СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проективная методика "Что мне нравится в школе"

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Данная методика позволяет выявить не только положительную или отрицательную учебную мотивацию, но и выявить, какие отношения сложились с учителем и сверстниками, успешно ли прошел период адаптации к школьному обучению.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Методика

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой)

 

Цель: методика определяет, как дети относятся  к школе, взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также  мотивационную готовность к учебе в школе.

Ход занятия: «Ребята, изобразите на листочках,  что вам больше всего нравится делать в школе. Рисовать можете все, что захотите.»

Оборудование: лист формата А4, карандаши

Анализ  рисунка.

1.    Несоответствие  с заданной темой показывает, что:

а)    отсутствует школьная мотивация, и превалируют другие мотивы, чаще всего игровые. В данном случае дети изображают  автомобили, игрушки, военные события, узоры. Все это говорит  о мотивационной инфантильности;

б)    детский негативизм. Отказ ребенка рисовать на заданную тему, рисует то, что больше всего получается или  то, что нравится, хочет  рисовать. Данное поведение характерно ученикам, которые имеют трудности к приспособлению к ясному пониманию выполнения школьных заданий;

в)    неправильная интерпретация  поставленной задачи, ее осмысление. Ребенок либо ничего не рисует, либо срисовывает  сюжет у сверстников. Чаще всего это характерно детям с ЗПР.

2.    Соответствие рисунка с темой свидетельствует о положительном отношении к школе, учебе, но здесь нужно анализировать и  сюжет рисунка:

а)    учебная обстановка — учитель, объясняющий у доски, ученики, которые сидят за партами, школьная  доска с заданиями и т.д. Такие рисунки говорят о высокой учебной  мотивации, инициативности ребенка, присутствии у него познавательных учебных мотивов;

б)    сюжеты неучебного характера - школьники на перемене или с ранцами - характерны ученикам с позитивным отношением к учебе, но их внимание больше направлено на внешние школьные атрибуты;

в)    рисунки с игровыми ситуациями — качели во дворе, игровой уголок, игрушки и другие атрибуты, находящиеся в классе (например, телевизор, цветы на подоконнике и т. д.) – характерны ученикам  с позитивным отношением к учебе, но с доминированием игровой мотивации.

Для большей верности в  оценке школьных  рисунков стоит  осведомиться у ученика, что он нарисовал, почему именно эти предметы или сюжет. Как правило, данная методика позволяет  говорить не только о положительной или отрицательной учебной мотивации, но позволяет выявить, какие отношения сложились с учителем и сверстниками,  успешно ли прошел период адаптации. В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными. Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, могут нарисовать класс, в котором все перевернуто вверх дном. Чувствительные, сентиментальные дети, рисуя учебную ситуацию, обязательно включают в нее декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса). Однако анализ содержания рисунков является сложной самостоятельной задачей и требует от экспериментатора хорошего владения проективными техниками.

Варианты ответов
  • Успешная адаптация

  • Возможная дезадаптация

  • Дезадаптация

Сохранить у себя: