СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе на тему "Берегите природу!"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока может использоваться и для урока внеклассного чтения

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе на тему "Берегите природу!"»

Урок литературы в 7-б классе на тему: «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:

1. Образовательные:

- формировать у учащихся представление о необходимости сохранения окружающей природы, расширить кругозор.

2. Развивающие:

- развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;

- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции, речь

3. Воспитательные:

-воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении проблем;

- формировать умение видеть красоту родной природы;

- воспитывать любовь к природе.

Ход урока

Ребята, сегодня наш урок посвящен очень важной теме. Хотели бы вы узнать тему нашего урока? (Да)

Учитель. - Перед вами буквы в строках. Нужно поочередно в каждой строке зачеркнуть повторяющиеся буквы.

БКЕКРКЕКГКИКТКЕК

ПНРНИНРНОНДНУН

(Берегите природу)

Сегодня вы будете читать стихотворения о любви и бережном отношении к природе. В конце урока путём голосования будут определены победители конкурса.

Ученик:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое.

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет.

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг…(природа – хором.)

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Для одних – это береза у окна, серебристый иней, ромашки на лесной поляне, куст душистой сирени в саду, радуга, озаряющая своим светом умытую дождем природу. Для других она – бескрайние поля, степи, озера, высокое-высокое небо с плывущими по нему, как белоснежные лебеди, облаками.

Подумаешь, сломал одну ветку, сорвал растение, напился березового сока, раздавил бабочку. Нами покорен атом, тяжелые воздушные корабли летают быстрее звука, люди уже подумывают о межпланетных путешествиях. Стоит ли при этом тревожиться о том, что где-то вырублена рощица, а в безымянной речке не стало рыбы, что дорогу в соседнее село перерезал овраг и на улицах городов полно мусора. Неужели такие «мелочи» могут вызывать тревогу? Как вы думаете?

Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. А если одну рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то еще, что же станет с природой?! А ведь природе сейчас очень трудно залечивать раны. Она как израненная птица кричит, просит о помощи. Мы должны беречь природные богатства, сохранить их для тех, кто будет жить на Земле после нас.

(Песня «Раненая птица»)

В парке плакала девочка

В парке плакала девочка: "Посмотри-ка ты, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю..."

И отец призадумался, потрясенный минутою,

И простил все грядущие и капризы и шалости

Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

И. Северянин

Вопросы по содержанию стихотворения:

Что вы увидели и услышали в стихотворении?

Как поэт передал чувства девочки?

А зачем он описал эту историю?

А чем потрясён отец девочки, над чем он задумался?

Что же утверждает поэт?

Послушайте загадку.

Ученик:

Богатырь стоит богат:

Угощает всех ребят,

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю хворостинкой.

Что это? (Лес – хором.)

Лес – это большой дом, где живут самые разнообразные растения и животные. Они нужны друг другу.

Помните!

Бумага до полного разложения будет лежать 2 года, консервная банка — 90 лет, полиэтиленовый пакет — 200 лет. Для разложения стеклянной бутылки понадобится 2000 лет.

Благодарность

Приехала как-то семья на пикник –

В реке поплескаться, пожарить шашлык.

Лес встретил их щедро, как добрых друзей:

Малиной попотчевал, пел соловей.

И как благодарность, на месте стоянки...

Остались пакеты, бутылки и банки.

Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко.

Ему бы за вредность давать молоко!

А.Сметанин

Давайте не допустим этого!

(Слушаем звуки леса)

Мусорная фантазия А.Усачёв

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –

Пострашней произойдут беды на планете…

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок –

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?..

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

А.Усачёв

Стихотворение собственного сочинения Матвей Головачёв

Люблю я русскую природу

Но загрязненная она

Люди отравляют воду

Это очень плохо ,да



Еще воздух загрязняют

И совсем не понимают

Что если воздух загрязнять

То может нечем стать дышать



Но если люди вразумятся

И станут вдруг все убираться

То природа станет сразу

Чистой и приятной глазу.

Матвей Головачёв

Физминутка

Только в лес мы вошли, появились комары,

Руки вверх, хлопки над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Снова дальше мы идём,

Перед нами водоём,

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее,

Раз – два, раз – два, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лису обхитрим,

На носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе, шалунишке,

И закончилась игра,

За работу нам пора.

А сейчас у нас - ФОРМУЛА ПОПС

(Ученики читают свои записи)

Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Прогулка»

1.Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

2. Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли –

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...

– Эй, ребята! – крикнул Дима. –

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

3. Мы купались,

Загорали,

Жгли костер,

В футбол играли –

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Даже хором песни пели.

Отдохнули – и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна, —

И не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. А. Яшин



Игра «Экологический светофор».

1.Ребята наблюдают за муравьями. (З)

2.Дети оставили костёр в лесу. (К)

3.Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (З)

4.Ученики очищают парк от мусора. (З)

5.Ребята увидели гнездо в траве. (Ж)

6.Ребята бросают мусор на дорогу. (К)

7.Дети сильно шумят в лесу. (К)

8.Девочка рвёт цветы на клумбе. (К)

9.Ребята ходят в парке только по тропинкам. (З)

10.Мальчик полез в кусты за мячом. (Ж)

11.Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (К)

12.Дети вешают кормушку. (З)

13.Мальчики рассматривают жука. (Ж)

14.Дети развешивают скворечники в парке. (З)

15.Ученики высаживают возле школы деревья. (З)

16.Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (К)

17.Дети бросают в бездомную собаку камнями. (К)

18.Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (К)

Экологические даты в календаре.

22 марта – Всемирный день воды.

1 апреля - Международный день птиц.

22 апреля- День Земли.

5 июня - Всемирный день окружающей среды.

Итоговое стихотворение нашего урока

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши,

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

В.Шефнер

Подведение итогов конкурса чтецов. Награждение победителей.



Рефлексия. Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который ученики наклеивают листочки определенного цвета:

Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.

Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.

Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!