Урок литературы в 7-б классе на тему: «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»
Цели:
1. Образовательные:
- формировать у учащихся представление о необходимости сохранения окружающей природы, расширить кругозор.
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;
- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции, речь
3. Воспитательные:
-воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении проблем;
- формировать умение видеть красоту родной природы;
- воспитывать любовь к природе.
Ход урока
Ребята, сегодня наш урок посвящен очень важной теме. Хотели бы вы узнать тему нашего урока? (Да)
Учитель. - Перед вами буквы в строках. Нужно поочередно в каждой строке зачеркнуть повторяющиеся буквы.
БКЕКРКЕКГКИКТКЕК
ПНРНИНРНОНДНУН
(Берегите природу)
Сегодня вы будете читать стихотворения о любви и бережном отношении к природе. В конце урока путём голосования будут определены победители конкурса.
Ученик:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое.
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет.
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…(природа – хором.)
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Для одних – это береза у окна, серебристый иней, ромашки на лесной поляне, куст душистой сирени в саду, радуга, озаряющая своим светом умытую дождем природу. Для других она – бескрайние поля, степи, озера, высокое-высокое небо с плывущими по нему, как белоснежные лебеди, облаками.
Подумаешь, сломал одну ветку, сорвал растение, напился березового сока, раздавил бабочку. Нами покорен атом, тяжелые воздушные корабли летают быстрее звука, люди уже подумывают о межпланетных путешествиях. Стоит ли при этом тревожиться о том, что где-то вырублена рощица, а в безымянной речке не стало рыбы, что дорогу в соседнее село перерезал овраг и на улицах городов полно мусора. Неужели такие «мелочи» могут вызывать тревогу? Как вы думаете?
Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. А если одну рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то еще, что же станет с природой?! А ведь природе сейчас очень трудно залечивать раны. Она как израненная птица кричит, просит о помощи. Мы должны беречь природные богатства, сохранить их для тех, кто будет жить на Земле после нас.
(Песня «Раненая птица»)
В парке плакала девочка
В парке плакала девочка: "Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю..."
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
И. Северянин
Вопросы по содержанию стихотворения:
Что вы увидели и услышали в стихотворении?
Как поэт передал чувства девочки?
А зачем он описал эту историю?
А чем потрясён отец девочки, над чем он задумался?
Что же утверждает поэт?
Послушайте загадку.
Ученик:
Богатырь стоит богат:
Угощает всех ребят,
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю хворостинкой.
Что это? (Лес – хором.)
Лес – это большой дом, где живут самые разнообразные растения и животные. Они нужны друг другу.
Помните!
Бумага до полного разложения будет лежать 2 года, консервная банка — 90 лет, полиэтиленовый пакет — 200 лет. Для разложения стеклянной бутылки понадобится 2000 лет.
Благодарность
Приехала как-то семья на пикник –
В реке поплескаться, пожарить шашлык.
Лес встретил их щедро, как добрых друзей:
Малиной попотчевал, пел соловей.
И как благодарность, на месте стоянки...
Остались пакеты, бутылки и банки.
Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко.
Ему бы за вредность давать молоко!
А.Сметанин
Давайте не допустим этого!
(Слушаем звуки леса)
Мусорная фантазия А.Усачёв
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
А.Усачёв
Стихотворение собственного сочинения Матвей Головачёв
Люблю я русскую природу
Но загрязненная она
Люди отравляют воду
Это очень плохо ,да
Еще воздух загрязняют
И совсем не понимают
Что если воздух загрязнять
То может нечем стать дышать
Но если люди вразумятся
И станут вдруг все убираться
То природа станет сразу
Чистой и приятной глазу.
Матвей Головачёв
Физминутка
Только в лес мы вошли, появились комары,
Руки вверх, хлопки над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём,
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее,
Раз – два, раз – два, позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лису обхитрим,
На носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе, шалунишке,
И закончилась игра,
За работу нам пора.
А сейчас у нас - ФОРМУЛА ПОПС
(Ученики читают свои записи)
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Прогулка»
1.Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
2. Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
3. Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Даже хором песни пели.
Отдохнули – и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, —
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А. Яшин
Игра «Экологический светофор».
1.Ребята наблюдают за муравьями. (З)
2.Дети оставили костёр в лесу. (К)
3.Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (З)
4.Ученики очищают парк от мусора. (З)
5.Ребята увидели гнездо в траве. (Ж)
6.Ребята бросают мусор на дорогу. (К)
7.Дети сильно шумят в лесу. (К)
8.Девочка рвёт цветы на клумбе. (К)
9.Ребята ходят в парке только по тропинкам. (З)
10.Мальчик полез в кусты за мячом. (Ж)
11.Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (К)
12.Дети вешают кормушку. (З)
13.Мальчики рассматривают жука. (Ж)
14.Дети развешивают скворечники в парке. (З)
15.Ученики высаживают возле школы деревья. (З)
16.Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (К)
17.Дети бросают в бездомную собаку камнями. (К)
18.Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (К)
Экологические даты в календаре.
22 марта – Всемирный день воды.
1 апреля - Международный день птиц.
22 апреля- День Земли.
5 июня - Всемирный день окружающей среды.
Итоговое стихотворение нашего урока
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши,
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
В.Шефнер
Подведение итогов конкурса чтецов. Награждение победителей.
Рефлексия. Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который ученики наклеивают листочки определенного цвета:
Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.
Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.
Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.