Дефис
в частицах и других частях речи
1.Определить тему урока по предложению
(эвристический приём)
Цели урока:
–изучить правила написания частиц и учить применять их на практике,
- составлять с частицами предложения и тексты,
- повторить правила употребления дефиса в других частях речи;
- развивать устную речь, а также моральные качества;
- воспитывать честность, ответственность, трудолюбие, уважение к русскому языку.
Слово учителя. Ребята, вы сегодня будете работать и оценивать и сами себя, и своих товарищей. У каждого из вас есть оценочный лист, куда вы и будете заносить отметки. Наверное, вы все хотите получить хорошие отметки за урок. Поэтому я вас призываю быть внимательными, активными, ответственно подходить к выполнению заданий и ставить отметки себе и товарищам честно.
2. Актуализация знаний
2. Назвать части речи, в которых встречается написание слов через дефис.
Когда-нибудь (нар.), кто-то (мест.),
диван-кровать (сущ.), из-за (предлог), ярко-красными (прилаг.).Поэтому-то
(нар.+част.), сядь-ка (глаг.+част.)
3. Тест на изученный материал: слитно +, раздельно /, дефис –
1. что (либо) -
2. жить (по) новому –
3. (по) жить +
4. (в) лево +
5. (по) новому пути /
6. (из) под корня -
7. (из) вестный +
8. (из) леса /
9. (юго) запад -
10. (ниже) подписавшиеся +
Взаимопроверка в парах.
Вывод. Чтобы писать грамотно, нужно знать части речи, части слова и правила, связанные с ними.
3. Работа по новой теме
(эвристический приём)
Дружили бы люди! Опять-таки пришёл праздник.
Любите ли вы читать? Всё-таки книга – большая ценность.
Учитесь же хорошо! В школе вы развиваетесь-таки.
Не обижай никого. Знания-то всем нужны.
Где поэт ни бывал, везде Расскажи-ка сказку.
ему были рады.
Стихи таки запали в душу.
Хорошая таки эта книга.
Сделайте из этого вывод и сформулируйте правило.
Раздельно Через дефис
НИ; НЕ -КА
- ТО
БЫ - ТАКИ с наречием
ЛИ и глаголом
ЖЕ ВСЁ-ТАКИ
4. Закрепление изученного
1. Составить предложения с частицами (фронтально устно)
… бы, …ли, … же, не…, …-ка, …-то, -таки, …таки, всё-таки.
2. Работа в парах по карточкам.
1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.
2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)
найти, пишешь(таки), устали (же).
3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.
Проверка в других парах
3.Исследовательская работа в группе:
определить части речи (и части слова) и их написание
(То) берёзка, (то) рябинка. Урок (то) начался. Где (то) на белом свете.
То сердце (не)научится любить, которое устало (не)навидеть. Мы так(же) старательно выполним работу дома, как и в школе. И завтра то(же), что вчера. Мы то(же) за мир! Что(бы) подарить маме, что(бы) она обрадовалась?
Комментируют ученики по очереди по одному примеру из каждой группы
4. Творческая работа в группе: составить текст на тему «Книга», «Природа», «Родители», «Школа», «Будущая профессия», «Правила поведения», используя частицы
… бы, …ли, … же, не…, …-ка, …-то, -таки, …таки, всё-таки.
5. Самостоятельная работа: упр. № 425.
6.Д/з: выучить правила из § 69.
Выполнить упр.№ 422(стр.171)
или
творческое задание: составить словарный диктант с разными частями речи, пишущимися через дефис (20-25 слов).
7. Рефлексия:
- Что узнали новое?
- Что было трудным, а что лёгким?
- Что особенно запомнилось?
-Что было интересным, а что показалось скучным?
8. Слово учителя.
Ребята! Сегодня мы изучили новую тему, а, стало быть, сделали открытие для себя в русской грамматике. У кого-то это получилось легко и просто, у кого-то вызвало определённые трудности. Но важно то, что вы работали, исследовали, творили, и за труд вас ждёт награда – отметка. Сдайте листки самооценки мне, а я в свою очередь поставлю свою отметку за вашу работу на уроке, и посмотрим, совпадут ли эти отметки. Если нет, у вас появится возможность ещё раз продемонстрировать свои знания по теме урока. Желаю вам удачи!
Приложение
Листок самооценки
ФАМИЛИЯ
Тест уч-к | Тест учитель | Карточка ученик | Карт-ка учитель | Творч. раб. ученик | Творч. раб. учитель | Сам. раб. уч-к | Сам. раб. уч-ль | Актив- ность ученик | Актив- ность учитель |
| | | | | | | | | |
ФАМИЛИЯ
Тест уч-к | Тест учитель | Карточка ученик | Карт-ка учитель | Творч. раб. ученик | Творч. раб. учитель | Сам. раб. уч-к | Сам. раб. уч-ль | Актив- ность ученик | Актив- ность учитель |
| | | | | | | | | |
ФАМИЛИЯ
Тест уч-к | Тест учитель | Карточка ученик | Карт-ка учитель | Творч. раб. ученик | Творч. раб. учитель | Сам. раб. уч-к | Сам. раб. уч-ль | Актив- ность ученик | Актив- ность учитель |
| | | | | | | | | |
ФАМИЛИЯ
Тест уч-к | Тест учитель | Карточка ученик | Карт-ка учитель | Творч. раб. ученик | Творч. раб. учитель | Сам. раб. уч-к | Сам. раб. уч-ль | Актив- ность ученик | Актив- ность учитель |
| | | | | | | | | |
ФАМИЛИЯ
Тест уч-к | Тест учитель | Карточка ученик | Карт-ка учитель | Творч. раб. ученик | Творч. раб. учитель | Сам. раб. уч-к | Сам. раб. уч-ль | Актив- ность ученик | Актив- ность учитель |
| | | | | | | | | |
ФАМИЛИЯ
Тест уч-к | Тест учитель | Карточка ученик | Карт-ка учитель | Творч. раб. ученик | Творч. раб. учитель | Сам. раб. уч-к | Сам. раб. уч-ль | Актив- ность ученик | Актив- ность учитель |
| | | | | | | | | |
ФАМИЛИЯ
Тест уч-к | Тест учитель | Карточка ученик | Карт-ка учитель | Творч. раб. ученик | Творч. раб. учитель | Сам. раб. уч-к | Сам. раб. уч-ль | Актив- ность ученик | Актив- ность учитель |
| | | | | | | | | |
ФАМИЛИЯ
Тест уч-к | Тест учитель | Карточка ученик | Карт-ка учитель | Творч. раб. ученик | Творч. раб. учитель | Сам. раб. уч-к | Сам. раб. уч-ль | Актив- ность ученик | Актив- ность учитель |
| | | | | | | | | |
ФАМИЛИЯ
Тест уч-к | Тест учитель | Карточка ученик | Карт-ка учитель | Творч. раб. ученик | Творч. раб. учитель | Сам. раб. уч-к | Сам. раб. уч-ль | Актив- ность ученик | Актив- ность учитель |
| | | | | | | | | |
ФАМИЛИЯ
Тест уч-к | Тест учитель | Карточка ученик | Карт-ка учитель | Творч. раб. ученик | Творч. раб. учитель | Сам. раб. уч-к | Сам. раб. уч-ль | Актив- ность ученик | Актив- ность учитель |
| | | | | | | | | |
Карточки
1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.
2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)
найти, пишешь(таки), устали (же).
3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.
1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.
2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)
найти, пишешь(таки), устали (же).
3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.
1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.
2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)
найти, пишешь(таки), устали (же).
3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.
1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.
2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)
найти, пишешь(таки), устали (же).
3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц
Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.