№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент | | Приветствие, стабилизация внимания учащихся. Запись на доске темы урока. Учитель работает по алгоритму целеполагания. | Ученики приветствуют учителя и слушают его. Учащиеся записывают тему урока. В ходе работы с алгоритмом учащиеся формулируют цель учебной деятельности. | 3 мин. |
2. | Мотивация | | Вопросы учителя: - Ребята, вы уже знаете, что такое чередование. Дайте определение. - Какие буквы могут чередоваться в корне? | - Учащиеся дают определение или читают на странице 94. - Учащиеся отвечают, что гласные и согласные звуки. | 2 мин.
|
3. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | ЭОР «Правописание корней с чередованием е-и» (№ 1) | - Перед вами название произведения «Как до неба добраться?» В чём его особенность? Это серьёзное описание маршрута, или шуточные рекомендации? - Подберите к выделенным курсивом словам однокоренные, чтобы было чередование звуков. | - Конечно, это шуточные рекомендации. - Крепчать, сук, ноженька, радужный. | 2 мин. |
4. | Выявление места и причины затруднения. | | - Ребята, а есть ли в этом тексте слово с чередованием гласных? Например, гласных е-и? - Почему вы не смогли выполнить такое задание? В чём причина вашего затруднения? - Ребята, это слово добраться. Подберите к нему однокоренные слова. - Почему в слове добираться пишется в корне и, а в слове доберусь – е? | - Мы не видим в тексте таких слов. - Мы не знаем корни с чередованием гласных е-и. - Добираться, доберусь. (Слова записаны на доске) - Мы не знаем ещё этого правила. | 3 мин. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | ЭОР «Правописание корней с чередованием е-и» (№ 1) | 1.Беседа с учащимися: - Для определения условия выбора написания чередующихся гласных е-и я предлагаю вам поработать в парах. Но сначала давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий? 2. Учитель записывает на доске шаги алгоритма: Выделить корень | Определить, какой суффикс после корня | Сделать вывод | 3. Демонстрация интерактивной презентации по новой теме урока. | 1. Учащиеся отвечают: -Первый шаг - выделить корень, второй – определить, какой суффикс после корня, третий – сделать вывод. 2.Работа с интерактивной презентацией. | 5 мин. |
5 | Реализация построенного проекта. | | 1.Учитель делит класс на пары, каждой паре раздаёт по слову, которое записано на листе формата А4: заб_рает, отд_рать, отт_реть, зам_рать, переж_гать, заст_лить, расст_лать, соб_рают, зап_реть, выж_гал, нат_рать, раст_реть, изб_ру, выб_раю, зам_реть - Все ли пары справились с заданием? - Возникали затруднения? - Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласных е-и в корнях с чередованием? - Как надо оформить это правило, чтобы легче было запомнить? Учитель фиксирует шаги алгоритма. Выделить корень | Определить, какой суффикс после корня | Сделать вывод о выборе чередующейся гласной | Если суффикс а, то чередующаяся И | Если другой суффикс, то чередующаяся Е | - Что будем делать дальше? - Откройте учебник, прочитайте правило и проанализируйте алгоритм. - Вернёмся к заданию для пробного действия. Можем мы теперь правильно написать корни с чередованием? - Можем обосновать выбор букв Е – И? | Учащиеся работают, а затем вывешивают результаты своей работы на доску, объясняют правописание. -Да. - Да (или нет). - Да, написание чередующихся гласных е – и зависит от наличия суффикса –а- после корня. - Составим алгоритм. Дети проговаривают шаги алгоритма. - Проверим, правильный ли алгоритм у нас получился. Дети читают правило и анализируют. - Да. - Да, можем. | 7 мин. |
6. | Физкультминутка. | | Учитель проводит зарядку. | Ученики делают зарядку. | 1 мин. |
7. | Первичное закрепление во внешней речи. | | - Каким будет следующий этап вашей работы? Учитель предлагает выполнить упражнение №214 на новое правило из учебника. | - Теперь мы потренируемся в применении нового правила и поучимся формулировать условия написания чередующихся гласных Е-И. Индивидуальная работа в тетрадях. | 6 мин |
ЭОР «Правописание корней с чередованием е-и» (№ 2) | Организация работы с ЭОР. Выведение на слайде заданий по изученной теме. | Выполнение заданий, предложенных в ЭОР. (распределение слов по рубрикам таблицы) | 4 мин |
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | | - Разобрались? Как проверить, усвоили вы тему или нет? - Посмотрите на задания в ваших рабочих картах. Приступайте. | - Нужно поработать самостоятельно. Ученики выполняют задание, а затем проверяют его по эталону и оценивают, используя критерии оценивания. | 6 мин. |
9 | Рефлексия учебной деятельности | | - Заканчивается урок. Значит, что надо сделать? - Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли её? - Докажите. - Поднимите сигнальные карточки (? – затруднение, ! – всё понял, - мне надо ещё раз всё повторить) - В чём вы испытали затруднение? - Что вам помогло их преодолеть? | - Подвести итог. - Мы поставили цель выявить условия написания чередующихся гласных Е – И. - Да. - Мы сами поставили цель, сами нашли новое правило и алгоритм, узнали условие написания чередующихся гласных Е – И в корнях. Ребята поднимают карточки. - Мы иногда не могли правильно выбрать чередующуюся гласную в корне. - Работа в парах, правило в учебнике, алгоритм действия, учитель, презентация учителя. | 4 мин. |
10 | Домашнее задание | | Объяснение заданий, предложенных для выполнения дома (§ 28, упр. 217). Задание творческое по желанию: придумать шуточные четверостишия с использованием глаголов с чередующимися гласными Е-И в корне. | Запись домашнего задания. | 2 мин. |