Занятие 9 Методы получения информации при управлении работоспособностью автомобилей
9.1. Общие положения.
Под техническим контролем в сфере производства понимается проверка соответствия продукции установленным техническим требованиям.
На автомобильном транспорте используется техническое диагностирование — процесс определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и узлов без разборки и прогнозирование исправной работы в будущем.
Диагностирование завершается выдачей заключения о необходимости проведения практической части операций ТО или ремонта.
Важнейшее требование к диагностированию — возможность оценки состояния объекта без его разборки.
Использование инструментальных методов контроля позволяет повысить полноту и качество выполнения операций ТО и ремонта при определенном снижении требований к квалификации персонала.
Для оценки технического состояния автомобиля необходимо определить текущее значение конструктивного параметра и сравнить это значение с нормативным.
Однако конструктивные параметры в большинстве случаев не поддаются измерению без разборки узла или агрегата, что является нежелательным, так как каждая разборка и нарушение взаимного положения приработавшихся деталей приводят к сокращению остаточного ресурса на 30...40 %.
Для этого при диагностировании о значениях конструктивных показателей судят по косвенным признакам проявления технического состояния без разборки, качественной мерой которых являются диагностические параметры.
Процесс технического диагностирования включает:
- обеспечение функционирования объекта на заданных режимах или тестовое воздействие на объект;
- улавливание и преобразование с помощью датчиков сигналов, выражающих значения диагностических параметров, их измерение;
- постановку диагноза на основании логической обработки полученной информации путем сопоставления текущих значений параметров с нормативными.
9.2. Средства технического диагностирования
Методы диагностирования автомобилей, их агрегатов и узлов характеризуются способом измерения и физической сущностью диагностических параметров.
В настоящее время принято выделять три основные группы средств технического измерения , классифицированных в зависимости от вида диагностических параметров (рис. 9.1).
Первая группа средств базируется в основном на имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобиля и определении при заданных условиях выходных параметров.
Для этих целей используются стенды с беговыми барабанами или параметры определяются непосредственно в процессе работы автомобиля на линии.
Рис. 9.1. Классификация средств технического диагностирования
автомобилей
Стенд с беговыми барабанами для контроля режимов работы автомобиля
Вторая группа включает в себя методы, оценивающие по герметичности рабочих объемов:
- степень износа цилиндро-поршневой группы двигателя,
- работоспособность пневматического привода тормозов,
- плотность прилегания клапанов и т. п.
То есть путем создания в контролируемом объеме избыточного давления (опрессовки) или, наоборот, разрежения и в оценке интенсивности падения давления (разрежения).
Третья группа методов основывается на объективной оценке геометрических параметров в статике.
Определение степени износа
цилиндро-поршневой группы двигателя