СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дефис в частицах и других частях речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок углубляет знания обучающихся о частицах, знакомит с их правописанием.Ученики не только изучают новое, но и повторяют слитное, раздельное и дефисное написание разных частей речи, в игровой форме определяют их отличие друг от друга, проявляют творческие способности, оценивают сами себя и товарищей, для чего прилагается листок самооценки, а также три варианта карточек для работы в парах.

Просмотр содержимого документа
«Дефис в частицах и др. частях речи и слова»

Дефис
в частицах и других частях речи


1.Определить тему урока по предложению

(эвристический приём)

  • Если когда-нибудь кто-то читает книгу, лёжа на диван-кровати, у него могут заболеть глаза и из-за этого стать ярко-красными. Поэтому-то сядь-ка за стол и читай правильно.


Цели урока:

–изучить правила написания частиц и учить применять их на практике,

- составлять с частицами предложения и тексты,

- повторить правила употребления дефиса в других частях речи;

- развивать устную речь, а также моральные качества;

- воспитывать честность, ответственность, трудолюбие, уважение к русскому языку.


Слово учителя. Ребята, вы сегодня будете работать и оценивать и сами себя, и своих товарищей. У каждого из вас есть оценочный лист, куда вы и будете заносить отметки. Наверное, вы все хотите получить хорошие отметки за урок. Поэтому я вас призываю быть внимательными, активными, ответственно подходить к выполнению заданий и ставить отметки себе и товарищам честно.

2. Актуализация знаний


2. Назвать части речи, в которых встречается написание слов через дефис.

Когда-нибудь (нар.), кто-то (мест.),

диван-кровать (сущ.), из-за (предлог), ярко-красными (прилаг.).Поэтому-то

(нар.+част.), сядь-ка (глаг.+част.)

3. Тест на изученный материал: слитно +, раздельно /, дефис –

1. что (либо) -

2. жить (по) новому –

3. (по) жить +

4. (в) лево +

5. (по) новому пути /

6. (из) под корня -

7. (из) вестный +

8. (из) леса /

9. (юго) запад -

10. (ниже) подписавшиеся +


Взаимопроверка в парах.


Вывод. Чтобы писать грамотно, нужно знать части речи, части слова и правила, связанные с ними.


3. Работа по новой теме

(эвристический приём)


Дружили бы люди! Опять-таки пришёл праздник.

Любите ли вы читать? Всё-таки книга – большая ценность.

Учитесь же хорошо! В школе вы развиваетесь-таки.

Не обижай никого. Знания-то всем нужны.

Где поэт ни бывал, везде Расскажи-ка сказку.

ему были рады.

Стихи таки запали в душу.

Хорошая таки эта книга.

Сделайте из этого вывод и сформулируйте правило.


  • Раздельно Через дефис

  • НИ; НЕ -КА

- ТО

  • БЫ - ТАКИ с наречием

  • ЛИ и глаголом

  • ЖЕ ВСЁ-ТАКИ


4. Закрепление изученного


1. Составить предложения с частицами (фронтально устно)

… бы, …ли, … же, не…, …-ка, …-то, -таки, …таки, всё-таки.


2. Работа в парах по карточкам.


1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.


2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)

найти, пишешь(таки), устали (же).


3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.


Проверка в других парах


3.Исследовательская работа в группе:

определить части речи (и части слова) и их написание


(То) берёзка, (то) рябинка. Урок (то) начался. Где (то) на белом свете.

То сердце (не)научится любить, которое устало (не)навидеть. Мы так(же) старательно выполним работу дома, как и в школе. И завтра то(же), что вчера. Мы то(же) за мир! Что(бы) подарить маме, что(бы) она обрадовалась?

Комментируют ученики по очереди по одному примеру из каждой группы


4. Творческая работа в группе: составить текст на тему «Книга», «Природа», «Родители», «Школа», «Будущая профессия», «Правила поведения», используя частицы

… бы, …ли, … же, не…, …-ка, …-то, -таки, …таки, всё-таки.


5. Самостоятельная работа: упр. № 425.


6.Д/з: выучить правила из § 69.

Выполнить упр.№ 422(стр.171)

или

творческое задание: составить словарный диктант с разными частями речи, пишущимися через дефис (20-25 слов).

7. Рефлексия:

- Что узнали новое?

- Что было трудным, а что лёгким?

- Что особенно запомнилось?

-Что было интересным, а что показалось скучным?

8. Слово учителя.

Ребята! Сегодня мы изучили новую тему, а, стало быть, сделали открытие для себя в русской грамматике. У кого-то это получилось легко и просто, у кого-то вызвало определённые трудности. Но важно то, что вы работали, исследовали, творили, и за труд вас ждёт награда – отметка. Сдайте листки самооценки мне, а я в свою очередь поставлю свою отметку за вашу работу на уроке, и посмотрим, совпадут ли эти отметки. Если нет, у вас появится возможность ещё раз продемонстрировать свои знания по теме урока. Желаю вам удачи!


Приложение

Листок самооценки

ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель












ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель











ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель











ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель











ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель











ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель











ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель











ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель











ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель











ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель












Карточки

1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.


2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)

найти, пишешь(таки), устали (же).


3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.


1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.


2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)

найти, пишешь(таки), устали (же).


3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.


1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.


2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)

найти, пишешь(таки), устали (же).


3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.


1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.


2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)

найти, пишешь(таки), устали (же).


3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.


Просмотр содержимого презентации
«Дефис в частицах»

Если когда-нибудь кто-то читает книгу, лёжа на диван-кровати, у него могут заболеть глаза и из-за этого стать ярко-красными. Поэтому-то сядь-ка за стол и читай правильно.
  • Если когда-нибудь кто-то читает книгу, лёжа на диван-кровати, у него могут заболеть глаза и из-за этого стать ярко-красными.
  • Поэтому-то сядь-ка за стол и читай правильно.
Дефис  в частицах и других частях речи

Дефис в частицах и других частях речи

Цели урока:

Цели урока:

  • – изучить правила написания частиц и учить применять их на практике,
  • - составлять с частицами предложения и тексты,
  • - повторить правила употребления дефиса в других частях речи;
  • - развивать устную и письменную речь, а также моральные качества;
  • - воспитывать честность, ответственность, трудолюбие, уважение к русскому языку
Когда-нибудь, во-первых, во-вторых (нар.), кто-то (мест.),  диван-кровать (сущ.), из-за (предлог), ярко-красными (прилаг.). Поэтому-то (нар.+част.), сядь-ка (глаг.+част.)
  • Когда-нибудь, во-первых, во-вторых (нар.), кто-то (мест.),
  • диван-кровать (сущ.), из-за (предлог), ярко-красными (прилаг.).
  • Поэтому-то (нар.+част.),
  • сядь-ка (глаг.+част.)
Тест на изученный материал: слитно +, раздельно /, дефис –

Тест на изученный материал: слитно +, раздельно /, дефис –

  • 1. что (либо)
  • 2. жить (по) новому
  • 3. (по)жить
  • 4. (в)лево
  • 5. (по) новому пути
  • 6. (из) под корня
  • 7. (из) вестный
  • 8 . (из) леса
  • 9. (юго) запад
  • 10. (ниже)подписавшиеся
    1. что- либо 2. жить по-новому 3. по жить  4. в лево  5. по новому  пути 6. из-под корня 7. из вестный  8 . из леса 9. юго-запад 10. нижеподписавшиеся
    • 1. что- либо
    • 2. жить по-новому
    • 3. по жить
    • 4. в лево
    • 5. по новому пути
    • 6. из-под корня
    • 7. из вестный
    • 8 . из леса
    • 9. юго-запад
    • 10. нижеподписавшиеся
    Сформулируйте из этого правило.

    Сформулируйте из этого правило.

    • Дружили бы люди! Опять -таки пришёл
    • Любите ли вы читать? праздник.
    • Учитесь же хорошо! Всё-таки книга –
    • Не обижай никого. большая ценность.
    • Ни дождя, ни снега нет.
    • В школе вы развиваетесь -таки.
    • Стихи таки запали в душу.
    • Хорошая таки эта книга.
    • Расскажи -ка сказку.
    Запомните правописание частиц

    Запомните правописание частиц

    • Раздельно Через дефис
    Составить предложения  с частицами:

    Составить предложения с частицами:

    • … бы
    • … ли
    • … же
    • не…
    • … -ка
    • … -таки
    • … таки
    • всё-таки.
    Был бы, знаешь ли, малина же, чай-то остыл, скажи-ка, пришёл-таки, опять-таки, не ломай.  Снова-таки, улыбнулся бы, помнишь ли, книга-то, дерево таки, не найти, пишешь-таки, устали же. Ушёл бы, сахар же, съедобный ли, кресло таки, возможно-таки, прочитай-ка, не ошибись. бы, -ка, (формообр.), ли (вопр.), же (усил.), не (отр.)
    • Был бы, знаешь ли, малина же, чай-то

    остыл, скажи-ка, пришёл-таки, опять-таки,

    не ломай.

    • Снова-таки, улыбнулся бы, помнишь ли, книга-то, дерево таки, не найти, пишешь-таки, устали же.
    • Ушёл бы, сахар же, съедобный ли, кресло таки, возможно-таки, прочитай-ка, не ошибись.
    • бы, -ка, (формообр.), ли (вопр.), же (усил.), не (отр.)
    Исследовательская работа в группах: определить части речи(слова)  и их написание

    Исследовательская работа в группах: определить части речи(слова) и их написание

    • (То) берёзка, (то) рябинка. Урок (то) начался. Где (то) на белом свете.
    • То сердце (не) научится любить, которое устало (не) навидеть. Мы так (же) старательно выполним работу дома, как и в школе.
    • И завтра то (же), что вчера. Мы то (же) за мир! Что (бы) подарить маме, что (бы) она обрадовалась?
    . Творческая работа в группе Составить текст на тему «Книга», «Природа», «Родители», «Школа», «Будущая профессия», «Правила поведения»,  используя частицы  … бы, …ли, … же, не…, …-ка, …-то, -таки, …таки, всё-таки.

    . Творческая работа в группе

    • Составить текст на тему
    • «Книга»,
    • «Природа»,
    • «Родители»,
    • «Школа»,
    • «Будущая профессия»,
    • «Правила поведения»,

    используя частицы

    бы, …ли, … же, не…, …-ка, …-то, -таки, …таки, всё-таки.

    Д/з:

    Д/з:

    • выучить правила из § 69.
    • Выполнить упр.№ 422 (стр.171)
    • или
    • творческое задание: составить словарный диктант с разными частями речи, пишущимися через дефис (20-25 слов).


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!