этапы синтеза белка - транскрипция как первый этап синтеза белка (место прохождения, основные процессы) - трансляция – второй этап синтеза белка (место и основные процессы) - биосинтез белка как пластическая часть обмена веществ живой клетки. 4. Закрепление полученных знаний в ходе фронтальной работы с учебником. |
Методы обучения | Частично – поисковый, репродуктивный. |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы с учебником. |
Приемы деятельности учителя | Организация повторения материала предыдущего урока, объяснение нового материала, организация работы с учебником, обобщение изученного материала. |
Познавательные вопросы и задания | -
С помощью тонких приборов у амёбы было удалено ядро. Некоторое время организм продолжал передвигаться и питаться, но перестал расти и размножаться. Объясните результат эксперимента. -
Лечебное действие антибиотиков основано на подавлении синтеза белка у бактерий – возбудителей болезни. Предположите место блокирования процесса биосинтеза у бактерий. Почему при этом не нарушается процесс синтеза белка в клетках тела человека? |
Организация деятельности учащихся | Участвуют в беседе по повторению материала предыдущего урока, фиксируют в тетради новый материал по ходу объяснения учителя и по результатам работы с учебником. |
Развитие умений учащихся | Работать с учебником, использовать имеющиеся знания, обобщать и делать выводы. |
Основные понятия и термины урока | Матрица, реакции матричного синтеза, транскрипция, трансляция, антикодон тРНК, полисома (полирибосома). |
Источники информации | Учебник: параграф 31, таблицы. |
Домашнее задание | Учебник: параграф 31 (прочитать, подготовить ответы на вопросы после параграфа). |
Оценки за урок | 5-6 по результатам работы на уроке. |
Урок 6. МОЛЕКУЛЯРНЫЕ ПРОЦЕССЫ РАСЩЕПЛЕНИЯ
Тема урока | МОЛЕКУЛЯРНЫЕ ПРОЦЕССЫ РАСЩЕПЛЕНИЯ |
Планируемые результаты | Учащиеся получают и расширяют область знаний о процесса биологического окисления. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. |
План и содержание урока | 1.Проверка усвоения изученного материала (фронтальная беседа по вопросам после параграфа 31). 2. Актуализация знаний о процессах дыхания как процессах биологического окисления. -
Изучение нового материала -биологическое окисление как процесс клеточного дыхания - АТФ – структура, свойства - подготовительный этап дыхания – разложение биополимеров на мономеры - бескислородный этап клеточного дыхания – гликолиз (место прохождения, основные биохимические процессы, суммарное уравнение) - кислородный этап клеточного дыхания (цикл Кребса – цикл трикарбоновых кислот и электронтранспортная цепь ) – место прохождения, основные биохимические процессы, суммарные уравнения - значение процессов биологического окисления. 4. Закрепление и обобщение знаний. Фронтальная беседа с выводом об исключительной важности молекулярного уровня жизни, его основополагающей и обеспечивающей все процессы жизни на Земле роли. |
Методы обучения | Репродуктивный. Частично - поисковый, проблемный: почему молекулярный уровень жизни считают основополагающим для существования жизни на Земле? |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок с элементами работы с учебником. |
Приемы деятельности учителя | Организация повторения материала предыдущего урока, объяснение нового материала, организация работы с учебником. |
Познавательные вопросы и задания | -
АТФ – постоянный источник энергии для клетки. Его роль можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается это сходство? -
Большинство клеток в процессе биологического окисления используют в первую очередь углеводы. Клетки головного мозга млекопитающих вообще не способны использовать в процессе дыхания ничего, кроме глюкозы. Почему? Объясните эти факты. |
Организация деятельности учащихся | Участвуют в беседе по повторению материала предыдущего урока, фиксируют в тетради новый материал по ходу объяснения учителя, работают с материалом учебника. Приходят к выводу о том, что молекулярный уровень жизни – основа всех биохимических процессов живой материи, т.е. решают проблему урока. |
Развитие умений учащихся | Работать с учебником при ответе на вопросы, использовать имеющиеся знания, фиксировать в тетради новый материал, обобщать и делать выводы. |
Основные понятия и термины урока | Биологическое окисление, АТФ, этапы клеточного дыхания- гликолиз, цикл Кребса и электронтранспортная цепь |
Источники информации | Учебник, параграф 32, таблицы. |
Домашнее задание | Учебник: параграф 32 (прочитать, подготовить ответы на вопросы после параграфа). Творческое: подготовить компьютерные презентации по темам: «Полимерный мусор и его опасность» «Пестициды: плюсы и минусы их применения» «Проблема устойчивого развития. Что ожидает человечество в ХХ1 веке?» «Экологическая культура – насущная задача человечества» «Внешние и внутренние стороны культурности человека». |
Оценки за урок | По результатам работы на уроке и представленных презентаций. |
Урок 7. ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
Тема урока | ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА |
Планируемые результаты | Проследить историю взаимоотношений человека и биосферы. Рассмотреть основные аспекты антропогенного влияния на естественные биогеоценозы. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха и личной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле. |
План и содержание урока | -
Актуализация знаний о необходимости сохранения разнообразия ПРИРОДНЫХ биогеоценозов, основой чего должно быть экологичес кое воспитание каждого человека. -
Представление презентаций. - «Полимерный мусор и его опасность» - «Пестициды: плюсы и минусы их применения» - «Проблема устойчивого развития. Что ожидает человечество в ХХ1 веке?» - «Экологическая культура – насущная задача человечества» - «Внешние и внутренние стороны культурности человека». -
Обобщение знаний. Беседа с элементами дискуссии и общим выводом о том, что экологическое образование и сохранение биологического разнообразия – главная задача человечества на современном этапе. |
Методы обучения | Репродуктивный. Проблемный: каким путем современный человек должен охранять природу? Каким путем должно достигаться экологическое воспитание и образование человека? |
Формы организации учебной деятельности | Урок презентаций учащихся. |
Приемы деятельности учителя | Организация просмотра и обсуждения презентаций, ведение дискуссии. |
Познавательные вопросы и задания | -
Среди первых широко применявшихся пестицидов после второй мировой войны известен ДДТ. В середине 6о-х годов появилось сообщение о том, что ДДТ обнаружен в печени пингвинов в Антарктиде – месте, весьма удаленном от районов применения ДДТ. Какими путями ДДт мог попасть в печень пингвинов? -
Ученые подсчитали: если производство энергии на Земле возрастет еще примерно в 100 раз (а это вполне вероятно: мощность имеющихся в распоряжении человечества источников энергии сейчас достигает 109 киловатт, а поток солнечного излучения, достигающий поверхности Земли, имеет мощность 1013 киловатт), то могут произойти необратимые изменения климата. Сформулируйте проблему и предложите пути ее решения. «Полимерный мусор и его опасность» |
Организация деятельности учащихся | Участвуют в просмотре презентаций и их обсуждении, фиксируют в тетради новый материал по ходу презентаций, делают вывод о том, что сохранение биологического разнообразия и экологическое образование и воспитание человека– основной путь сохранения жизни на Земле. Таким образом, решается проблема урока. |
Развитие умений учащихся | Использовать имеющиеся знания, фиксировать информацию в тетради по ходу презентаций, участвовать в дискуссии, обобщать и делать выводы, |
Основные понятия и термины урока | Полимерный мусор и отходы, фторпласт, пестициды, диоксины, устойчивое развитие, законы Барри Коммонера, экологическая культура. |
Источники информации | Учебник биологии: параграфы 33-35. |
Домашнее задание | Учебник: параграфы 27- 33 (прочитать, подготовиться к контрольной работе по теме «Молекулярный уровень жизни» |
Оценки за урок | По результатам работы на уроке и представления презентаций. |
5.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ»
ВАРИАНТ 1.
ЗАДАНИЕ 1. ТЕСТ. Выберите правильный ответ. Начертите в тетради и заполните таблицу:
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа | | | | | | |
-
Биологическими полимерами в клетке являются:
А. Только белки
Б. Белки и нуклеиновые кислоты
В. Белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и глюкоза.
-
Вторичная структура белка представляет собой:
А. Спираль из аминокислот
Б. Спираль из аминокислот, свернутую спиралью
В. Глобулу (шар) из аминокислот.
3. Если нуклеотидный состав ДНК будет АТТ-ГЦГ-ТАТ, то нуклеотидный состав иРНК :
А. ТАА-ГЦГ-УТУ Б. УАА-ЦГЦ-АУА В. УАА-ЦГЦ-АТА.
-
Первый этап синтеза белка называется:
А. Трансляция Б. Транскрипция В. Трансдукция.
-
Бескислородный этап дыхания называется:
А. Гидролиз Б. Гликолиз В. Анаболизм.
-
Во время световой фазы фотосинтеза образуются
А. Кислород и АТФ Б. Глюкоза и АТФ В. Глюкоза и кислород.
ЗАДАНИЕ 2. Распределите указанные процессы по происхождению. Заполните таблицу, подставляя в каждую графу соответствующую букву
Фотосинтез | Синтез белка | Дыхание |
| | |
А. Трансляция
Б.Транскрипция
В. Возбуждение молекулы хлорофилла под действием света
Г. Фотолиз воды
Д. Гликолиз
Е. Аэробное образование 32 молекул АТФ.
ЗАДАНИЕ 3. Решите задачу.
По данному фрагменту смысловой цепи ДНК определите последовательность аминокислот в соответствующем белке. ДНК: АТТ-ГЦГ-ТГТ- ААА- ЦЦГ.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ»
ВАРИАНТ 2.
ЗАДАНИЕ 1. ТЕСТ. Выберите правильный ответ. Начертите в тетради и заполните таблицу:
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа | | | | | | |
-
За синтез одной молекулы белка отвечает:
А. Молекула ДНК Б. Ген В. Триплет нуклеотидов.
-
Совокупность реакций распада органических веществ, обеспечивающих клетку энергией, называется:
А. Катаболизм Б. Пластический обмен В. Обмен веществ.
-
Одномембранным органоидом клетки является:
А. Лизосома Б. Рибосома В. Митохондрия.
-
Источником кислорода при фотосинтезе служит:
А. Вода Б. Углекислый газ В. АТФ.
-
Если нуклеотидный состав иРНК будет УАА-ЦГЦ-АТА, то нуклеотидный состав ДНК :
А. ТТА-ГЦГ-УТУ Б. УАА-ЦГЦ-АУА В. АТТ-ГЦГ-ТАТ
-
Этап дыхания, в ходе которого образуются 32 молекулы АТФ, называется:
А. Анаэробный Б. Аэробный В. Подготовительный
ЗАДАНИЕ 2. Распределите указанные процессы фотосинтеза по фазам. Заполните таблицу:
Световая фаза | Темновая фаза |
| |
А.Образование молекулы глюкозы
Б.Использование переносчиков водорода НАДФ*Н для получение глюкозы В.Возбуждение молекулы хлорофилла под действием света
Г. Фотолиз воды
Д. Образование АТФ
Е. Использование АТФ для получения глюкозы.
ЗАДАНИЕ 3. Решите задачу.
По данному фрагменту белка определите состав участка ДНК, кодирующего данный белок: аланин- лейцин- серин- глицин- триптофан.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ»
ВАРИАНТ 3.
ЗАДАНИЕ 1. ТЕСТ. Выберите правильный ответ. Начертите в тетради и заполните таблицу:
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа | | | | | | |
-
Ген – это участок молекулы ДНК, несущий информацию об:
А. Одном белке Б. Одной аминокислоте В. Всех белках клетки
-
Мономерами белков являются:
А. Аминокислоты Б.Нуклеиновые кислоты В.Нуклеотиды.
-
Пластический обмен (анаболизм)– это:
А. Создание веществ, идущее с запасом энергии
Б. Распад веществ, идущий с выделением энергии
В. Все реакции создания и распада органических веществ в клетке.
-
Двумембранным органоидом в клетке является:
А. Лизосома Б.Хлоропласт В. Жгутик
-
Если нуклеотидный состав ДНК будет ТТГ-АГЦ-ЦЦА, то нуклеотидный состав тРНК :
А. ААЦ-УЦГ-ГГУ Б. УАА-ЦГЦ-АУА В. АТТ-ГЦГ-ТАТ
ЗАДАНИЕ 2. Распределите указанные процессы синтеза белка по этапам. Заполните таблицу:
А. Синтез молекулы иРНК на матрице ДНК
Б. Считывание информации с молекулы иРНК на рибосомах
В. Раскручивание молекулы ДНК при подготовке к синтезу иРНК
Г. Перевод информации с генетического кода в последовательность аминокислот в белке
Д. Доставка к рибосомам аминокислот с помощью тРНК
Е. Созревание иРНК.
ЗАДАНИЕ 3. Решите задачу.
По данному фрагменту иРНК определите состав белка и состав участка смысловой цепи ДНК, кодирующей данный белок. (Фрагмент иРНК: ААУ-ГГЦ-ЦУЦ-ГУЦ-УУА.).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ»
ВАРИАНТ 1.
ЗАДАНИЕ 1. ТЕСТ.
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа | Б | А | Б | А | Б | А |
ЗАДАНИЕ 2.
Фотосинтез | Синтез белка | Дыхание |
В, Г | А, Б | Д, Е |
ЗАДАНИЕ 3.
ДАНО: ДНК: АТТ-ГЦГ-ТГТ- ААА- ЦЦГ.
РЕШЕНИЕ:
ДНК: ААТ-ГЦГ-ТГТ- ААА- ЦЦГ-
иРНК: УУА – ЦГЦ – АЦА – УУУ- ГГЦ-
Белок: -ала – арг – тре – фен - гли -
ВАРИАНТ 2.
ЗАДАНИЕ 1. ТЕСТ.
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа | Б | А | А | А | В | Б |
ЗАДАНИЕ 2.
Световая фаза | Темновая фаза |
В,Г,Д | А, Б,Е |
ЗАДАНИЕ 3.
ДАНО
Белок: аланин- лейцин- серин- глицин- триптофан.
РЕШЕНИЕ
Белок: аланин- лейцин- серин- глицин- триптофан.
иРНК: ГЦУ – УУА – АГУ – ГГУ – УГГ -
ДНК: ЦГА – ААТ –ТЦА – ЦЦА – АЦЦ -
ВАРИАНТ 3.
ЗАДАНИЕ 1.
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа | А | А | А | Б | А | В |
ЗАДАНИЕ 2.
Транскрипция | Трансляция |
А, В, Е | Б, Г,Д |
ЗАДАНИЕ 3.
ДАНО:
иРНК: -ААУ-ГГЦ-ЦУЦ-ГУЦ-УУА-
РЕШЕНИЕ:
иРНК: - ААУ-ГГЦ-ЦУЦ-ГУЦ-УУА-
ДНК: - ТТА – ЦЦГ – ГАГ – ЦАГ – ААТ –
Белок: -асн – гли – лей – вал – лей -