Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» города Рязани
2011-2012 учебный год
Конспект урока русского языка
Аттестуемый педагог (ФИО): Филатикова Светлана Викторовна
Класс 3Б
Тема урока: «Творительный падеж имён существительных 1-го склонения»
Цель урока: формирование знаний учащихся о творительном падеже имён существительных 1-го склонения
Задачи:
Образовательные задачи урока:
повторить вопросы творительного падежа
познакомить с падежными окончаниями имён существительных 1-го склонения в творительном падеже
познакомить с предлогами, которые употребляются с формой творительного падежа
Развивающие задачи урока: развивать
Воспитательные задачи урока:
Тип урока – изучение нового материала
Оборудование: учебник «Русский язык» Поляковой А.В., карточки с заданиями (тест – самоконтроль), карточки для работы в парах, памятки, презентация.
ТСО: проектор, экран, ноутбук
План урока:
Организационный момент
Чистописание
Словарно-орфографическая работа
Работа над новой темой
Физкультминутка
Закрепление изученного
Контроль и самопроверка знаний. Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и целей урока.
II. Чистописание
- На минутке чистописания мы будем писать буквы, которые являются проверяемыми безударными гласными в этих словах. ( На слайде слова с пропущенными безударными гласными: к.ток, в.дро, пов.р, в.сна, спос.б, ст.нал, зел.нь).
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
- Итак, какие буквы мы напишем? (Это буквы а, о, е).
- Составьте свою цепочку из этих букв и напишите. Какие можно предложить варианты?
III. Словарно-орфографическая работа
Работа со словами на слайде.
- Что общего у этих слов? (Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов).
- Какое слово лишнее? («Стонал» - это глагол, остальные слова – имена существительные).
- На какие группы можно разделить эти имена существительные? По каким признакам? (На одушевлённые и неодушевлённые существительные, на существительные 1, 2, 3-го склонения).
- Здесь спряталось ещё одно слово. Соедините последние буквы данных слов и вы узнаете новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке. Какое слово получилось? (Корабль)
- Попробуем объяснить значение этого слова. (Корабль – это транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде)
- Какие ещё бывают корабли? (Ещё бывают космические корабли. На них люди летают в космос).
- На что следует обратить внимание при написании этого слова? Назовите ударную гласную в слове корабль. Назовите безударную гласную в корне слова. Можно ли её проверить? Запомните непроверяемую безударную гласную о.
- Произнесём слово орфографически. Запишем его в тетради, поставим ударение, подчеркнём непроверяемую безударную гласную.
- Сколько слогов в этом слове? Почему? Запишите слово ещё раз, разделяя его на слоги.
Работа с пословицей
- Прочитайте пословицу (Большому кораблю - большое плаванье). Объясните её смысл. (Пожелание успеха человеку талантливому, достойному).
- Найдите знакомые орфограммы в словах этой пословицы, объясните их.
- Напишите пословицу по памяти.
Письмо по памяти. Самопроверка по образцу.
Работа с фразеологическим оборотом
- Отгадайте фразеологизм. (Фразеологизм «Попасть с корабля на бал»).
- Когда так говорят? (Так говорят, когда происходит резкая смена обстановки, неожиданный переход из одной ситуации в другую. Источник выражения – роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина)
IV. Работа над новой темой
Вернёмся к теме урока.
- Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к 1 склонению?
У каждого учащегося на столе памятка, с которой он работает на данном этапе урока, а затем вклеит в своё «Справочное пособие по русскому языку».
1 склонение |
ПАДЕЖ | ВОПРОСЫ | ОКОНЧАНИЯ | ПРЕДЛОГИ |
Т.п. | | | |
- Можем ли мы сразу заполнить некоторые столбцы таблицы? (Мы знаем вопросы творительного падежа).
- На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? Запишем эти вопросы в памятку.
- Для того, чтобы заполнить таблицу до конца, поработайте в парах, выполните задание на карточке. И тогда вы узнаете, какие окончания имеют имёна существительные 1-го склонения в творительном падеже и с какими предлогами употребляются.
Работа в парах.
Тренажёр по теме «Определение падежа имён существительных 1-го склонения» Ф.И.учеников______________________ Поработай вместе с товарищем. Укажи в скобках падеж имён существительных. Выдели окончания имён существительных в творительном падеже. На руке ( ) за доской ( ) в комнату ( ) перед Таней ( ) у сестры ( ) под крышей ( ) с песней ( ) к школе ( ) |
- Какие окончания имеют имена существительные 1 го склонения в творительном падеже? Запишем окончания в памятку.
- Понаблюдайте, с какими предлогами употребляются эти имена существительные. Запишем предлоги в памятку.
- А теперь откройте, пожалуйста, учебник на странице 41. Прочитайте правило о предлогах, которые употребляются с формой творительного падежа.
Чтение правила.
- Что вы заметили? (Не все предлоги указали в памятке. Не написали предлог над).
-Запишем этот предлог.
Физкультминутка
V. Закрепление изученного
Работа по учебнику. Выполнение упражнения 348, стр.42 в тетрадях и на доске с комментированием.
- Определим падеж данных существительных и запишем их в форме творительного падежа с предлогами.
VI. Контроль и самопроверка знаний
Учащимся предлагается ответить на вопросы теста.
- Мне хотелось бы узнать, как вы поняли тему урока. Для этого я предлагаю вам выполнить задания теста.
Тест по теме
«Творительный падеж имён существительных 1-го склонения»
Обведите нужную букву.
1. На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?
A) о ком? о чём?
Б) кем? чем?
B) кого? что?
2. С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
A) в, на, за, под, через, про, сквозь
Б) с, за, под, перед, над
B) с, от, до, из, без, у, для, около
3. Какие окончания у имён существительных 1 -го склонения в творительном падеже?
A) -ом, -ем
Б) -ю
B) -ой, -ей
4. Оцените свою работу на уроке. Закрасьте нужный кружок:
Я хорошо понял тему урока. Мне было интересно.
Я работал на уроке с желанием, но не до конца понял тему урока.
Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и не понял тему урока.
Рефлексия
- Что же мы узнали сегодня на уроке?
- Что вам понравилось?
VII. Домашнее задание: упражнение 350, стр. 42
4