Учитель русского языка: Лекомцева Ольга Владимировна |
Класс: 5 УМК, авторы и название учебника: М.М.Разумовская, П.А.Лекант. Русский язык. 5 кл. «Дрофа». | |
Тема урока: Буквы Е-И в корнях с чередованием. Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала. Цель: закрепление способа действия при выборе гласных е-и в корнях с чередованием. Методы обучения: частично-поисковый, словесный, практический. | |
|
Планируемые результаты |
Предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навыка «видеть» корни с чередованием е-и; сформированное умение писать слова с данной орфограммой и уметь графически ее обозначать. | Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение. Познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей. Регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулированин вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности. Коммуникативные: умение аргументировать свое мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности. | Личностные: понимание необходимости изучения темы и ее применения в жизни, критическое оценивание полученного результата; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе критерия успешности. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика |
Мотивация к учебной деятельности |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке. Запишите в тетради число. | Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку |
Постановка учебной задачи. Актуализация знаний |
1.Фронтальная работа. - Мы продолжаем с вами изучать русский язык и овладевать орфографической грамотностью. Прочитайте записанные на доске пословицы: Сиденьем города не берут. Собирай по ягодке, наберешь кузовок. - Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой? - Выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь. - Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем? - Что такое чередование звуков? - А теперь расшифруйте данную схему и примените ее к объяснению написания гласных в однокоренных словах (схема записана на доске: И –А). - Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова цель нашего урока? | Читают пословицы, отвечают на вопросы. (Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл. Если ничего не делать, не стараться, то ничего не добьешься). (Оставляют строчку для темы). Записывают однокоренные слова. (Берут, собирай, наберешь) -Чередование звуков е-и. - Это замена одного звука другим. Расшифровывают схему и объясняют написание гласных в корнях в однокоренных словах. Формулируют тему урока и определяют цель. Записывают тему урока в тетрадь. |
Закрепление |
- Ребята, сейчас мы вспомним, какие корни с чередованием вы изучили. У вас на столах лежат цветные карточки с корнями. Я читаю пословицы, ваша задача – назвать слово с чередованием. Но называет тот, у кого карточка с таким корнем. 1)Не боги горшки обжигают. 2)Золото и в грязи блестит. 3)От скуки беру дело в руки. 4)Лето собирает, а зима поедает. 5)Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза продирает. 6)Согласного стада и волк не берет. 7)Мягко стелет, да жестко спать. 8)Что соберешь летом, то на столе найдешь зимой. | Называют слова с чередованием, показывают карточку и объясняют написание. |
Включение в систему знаний и повторение |
1.-Скажите, ребята, а все ли корни мы назвали? Давайте назовем все, но только парами. - А что вы скажете по поводу данной записи? (На доске: соЧЕТание, ЧЕТа). ФИЗМИНУТКА: если в слове буква Е, хлопает в ладоши 1 вариант, если И – 2 вариант. (Учитель называет слова). 2.Творческая работа. Вставить подходящие по смыслу глаголы с чередованием Е-И в корне. Вокруг ________ бескрайние поля. Надо было _____ сучья и _______ костер. Птиц не было, будто они _______. На небе ________ звезды. | Работа в парах (называют корни). - Это исключения. Списывают в тетрадь, предлагают свои варианты слов, оценивают ответы одноклассников. |
Информация о домашнем задании |
Составить и записать рассказ, включив в него слова с чередованием гласных в корне. ИЛИ составить синквейн по данной теме. | |
Рефлексия |
«Дерево творчества». Плоды – урок прошел полезно, плодотворно Цветок – довольно неплохо Зеленый листик – не совсем удовлетворен уроком Желтый листик - неудовлетворенность | По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды. Задают вопросы для уточнения информации. |
Читаются по 3 слова. Записываются только буквы «И»(Е не пишутся). Если соединить все буквы «И», получится цифра 5. У кого получился такой рисунок, получают оценку «5».