МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Семенихина Л. М.
Сценарий урока |
Тема: Деление десятичных дробей |
|
5 класс |
|
Выполнила учитель математики МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области Семенихина Людмила Михайловна |
Апрель, 2012г. |
|
Сценарий урока
Тип урока: урок введения нового знания
Тема: «Деление десятичных дробей»
Цели урока::
1) сформировать умение делить десятичные дроби, тренировать умение проводить самопроверку результатов деления с помощью прикидки;
2) создать условия для развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное;
3) продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля обучающихся, коммуникативных навыков, культуры умственного труда, эстетических навыков оформления записи на доске и в тетради.
Оборудование.
Компьютерная презентация.
Демонстрационный материал:
1) алгоритм деления десятичных дробей на натуральное число (Приложение №1);
2) дополнительные свойства умножения и деления (Приложение №2, приложение №3);
3) правило умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. (Приложение №4);
4) задания для актуализации знаний:
а) 594,32 : 68 = 0,874; в) 594,32 : 68 = 87,4; б) 594,32 : 68 = 8,74; г) 594,32 : 68 = 874. |
594,32 : 68 = 8,74 а) 59,432 : 68; б) 5943,2 : 68; в) 0,59432 : 68 |
а) 244,8 : 1,2; в) 8,505 : 3,5; д) 66,88 : 0,22; ж) 8,08 : 0,02; б) 2448 : 12; г) 850,5 : 35; е) 6688 : 22; з) 8080 : 20. |
5) пробное задание:
6) алгоритм деления десятичных дробей:
1. В делимом и делителе перенести запятую на столько знаков вправо, сколько их стоит после запятой в делителе. 2. Выполнить деление полученной десятичной дроби на натуральное число. |
7) образец выполнения задания в парах:
а) 25,2 : 0,4 = 252 : 4 = 63; п) 0,02292 : 0,075 = 22,92 : 75 = 0,3056 |
8) самостоятельная работа:
а) 107,1 : 1,7; б) 5,8213 : 2,3; в) 304,2 : 0,06; г) 3 : 0,032 |
Раздаточный материал:
1) эталон для самопроверки самостоятельной работы:
Задания | Перенести в делимом и делителе запятую вправо на столько знаков, сколько их стоит после запятой в делителе. | Выполнить деление на натуральное число по известному алгоритму. |
Разделить целую часть и поставить запятую | Продолжить деление, не обращая, внимание на запятую, как натуральные числа |
107,1 : 1,7 = | = 1071 : 17 = 63 | 1071 |17 102 63 51 51 | |
5,8213 : 2,3 = | = 58,213 : 23 = 2,531 | 58,213|23 46 2, 12 | 58,213|23 46 2,531 122 115 71 69 23 23 |
304,2 : 0,06 = | = 30420 : 6 = 5070 | 30420|6 30 5070 42 42 | |
3 : 0,032 = | = 3000 : 32 =93,75 | 3000|32 288 93, 120 96 24 | 3000|32 288 93,75 120 96 240 224 160 160 |
2) карточка рефлексии:
Я понял, как делить десятичные дроби________________________________________________
Я могу разделить десятичные дроби__________________________________________________
В самостоятельной работе я не допустил ошибок_______________________________________
У меня вызывает затруднение_______________________________________________________
В самостоятельной работе у меня были ошибки________________________________________
Над чем необходимо поработать дома________________________________________________
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
Цель:
1) включение обучающихся в учебную деятельность;
2) организовать деятельность обучающихся по установке тематических рамок: действия с десятичными дробями.
3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе I:
- Добрый, день, ребята. Я рада Вас видеть на моем уроке.
- А проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Всели правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Не нужно нам владеть клинком,
Не ищем славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить тонким.
Г. Уордсворт
- Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
– Давайте вспомним: какой темой мы начали заниматься?
– Чему мы научились?
– Сегодня мы продолжим работать над делением десятичных дробей. По какому плану мы будем работать?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
учебном действии.
Цель:
1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: деление десятичных дробей на натуральное число, дополнительные свойства делимости, умножение десятичных дробей на 10, на 100, на 1000 и т.д.;
2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (приложения);
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового
знания: анализ, сравнение, обобщение;
6) мотивировать к выполнению пробного действия;
7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении обучающимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе II:
На доску вывешиваются приложения №1,2,3
Какие задания я вам подготовила для повторения?
Компьютерная презентация:
Среди приведённых равенств есть одно верное. Найдите его, сделав прикидку деления:
а) 594,32 : 68 = 0,874 в) 594,32 : 68 = 87,4
б) 594,32 : 68 = 8,74 г) 594,32 : 68 = 874
(Верно равенство б), т.к. выражение в левой части равно примерно 600 : 60 = 10.)
– Как изменится частное, если:
а) делимое увеличить в 3 раза? (Частное увеличится в 3 раза.)
б) делитель уменьшить в 8 раз? (Частное увеличится в 8 раз.)
в) делимое и делитель увеличить в 10 раз? (Частное не изменится.)
На основе чего вы сделали последний вывод?
– Пользуясь равенством 594,32 : 68 = 8,74, найдите значения выражений:
а) 59,432 : 68; б) 5943,2 : 68; в) 0,59432 : 68
(0,874; 87,4; 0,00874.)
Найдите пары выражений, в которых значения частных одинаковы, и вычислите их:
а) 244,8 : 1,2 в) 8,505 : 3,5 д) 66,88 : 0,22 ж) 8,08 : 0,02
б) 2448 : 12 г) 850,5 : 35 е) 6688 : 22 з) 8080 : 20
(а и б: 204; д и е: 304; ж и з: 404.)
– Каким свойством деления вы воспользовались? (Если делимое и делитель увеличить в несколько раз, то частное не изменится.)
Каким ещё правилом вы воспользовались при нахождении частного?
Что вы повторили?
Какое следующее задание я вам предложу?
С какой целью вы будете выполнять пробное задание?
Слайд с пробным заданием: 128,16 : 3,2.
Что нового в задании? (Делитель десятичная дробь.)
Сформулируйте цель своей работы?
Сформулируйте тему урока.
Найдите частное.
У кого нет ответа?
Сформулируйте своё затруднение? (Мы не смогли найти частное десятичных дробей.)
У кого есть ответы?
Результаты фиксируются на доске.
Кто уверен, что правильно нашёл частное?
В чём у вас затруднение? (Мы не можем доказать, что нашли правильно частное десятичных дробей.)
Что дальше надо сделать?
III. Построение учебной задачи
1. Выявление места и причины затруднения
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций;
2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;
3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);
4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Организация учебного процесса на этапе III (1):
– Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было найти частное десятичных дробей.)
Как вы выполняли задание? (...)
– Где возникло затруднение?
Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет способа нахождения частного десятичных дробей.)
Что дальше вы будете делать?
IV. Открытие нового знания
1. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
организовать построение проекта выхода из затруднения:
обучающиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);
обучающиеся уточняют и согласовывают тему урока;
обучающиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);
обучающиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе IV (1):
– Чему вы должны сегодня научиться? (Делить десятичные дроби.)
– Сформулируйте тему и цель урока. (Тема урока: «Деление десятичных дробей», цель: составить алгоритм деления десятичных дробей и научиться выполнять деление десятичных дробей, используя построенный алгоритм.)
Что вы будете использовать для достижения цели? (Алгоритмы деления десятичных дробей на натуральное число, дополнительные свойства делимости, правило умножения и деления на 10, на 100, на 1000 и т.д.)
Составьте план действий. (Продумать шаги, которые приведут к известному алгоритму деления десятичных дробей на натуральное число.)
2. Реализация построенного проекта
Цель:
1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;
2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;
3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
4) организовать фиксацию преодоления затруднения;
5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
Организация учебного процесса на этапе IV (2):
Если при выполнении индивидуального задания обучающиеся предложат варианты ответов, предложить каждому «автору» доказать верность ответа у доски и свой вариант алгоритма деления десятичных дробей.
В противном случае организовать подводящий диалог.
– Что вы можете сделать с делимым и делителем, чтобы в дальнейшем можно было использовать алгоритм деления десятичных дробей на натуральное число? (Делитель умножить на 10, но тогда и делимое надо умножить на 10, чтобы значение частного не изменилось.)
– Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на 10 (Чтобы десятичную дробь умножить на 10 на запятую перенести на один знак вправо.)
– Выполните предложенные действия.
Обучающиеся выполняют умножение на 10 самостоятельно, получают результат деления.
На доске:
128,16 : 3,2 = (128,16 10) : (3,2 10) = 1281,6 : 32 = 40,02
– Сформулируйте алгоритм, которым вы только, что воспользовались при делении десятичных дробей.
Обучающиеся формулируют, учитель редактирует. На доску вывешивается алгоритм деления десятичных дробей.
– Вы достигли поставленных целей? (Мы только вывели алгоритм, но ещё не научились делить.)
– Что для этого необходимо? (Выполнить упражнения.)
V. Первичное закрепление
Цель:
организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.
Организация учебного процесса на этапе V:
№ 1045 (б, ж)
Задание выполняется на доске, деление выполняется по алгоритму.
б) 49,56 : 0,007 = 49560 : 7 = 7080 (умножим делимое и делитель на 1000, т.к. в делителе три цифры после запятой, выполним деление на натуральное число.)
ж) 3,7259 : 3,7 = 37,259 : 37 = 1,007 (перенесём в делимом и делителе запятую на один знак вправо, т.к. в делителе одна цифра после запятой, выполним деление на натуральное число.)
№ 1045 (а, п)
Задание выполняется в парах, с проверкой по готовому решению на слайде (на доске могут выполнять тоже пары).
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись,
Ну-ка! Плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели встали.
И на месте побежали.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия;
2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда обучающиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом);
3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*
(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки);
4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
* В случае, когда обучающиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.
Организация учебного процесса на этапе VI:
Для самостоятельной работы предлагается карточка с примерами 8. Надо решить три любых примера.
Что теперь вы будете делать?
Как вы будете проверять?
Обучающимся раздаются образцы для самопроверки.
У кого возникли затруднения при нахождении частных?
В каком месте?
Почему у вас возникло затруднение?
Кто правильно выполнил задание?
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным материалом: решение текстовых задач;
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: высказывания, периодические дроби.
Организация учебного процесса на этапе VII:
№ 1048
Задание выполняется по группам, с отчётом групп.
1) 12 : 0,4 = 120 : 4 = 30 (лет)
2) 15,2 : 0,8 = 152 : 8 = 19 (м2)
3) 12 + 12 : 0,6 = 12 + 120 : 6 = 12 + 20 = 32 (ч.)
4) 180 – 180 : 1,2 = 180 – 1800 : 12 = 180 – 150 = 30 (км)
5) 40 : 0,5 : 0,32 = 400 : 5 : 0,32 = 80 : 0,32 = 8000 : 32 = 25 (руб.)
№ 1084
Задание выполняется устно, фронтально
1) общее, ложное, например 1;
2) существование, истинно, число 10;
3) общее, ложное, например число 4;
4) общее, истинно, т.к. 3 5 = 15;
5) существование, истинно, а = 0;
6) существование, истинно, b = 0,5;
7) существование, ложное.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель:
1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных обучающимся;
3) организовать оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;
5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе VIII:
– Какую цель вы поставили в начале урока?
– Достигнута, цель урока?
Какие знания вы использовали при достижении цели?
– Проанализируйте результат своей работы.
Обучающиеся работают с карточками рефлексии.
Домашнее задание:
п.4.2.4., №№ 1103; 1104; 1088. |
9