СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе на тему: "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Буквы Е-И в корнях с чередованием. Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала. Цель: закрепление способа действия при выборе гласных е-и в корнях с чередованием. Методы обучения: частично-поисковый, словесный, практический.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему: "Чередование гласных Е-И в корнях слов"»

Учитель русского языка: Лекомцева Ольга Владимировна

Класс: 5

УМК, авторы и название учебника: М.М.Разумовская, П.А.Лекант. Русский язык. 5 кл. «Дрофа».


Тема урока: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала.

Цель: закрепление способа действия при выборе гласных е-и в корнях с чередованием.

Методы обучения: частично-поисковый, словесный, практический.



Планируемые результаты

Предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навыка «видеть» корни с чередованием е-и; сформированное умение писать слова с данной орфограммой и уметь графически ее обозначать.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение.

Познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей.

Регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулированин вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности.

Коммуникативные: умение аргументировать свое мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.


Личностные: понимание необходимости изучения темы и ее применения в жизни, критическое оценивание полученного результата; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе критерия успешности.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке. Запишите в тетради число.

Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку


  1. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний

1.Фронтальная работа.

- Мы продолжаем с вами изучать русский язык и овладевать орфографической грамотностью. Прочитайте записанные на доске пословицы:

Сиденьем города не берут. Собирай по ягодке, наберешь кузовок.

- Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?

- Выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь.

- Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

- Что такое чередование звуков?

- А теперь расшифруйте данную схему и примените ее к объяснению написания гласных в однокоренных словах (схема записана на доске: И –А).

- Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?

Читают пословицы, отвечают на вопросы. (Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл. Если ничего не делать, не стараться, то ничего не добьешься).





(Оставляют строчку для темы). Записывают однокоренные слова. (Берут, собирай, наберешь)

-Чередование звуков е-и.


- Это замена одного звука другим.

Расшифровывают схему и объясняют написание гласных в корнях в однокоренных словах.


Формулируют тему урока и определяют цель. Записывают тему урока в тетрадь.

  1. Закрепление

- Ребята, сейчас мы вспомним, какие корни с чередованием вы изучили. У вас на столах лежат цветные карточки с корнями. Я читаю пословицы, ваша задача – назвать слово с чередованием. Но называет тот, у кого карточка с таким корнем.

1)Не боги горшки обжигают.

2)Золото и в грязи блестит.

3)От скуки беру дело в руки.

4)Лето собирает, а зима поедает.

5)Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза продирает.

6)Согласного стада и волк не берет.

7)Мягко стелет, да жестко спать.

8)Что соберешь летом, то на столе найдешь зимой.

Называют слова с чередованием, показывают карточку и объясняют написание.











  1. Включение в систему знаний и повторение

1.-Скажите, ребята, а все ли корни мы назвали? Давайте назовем все, но только парами.

- А что вы скажете по поводу данной записи? (На доске: соЧЕТание, ЧЕТа).

ФИЗМИНУТКА: если в слове буква Е, хлопает в ладоши 1 вариант, если И – 2 вариант. (Учитель называет слова).

2.Творческая работа. Вставить подходящие по смыслу глаголы с чередованием Е-И в корне.

Вокруг ________ бескрайние поля. Надо было _____ сучья и _______ костер. Птиц не было, будто они _______. На небе ________ звезды.

Работа в парах (называют корни).


- Это исключения.





Списывают в тетрадь, предлагают свои варианты слов, оценивают ответы одноклассников.


  1. Информация о домашнем задании

Составить и записать рассказ, включив в него слова с чередованием гласных в корне. ИЛИ составить синквейн по данной теме.


  1. Рефлексия

«Дерево творчества».

Плоды – урок прошел полезно, плодотворно

Цветок – довольно неплохо

Зеленый листик – не совсем удовлетворен уроком

Желтый листик - неудовлетворенность

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды. Задают вопросы для уточнения информации.

На этапе контроля качества освоения материала можно включить такой вид работы:

1.Тест «Пятерочка».

1 2 3

И И И Растирать, заблистал, умирать

И зажигать, блестит, вытер

И И И замирать, вычитать, утирать

И умереть, замерло, подпирать

И И И прибирал, расстилается, блистательный

Читаются по 3 слова. Записываются только буквы «И»(Е не пишутся). Если соединить все буквы «И», получится цифра 5. У кого получился такой рисунок, получают оценку «5».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!