Тест-акция «ПРОВЕРЬ СВОЮ ГРАМОТНОСТЬ»
к Международному дню грамотности
Перечень проверяемых умений:
-
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка
-
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка
-
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка
-
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка
-
Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка
-
Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексического богатства языка
На данную работу отводится 15 минут.
Ключи к тестам и нормы оценок.
1 вариант
1 - 1 , 2 - 3, 3 - 3, 4 - 1, 5 - 1, 6 - 3.
2 вариант
1 - 2, 2 - 4, 3 - 3, 4 - 4, 5 - 2, 6 - 3.
3 вариант
1 - 4, 2 - 3, 3 - 4, 4 - 2, 5 - 4, 6 - 1.
4 вариант
1 - 4, 2 - 4, 3 - 2, 4 - 3, 5 - 3, 6 - 3.
«5» - 6 заданий.
«4» - 5 заданий.
«3» - 4-3 задания.
Тест-акция «ПРОВЕРЬ СВОЮ ГРАМОТНОСТЬ»
к Международному дню грамотности
1вариант
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
-
создалАсь
-
дОлжностей
-
изогнУтый
-
звОнит
2. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?
-
Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по чарам и колдовству ЗЛОЙ феи.
-
Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.
-
Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
-
Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
-
килограмм яблок
-
будущие выборы
-
до двух тысяч второго года
-
ошиблась
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Называя одним и тем же словом в чём-то сходные предметы,
-
мы отвлекаемся от несущественных деталей.
-
несущественные детали не принимаются во внимание.
-
происходит обобщение признаков.
-
учитываются самые существенные признаки.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
-
По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
-
Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.
-
Одним из русских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.
-
О своём отношении к классической музыке В.П.Астафьев написал в очерке «Постскриптум».
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
-
При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.
-
Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода.
-
Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно научиться извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.
-
Утром за всполохом ромашек не видно ни телёнка, который пасётся на лугу, ни гусей.
Тест-акция «ПРОВЕРЬ СВОЮ ГРАМОТНОСТЬ»
к Международному дню грамотности
2 вариант
1.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
-
катАлог
-
щавЕль
-
докУмент
-
отогнАла
2. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ?
-
ЖИЗНЕННЫЙ путь этого человека отражает идеалы эпохи.
-
для одного искусство лишь средство стать знаменитым и известным, для другого – ЖИЗНЕННАЯ необходимость.
-
основные персонажи пьесы оказались недостаточно ЖИЗНЕННЫМИ.
-
ЖИЗНЕННЫЕ привычки приобретаются с опытом.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
-
в две тысячи первом году
-
не машите руками
-
у грузинов
-
небольшие транзисторы
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Расположившись на земляной насыпи,
-
зрителям был виден весь стадион.
-
игры проходили под одобрительные или возмущённые крики зрителей.
-
у зрителей был прекрасный обзор всего поля.
-
можно было наблюдать за ходом соревнований.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
-
Многие из тех, кто приезжал в Ялту, побывали в доме-музее Чехова.
-
Одним из интеллигентнейших людей, обладающими уважением к культуре прошлого, терпимостью к чужому мнению, был Д.С.Лихачёв.
-
Только по предъявлении доверенности можно одному человеку действовать от имени другого.
-
Об истории создания Третьяковской галереи рассказывает Л.Волконский в книге «Лицо времени».
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
-
«Курские песни» стали звеном в цепи сокровищ русского искусства, которая начинается с «Камаринской» Глинки.
-
Джазовая классика и композиция, которая построена на основе фольклора Курской области, - главная репертуарная линия Л.В.Винцкевича.
-
Сейчас очень актуальны вопросы нравственной среды человеческого обитания, о которой следует беспокоиться так же, как о чистоте земли и воздуха.
-
Проблема обратной связи является главной для каждого художника, который адресует свои произведения людям.
Тест-акция «ПРОВЕРЬ СВОЮ ГРАМОТНОСТЬ»
к Международному дню грамотности
3 вариант
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
-
квАртал
-
прОстыня
-
местностЕй
-
оцененА
2. В каком предложении вместо слова нужно употребить ГУМАННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ?
-
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
-
ГУМАННОЕ отношение к детям означает понимание духовных усилий ребёнка, уважительное отношение к этим исканиям.
-
между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
-
ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
-
эмалированные вёдра
-
худший вариант
-
семисот шестидесяти семи птиц
-
килограмм вафлей
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Побывав в Москве 18 века,
-
у иностранных послов и купцов возникали ассоциации с Иерусалимом.
-
иностранные послы писали о ней как об одном из красивейших городов мира.
-
в записках иностранных послов остались интересные для нас описания.
-
она сравнивалась с Иерусалимом и другими красивейшими городами мира.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
-
Одним из известнейших драматургов, показавшим в своих пьесах мир купеческой Москвы, был А.Н. Островский.
-
Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов 19 века.
-
Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.
-
Среди научных трудов Ф.И.Буслаева следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка»
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
-
За курского соловья, в трелях которого насчитывали более сорока переливов, в прежние времена купцы платили до двух тысяч рублей золотом.
-
Недаром в былые годы из «яблоневого» города Курска возили в Европу мочёную антоновку, которая получила на ярмарках во Франции золотые медали.
-
в конце 19 века имение приобрёл курский купец первой гильдии Г.А.Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.
-
Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С.Т.Морозову.
Тест-акция «ПРОВЕРЬ СВОЮ ГРАМОТНОСТЬ»
к Международному дню грамотности
4 вариант
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
-
сОрит
-
занЯла
-
опредЕлен
-
знАчимость
2. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ?
-
ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.
-
Актёр умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.
-
Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчёт о командировке.
-
Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать эти вопросы.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
-
шестьюстами учебниками
-
едь вперёд
-
спелых абрикосов
-
жёстче дерева
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Переводя текст,
-
мне понадобился словарь.
-
обдумывается его структура.
-
учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.
-
должен учитываться стиль речи.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
-
Благодаря периодическому закону Д.Менделеева появилась возможность объединить в строгую систему огромное количество фактов, относящихся к химии и физике.
-
Я ещё не решил, буду ли поступать в этом году в университет.
-
Постоянное увлечение Андрея, поглощающее всё его свободное время, - это спортом.
-
Статью «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбов посвятил анализу «Грозы» - пьесы А.Н.Островского.
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
-
Главный источник загрязнения окружающей среды – возвращение в природу огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества.
-
Значения, которые образовались в многозначном слове путём переноса наименования, вторичны.
-
Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо.
-
Геоэкология изучает процессы и явления, которые возникают в окружающей среде в результате антропогенного вмешательства.