СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Военное детство в творчестве поэтов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство.

Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как мы, наших сверстников.

         Людям, потерявшим детство, посвящается эта исследовательская работа. Она актуальна и в наши дни, так как тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. Всегда сражения, битвы испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому.

Просмотр содержимого документа
«"Военное детство в творчестве поэтов"»

Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования

«Информационно-методический центр»

142100, Московская область, Г.о. Подольск, ул.Комсомольская, дом 73

Тел. 8(4967) 63-82-60 E-mail : [email protected]



КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ «ШАГ В НАУКУ»

СЕКЦИЯ «ЛИТЕРАТУРА»





ТЕМА РАБОТЫ:

«ВОЕННОЕ ДЕТСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ»

(У ВОЙНЫ НЕ ДЕТСКОЕ ЛИЦО)





Сведения об авторах работы

Кудинова Софья Романовна, 6 пг

МОУ Львовская школа № 4

Научный руководитель: Бородина Инна Викторовна,

учитель русского языка и литературы МОУ Львовская школа № 4

(8-926-669-60-85)







Городской округ Подольск

2020 г.

№ П/П Содержание Стр.
1. Введение. 3-5
2. Основная часть. Отражение военного детства в творчестве советских поэтов. 5-17
2.1. А. Твардовский о «детях войны». 5-7
2.2. «Дети войны» в творчестве Агнии Барто . 7-8
2.3. Творчество Мусы Джалиля. 8-10
2.4.

Другие поэты о детях войны.

10-11
2.5.

Дети блокадного Ленинграда.

12
2.6.

Юные узники лагерей.

13-17
3.

Заключение.

18-19
4.

Список использованной литературы.

20








  1. ВВЕДЕНИЕ

Среди весны, когда радостно поют птицы, распускаются деревья и цветы, наступает святой для нашей Родины день – 9 Мая. В этом году все люди мира празднуют очередную годовщину Великой Победы – победы над фашизмом, победы добра над злом. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим мы от военной поры. Но время не имеет власти над историей и памятью. Именно в этот день мы вспоминаем тех, кто отдал свою жизнь во имя нашей Победы, вспоминаем живых, особенно – тех, кому природой назначено продолжать жить.

Потрясения военных лет (Великой Отечественной войны) вызвали ответную реакцию в художественной литературе, породившей огромное количество литературных произведений.

Поэзия в военные годы оказалась очень востребованной и необходимой: во всех газетах страны одно за другим печатались стихотворения на тему Великой Отечественной войны. На фронте они пользовались популярностью: их читали, заучивали, пели. Невозможно даже представить, что творилось в душе у солдат, переживающих военные годы. Поражает, что в сложных и суровых условиях люди думали о стихах, пытались сочинять, петь их как песни.

Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство.

Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как мы, наших сверстников.

Людям, потерявшим детство, посвящается эта исследовательская работа. Она актуальна и в наши дни, так как тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. Всегда сражения, битвы испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война - это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны. К сожалению, эхо войны мы слышим и сегодня, смотря передачи о войне в Донбассе.

Цель исследования: выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей через творчество поэтов, показать, что у войны не детское лицо.

Задачи исследования:

  • прочитать художественные произведения о военном детстве;

  • изучить публицистику по данной проблеме;

  • постараться донести до читателя высокий патриотизм стихотворений о войне, показать мужество маленьких героев.

  • провести опрос

Объект исследования: творчество поэтов о военном детстве.

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны. Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советских людей. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Сегодня многие ветераны войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы ветеранов, читая произведения писателей и поэтов. Слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее слово, стихотворение, песня, частушка - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе.

      Появляются произведения, посвященные детям. Для детей и о них писали А.Т. Твардовский, К. М. Симонов, С. Я. Маршак, АгнияБарто, М. Джалиль и другие поэты.



2. Основная часть ОТРАЖЕНИЕ ВОЕННОГО ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ СОВЕТСКИХ ПОЭТОВ
    1. А. Твардовский о «детях войны»

Александр Твардовский вошел в историю русской литературы как поэт фронтовой эпохи. На фронт Твардовский ушел в качестве корреспондента газеты «Красноармейская правда», где публиковались не только очерки, но и стихи поэта. Именно они и принесли ему настоящую славу и подлинную народную любовь, а также ряд правительственных наград.

Когда из жизни уходили его боевые товарищи, это воспринималось как неизбежность. Однако смириться с тем фактом, что жертвами войны становятся дети, Твардовский так и не смог.

Одно за другим появлялись стихи на эту тему: «Две строчки», «Отец и сын», «В пилотке мальчик босоногий…» и другие.

Стихотворение «Отец и сын», датированное 1943 годом, посвящено военной теме. Произведение рассказывает трагическую историю простого русского солдата, которого некоторое время родственники считали погибшим. Из его семьи не осталось практически никого. Супруга оказалась в психиатрической больнице. Дочь убило бомбой, попавшей в школу. Сохранить жизнь и здоровье посчастливилось только сыну.

По мнению Твардовского, теперь мужчинам необходимо держаться вместе. Мальчик стал главным смыслом жизни для своего отца. Достоверно и ярко описывает Александр Трифонович их первую встречу после разлуки:

И обнялись, как братья,

Отец и мальчик-сын.

Как братья боевые,

Как горькие друзья.

- Не плачь,- кричит мальчишка,

Не смей,- тебе нельзя!

А сам припал головкой

К отцовскому плечу

Точная деталь — в какой-то момент отец еле сдерживает слезы, но сын его останавливает. По словам мальчишки, папе нельзя плакать. Финал стихотворения — светлый и обнадеживающий. Понятно, что двум мужчинам придется через многое пройти, ведь отец берет сына с собой на фронт, но зато по своей воле до конца войны они точно не расстанутся.

В 1943 году Твардовский опубликовал стихотворение под названием «В пилотке мальчик босоногий…», которое стало своеобразной иллюстрацией к судьбам тысяч и тысяч сирот, вынужденных выживать в сложных прифронтовых условиях.

Герой его произведения «с худым заплечным узелком привал устроил на дороге», явно рассчитывая на то, что проезжающая мимо попутка доставит его в нужное место. Жизнь заставила детей не только добывать себе пропитание, но и очень бережно, по-взрослому, относиться к каждой крошке хлеба. Серьезность во взгляде, уверенные и отточенные жесты, настойчивость и непоколебимость – именно таким предстал перед поэтом этот юный путешественник, который, судя по внешнему виду, был сиротой.

Именно такими увидел Твардовский детей войны, судьбы которых оказались изувечены, а будущее представлялось туманным и лишенным радости. Его герои рано становились серьезными и взрослыми («Отец и сын»), оставались сиротами («В пилотке мальчик босоногий…»).

    1. «Дети войны» в творчестве Агнии Барто.

Стихи Агнии Барто знает каждый ребенок. Эта удивительная женщина всю свою жизнь посвятила детям.

Мое внимание привлекли ее стихи о детях Великой Отечественной войны: "Глаза девчонки семилетней...", «Сашко» поэма "Звенигород", «Аленка».

В раздел «Звенигород» вошли произведения «В дни войны», «Партизанке Тане», «Письмо старшему брату», «Нет, не в этом городе...» и многие другие.

Во время Великой Отечественной войны дети очень рано повзрослели. В стихотворении Агнии Барто «Глаза девчонки семилетней» говорится о маленькой девочке, которой надо бы расти, играть в куклы, радоваться жизни, а она видит ужасы войны. В ее глазах все написано:

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь, 
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

Маленькие герои войны лишены детства. Поэты часто, рисуя их портреты, подчёркивают одну деталь – недетский взгляд, тоскливые глаза детей.

Тяжкие дни войны, мужество народа, героизм воинов и партизан, стремление подростков помочь стране, отражены в стихах поэтессы.

Я хочу рассказать о стихотворении «Партизанке Тане». Это стихотворение было написано в 1942 году и посвящено памяти Зои Космодемьянской. Речь идет об ученице 10 класса, которая была партизанкой и попала в руки фашистов. Ее пытали, избивали, но девочка молчала и не выдала своих:

На лице твоем шрамы и ссадины,

Но молчанье ответом врагу...

Деревянный помост с перекладиной,

Ты босая стоишь на снегу.

Шокированные происходящим стояли и смотрели старики- односельчане, которые ничем не могли помочь девочке. Немцы повесили ее, но до последнего момента жизни Таня не сдавалась и верила в победу над фашизмом.

«Дети войны» Агнии Барто – это не только рано повзрослевшие ребята, познавшие ужасы войны, но и дети – герои, которые воевали и отдавали свои жизни за Родину и наше счастливое будущее.

    1. Творчество Мусы Джалиля.

Муса Джалиль родился в небольшой татарской деревеньке Мустафино. Когда началась война, его направили на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага». Много горя повидал поэт на войне: гибли товарищи, попадали в плен, сам был под пытками, но страшнее всего было смотреть на то, как умирали дети, совсем маленькие и невинные. Так и появились стихи, которые пробирают до слез, например «Варварство», «Чулочки», «Красная ромашка» и другие.

Одно из произведений, входящих в цикл «Моабитская тетрадь», — сти­хотворение «Варварство». Оно было написано М. Джалилем в 1943 году. В поэзии показана карательная операция, расстрел фашистами мирных жителей, женщин и детей. Свое отноше­ние к происходящему поэт отразил в самом названии стихо­творения («Варварство»). Все происходящее, по мнению автора, немыслимо, непостижимо, противно человеческому разуму. Поэт создает страшную картину: он обнажает чув­ства матери, разделяющей страдания и страх своего ребенка:

Я, мама, жить хочу.

Не надо, мама!

Пусти меня, пусти!

Героиня и ее ребенок обречены на смерть. Они находятся вместе последние минуты, и оба осознают это. Что же может быть страшнее этого состояния? Мать утешает сына в послед­ние мгновения жизни, в последний раз она дарит ему свою нежность и любовь.

Стихотворение «Чулочки» тоже написано в 1943 году. Его невозможно читать без слез. Сразу представляешь себе маленькую, трехлетнюю девочку, которую собирается расстрелять фашист. Ее, вместе со всеми, сначала заставили немцы раздеться, затем стать к обрыву спиной. Этот ребенок, которая еще не видела жизни и не научилась даже злиться на людей, скорее всего толком не понимала, что происходит:
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.

Этот наивный вопрос смутил даже жестокого немца, но ненадолго. Фашист пробил пулей маленькое сердце. Такую жестокость мог проявить только зверь.

Поэт уверен, что фашист не сможет забыть эту девочку, которую убил ни за что, она всегда будет стоять у него перед глазами.

Стихи Мусы Джалиля о «детях войны» невозможно читать без слез. В них отражена вся боль, страх, ужас, который испытывали совсем маленькие дети, которых фашисты убивали просто так, уничтожая наше будущее, поступая вопреки законам природы, совершая варварство.

    1. Другие поэты о детях войны.

Война застала ребёнка в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу.

Невозможно спокойно читать строки С.Я.Маршака об одном из таких мальчишек, внезапно оставшемся без защиты взрослых в стихотворении «Мальчик из села Поповки».

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребёнок –

Последний гражданин села.



Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.



Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс!



В этом стихотворении, как и в других, написанных в первые месяцы войны, автор не скрывает, не сглаживает драматизм и накал ужасной сцены, его цель – призвать к справедливой мести врагу. И деревня с таким русским названием Поповка, и имя мальчика Петя, подчёркнуто привычное, знакомое, напоминают, что враг топчет нашу родную землю.

Такой же мотив звучит и в известном стихотворении Константина Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…» Его маленький герой, уже успевший потерять мать, возвращается вместе с отцом из Бреста, пережив столько, что «эти десять дней» «на том и этом свете» ему зачтутся за десять лет. Звучит парадоксально, но единственно надёжное место теперь, по мнению отца, для этого «седого мальчишки» - лафет пушки, к которому он привязан. И вновь звучит напоминание о долге:

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Поэт Борис Пастернак в стихотворении «Страшная сказка», написанном в 1941 году, проводит историческую параллель между ужасами фашизма и злодеяниями иудейского царя Ирода в Вифлееме.



Всё переменится вокруг.

Отстроится столица.

Детей разбуженных испуг

Вовеки не простится.



Не сможет позабыться страх,

Изборождавший лица.

Сторицей должен будет враг

За это поплатиться.

    1. Дети блокадного Ленинграда.

Ленинград. Какая страшная трагедия заключена в этом слове! Фашисты хотели уничтожить город, сломить мужество его защитников. Но город выстоял. Выстоял ценой страданий, стойкости, решительности защитников Ленинграда. На протяжении долгих дней и ночей блокады рядом со взрослыми страдали дети.

Об одном из таких ребят написал поэт Игорь Ринк в стихотворении «Мальчик из блокады».

От голода не мог и плакать громко,

Ты этого не помнишь ничего,

Полуживым нашли тебя в обломках

Девчата из дружины ПВО.

И кто-то крикнул: «Девочки, возьмёмте!»

И кто-то поднял бережно с земли.

Вложили в руку чёрствый ломтик,

Закутали и в роту принесли.

Известная поэтесса Ольга Берггольц создала целый поэтический дневник, посвящённый защитникам Ленинграда – взрослым и детям. Самые проникновенные строки посвящены маленьким жителям города. Рассказывая об их страданиях от голода, ранений, она обращается ко всем людям, проклинает тех, кто несёт ужас и смерть, кто разжигает войны на Земле.



Пусть голосуют дети.

Я в госпитале мальчика видала.

При нём снаряд убил сестру и мать.

Ему ж по локоть руки оторвало.

А мальчику в то время было пять.



Дети блокадного Ленинграда жили, мечтая о том, чтобы снова наступил мир, чтобы вернулись беззаботные, счастливые довоенные дни.

2.6. Юные узники лагерей.



Те дети, кто не погиб на войне, от бомбёжек или голода, погибали в лагерях. Дахау, Освенцим, Саласпилс. Последний – самый страшный из них, потому что в нём был детский лагерь смерти. Дети становились подопытным материалом, из них выкачивали кровь. Не щадили никого. Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по пять-шесть суток.

Сергей Михалков писал именно об этих мучениках в стихотворении «Детский ботинок».

Занесённый в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

………

Суд народов идёт

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик –

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.

Обычная вещь – детский ботинок с заплатой – становится символом ужасов войны, кричит о том, что дети и война – понятия несовместимые.

Ещё одно стихотворение «Дети в Освенциме» написано известным в XX веке поэтом Наумом Коржавиным.



Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучили детей.

И это каждый день опять:

Кляня, ругаясь без причины…

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

Трагическое противопоставление: сильные мужчины – «защитники» и хрупкие дети! Те, кто самой природой предназначен охранять уязвимые детские жизни, предстают в стихотворении убийцами и мучителями.

И они не щадили никого, не щадили даже детей. Подростков отрывали от родителей, угоняли в Германию, в концлагеря, подвергали пыткам, безжалостно расстреливали.

Немногие дети, узники лагерей, выжили и были возвращены на Родину. Возвращение это было трудным. Один из таких эпизодов описан в стихотворении Леонида Серого «Венский вокзал в сорок пятом».



Я помню «Западный» вокзал. Так, не вокзал – одно названье.

Сраженья гул ушёл на запад и постепенно вовсе смолк.

На рельсах сидя отдыхал прошедший укомплектованье,

А проще – заново рождённый, наш боевой стрелковый полк.



И на платформу вполз состав, идущий на восток куда-то,

Шёл медленно и осторожно, как бы стараясь не греметь.

В вагонах, в тех, что возят скот, стояли дети в полосатом

Так ужасающе худые, что жутко было посмотреть.



Состав вздохнул и тихо встал, поскрипывая тормозами.

В другое время я бы думал, что это зрения изъян –

Скелетики в товарняках с пустыми тёмными глазами.

Одни глаза. Сейчас такими рисуют инопланетян.



Впечатление, которое произвело появление этого состава с «детьми в полосатом», поэт обозначил ёмким словом – «шок». Все, кто стоял на платформе. – солдаты, «две местных тётки с узелками» - вдруг будто очнувшись, бросились к вагонам, «протягивая этим детям всё, что имели за душой».

Мотив вины перед погибшими участниками войны, перед выжившими детьми и взрослыми стал звучать в стихотворениях последних лет войны и – особенно – в послевоенной лирике.

Не раз о своём чувстве вины говорил поэт Александр Твардовский.



Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же...


Многие писатели и поэты, бывшие солдаты, признаются, что война никогда не оставляет их, что тема войны стала основной в их творчестве.



Таков поэт Алексей Молчанов. Его герои – дети блокадного Ленинграда, дети войны, все «13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне». Их памяти посвящено следующее стихотворение.

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

……

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней —
Кровавый след коричневой чумы.


Алексей Молчанов, совсем молодой поэт, размышляет о том, что волнует всех неравнодушных людей: о необходимости помнить об ужасах войны, чтобы это никогда не повторилось.

Призыв «хранить память», прозвучавший в поэме А.Твардовского «Дом у дороги», пронизывает все произведения о войне. Он обращён и к нам, детям 21 века. Об этом напоминает стихотворение Надежды Горлановой «Детям 21 века».


Это праздник мой и твой,
Это праздник детский
На планете на большой
Радуются дети.

Пусть на Севере - снега,
А на Юге - жарко!
Пусть подружат навсегда
Негр, якут, болгарка.


Чтобы жили без войны
Дети Украины,
Бомбы рваться не должны,
Не взрывались мины.

Пусть во всех краях земли
Будет всем уютно
Люди мирно жить должны
Для детей и внуков.




















III Заключение.


Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны. Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советских людей.

    Есть множество произведений, посвященных «детям войны». О военном детстве писали А.Т. Твардовский, К. М. Симонов, С. Я. Маршак, Агния Барто, М. Джалиль и другие поэты.

Цель проекта – доказать, что у войны не детское лицо. Исследуя поэтические произведения о судьбах детей на войне, мы убедились, что война и дети – понятия несовместимые. Дети военного поколения не знали радостей детства, были лишены ласки матери, заботы отца. Многие из них (точнее, 13 миллионов) погибли, не выдержав тяжких испытаний, на которые их обрёк фашизм.

Важнейшей задачей проекта было напомнить об этих трагических событиях в истории нашей Родины, потому что нельзя допустить, чтобы гибли люди, страдали дети. Нам кажется, что эти цели и задачи реализованы.

Закончить работу хотелось бы словами из стихотворения Валентины Салий «О детях войны»:

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену

Продержались, выжили, смогли!


Дочери страны! Её сыны!

Чистые пред Родиной и Богом!

На земле осталось вас немного.

Девочки и мальчики войны!


Мира вам, здоровья, долголетья,

Доброты, душевного тепла!

И пускай нигде на целом свете

Детство вновь не отберёт война!




































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Анализ стихотворения Мусы Джалиля «Варварство» //Сочинения.

[ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-varvarstvo-dzhalil/

  1. Барто Агния // Русская поэзия[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rupoem.ru/barto/war.aspx

  2. Биография Агнии Барто. //Эксперимент [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://md-eksperiment.org/post/20170717-biografiya-agnii-barto

  3. Война и дети // Школьная роман-газета- 2000 - № 7

  4. Джалиль Муса- биография [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://thankyou.ru/lib/classic/dgalil

  1. Джалиль Муса - стихи о войне .//РуСтих[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rustih.ru/stixi-o-vojne/musa-dzhalil-stixi-o-vojne/

  2. Проект «Не забудем , не простим» //Исток . Информационное агенство. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://miaistok.su/proekt-ne-zabudem-ne-prostim-sozdayot-spisok-pogibshih-detej-lnr-ot-ukrainskoj-agressii/

  3. Твардовский А.Т. Избранные произведения: в 3 –х.М.,1990

  4. Турков А. Александр Твардовский . М., 1960; 2-е изд. М. 1971

  5. . Пастернак Б. Избранное в 2-х книгах, книга 1.М. «Просвещение» 1991

  6. Симонов К. Сочинения Т.1, стр.97 «Художественная литература» М. 1952

  7. http://www.kostyor.ru/poetry/

  8. http://www.stihi.ru/

  9. http://stranakids.ru/deti-voiny/

  10. http://lit.peoples.ru/poetry/

  11. http://stranakids.ru/deti-voiny/5/



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!