Сценарий урока
Разработала: Дубкова Ольга Николаевна
Предмет: математика
Средства обучения: Математика для профессий и специальностей социально-экономического профиля.
В. А. Гусев. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Тема: «Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока: систематизировать виды событий, их классификацию; вероятность событий;
формировать навыки вычисления вероятностей событий.
Задачи: актуализировать знания учащихся об уравнениях, неравенствах и способах их решения;
формировать способность решать текстовые задания;
научить студентов применять формулы для решения различных задач;
развивать логическое мышление для сознательного восприятия учебного материала;
развивать внимание, исследовательские навыки, активность обучающихся на уроке;
развивать математическую речь обучающихся, эстетику письма;
воспитание познавательной активности, положительной мотивации к изучению предмета.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: изучить определения понятий и видов событий;
изучить формулы для нахождения суммы и произведения вероятности событий;
тренировать способность к использованию различных способов решения показательных выражений;
закрепить изучаемый материал в процессе выполнения заданий;
осуществить первичный контроль;
совершенствовать вычислительные навыки.
Личностные: проявление способности к преодолению трудности;
формирование культуры общения;
формирование умения вести диалог друг с другом;
формирование умения отстаивать свою точку зрения;
формирование умения признавать собственные ошибки.
Метапредметные:
регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке;
умение определять и понимать учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
высказывать свое предположение;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
познавательные: умение отличать новое от уже известного;
использовать навыки вычисления;
умение находить ответы на вопросы, информацию, полученную на уроке и в жизни;
структурировать знания;
использовать знаково-символические средства;
записывать информацию на математическом языке;
коммуникативные: умения выражать свои мысли точно, кратко, грамотно как в устной, так и в письменной речи;
умение адекватно использовать математические речевые средства для аргументации своей позиции;
умение слушать и понимать других;
умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Основные понятия: событие, вероятность события, сумма событий, произведение событий, независимость событий.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа у доски, групповая.
Оборудование: мультимедийный комплекс.
Дидактические средства: учебник, раздаточный материал для работы в классе.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1) | Мотивация к учебной деятельности (5 минут) | Здравствуйте. Поприветствуем гостей на нашем с вами уроке. Пожалуйста, присаживайтесь. Сегодня мы с вами начинаем изучение раздела «Элементы ТВиМС». Этот раздел рассчитан на 7 пар. А сегодняшнее занятие на 1 час. Давайте начнем урок. Пожелаем успехов друг другу. Посмотрите на экран и подумайте, что объединяет 8 этих предложений. (слайд 1) Кто знает ответ? Поднимайте руки.  Преподаватель выслушивает ответы обучающихся и делает акцент на верном ответе. Вот именно так и будет звучать тема нашего урока. Открываем тетради, записываем число и тему. Конечно же, это столбик можно продолжать бесконечно такими предложениями. И вроде математики здесь рядом не может быть, но все-таки наука в царстве «Событий» не смогла не оставить след. Ну, с темой урока разобрались. А вот какую цель вы должны поставить перед собой? Молодцы! Сейчас слушайте внимательно: сегодня за урок вы все должны получить оценки, кто-то может и не одну: за индивидуальную работу в течение всего урока, за работу у доски, за выполнение самостоятельной работы. | Студенты предлагают свои варианты ответов: какие-либо события, которые происходили, произойдут, или никогда не произойдут. Пишут в тетрадях. Выяснить что же такое событие. Какие они бывают. Для чего нужно событие в математике. | Л: Р: К: П: поиск информации; классификация. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2) | Актуализация знаний (8 минут) | А теперь, подумайте и скажите. Если подбросить монету, то какой стороной она ляжет вверх? У вас на столах лежат монеты. Вам необходимо за каждой партой подбросить монету. В первом ряду – по 5 раз, во втором ряду – по 10 раз, а в третьем – по 15. Один учащийся считает сколько раз выпал «орел», а второй – «решка». Все фиксируется в тетрадь. Пока все выполняют задания на места, прошу выйти к доске заполнить таблицу тех, у кого было домашнее задание. | Студенты выдвигают свои предположения. Обучающиеся выполняют задание. | Л: Р: К: П: выбор наиболее эффективных способов решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выдвижение и доказательство гипотез; хранение информации. |
Пока все выполняют задание с монетами, четверо учащихся, у которых было домашние задание записывают его на доске. |
Итак, давайте проверим ваши предположения. Что вы получили? (У кого-то выпало то, что они ожидали, а у кого-то – нет). Теперь посмотрим на доску. У нас не заполнены три столбца. Давайте запишем ваши результаты. Выбираются из каждого ряда по паре вариантов бросков, записываются в таблицу. Вот вам вопрос: «Что происходит с увеличением числа испытаний?» (Выпадение количества «орла» или «решки» почти одинаковы. Они занимают приблизительно по половине от общего числа бросков.). Какой напрашивается вывод? | Проговаривают получившиеся результаты. Учащиеся проговаривают свои варианты ответов. Результаты при подбрасывании монеты имеют какую-то закономерность, но итог заранее не известен. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3) | Изучение нового материала (15 минут) | Основатель современной теории вероятностей Андрей Николаевич Колмогоров говорил: «Вероятность математическая – это числовая характеристика степени возможности появления какого-либо определенного события в тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях». Как мы с вами уже выяснили, основным понятием в теории вероятности является событие. Итак, запишем определение 1: (слайд 2)  Но каждое СЛУЧАЙНОЕ событие – это следствие действия очень многих причин. Взгляните на доску. (слайд 3)  Здесь вы видите разнообразие случайных величин. Это будет вашим домашним заданием: Вам необходимо найти и записать определение к каждому понятию случ. событий. Чтоб не терять времени, у вас на столах лежат карточки с пометкой «ДЗ». Раздаются заранее подготовленные карточки с ДЗ. Тем, кто хочет дополнительную оценку за ДЗ, то вам необходимо составить схему классификации событий. Продолжаем. Опр.2. Вероятность события А – это отношение числа благоприятных исходу испытаний (m) к общему числу исходов испытания (n). | Пишут определение. Чертят схему с пояснением в тетради. Забирают карточки с ДЗ. Задают вопрос: «Какие исходы испытания называются благоприятными?» | Л: Р: К: П: |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | Исходы, при которых событие А происходит обязательно. Рассмотрим пример 1. (слайд 4)  Задание решается у доски учителем с помощью студентов. Теперь давайте поработаем немного с учебником. Открываем стр.322. И самостоятельно записываем определение 3 и 4. Что называется суммой, а потом произведением двух событий.  Разберем эти определения на примерах: Пример 2. (слайд 6) Пример 3. (слайд 7)  | Помогают учителю в решении задачи. Выписывают определения из учебника. Прорешивают задания с учителем. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4) | Первичное закрепление во внешней речи (8 минут) | Что же мы будем делать дальше? Все верно. Давайте вернемся с вами к нашим предложениям. Вам необходимо распределить их на три столбца (достоверное, невозможное и случайное события). Не торопитесь, будьте внимательны. Продолжаем. Вот вам три задачи. Пожалуйста, желающие выходят к доске. Вам необходимо решить задачи самостоятельно. Затем по очереди прокомментировать, как вы пришли к ответу. А остальные выполняют задания в тетрадях, и будут работать на дополнение и уточнение. (слайд 8)  | Закреплять полученные знания. Предлагают свои варианты ответов. К доске выходят трое студентов и решают задачи с комментариями, остальные – на местах. | Л: адекватное самовосприятие; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатия по отношению к другим.. Р: К: П: самостоятельное создание способов решения проблемы; построение логической цепочки рассуждений, доказательство; выполнение действий по алгоритму; навыки вычисления. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5) | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 минут) | Продолжаем. Сейчас вы будите выполнять самостоятельную работу. После чего вам необходимо проверить себя и оценить свою работу самостоятельно. Можете приступать к решению.  А теперь проверяем и оцениваем свою работу. (если все выполнено правильно, ставится «5», если допущена ошибка в расчетах, ставится «4», не решена 1 (или 2) часть задания – «3», не решены обе части задания – «2».) ЭТАЛОН:  | Обучающиеся самостоятельно выполняют задание. Проверяют СР по эталону, анализируют, исправляют ошибки, оценивают сами себя. | Л: смыслообразование; адекватное понимание причин успешности / не успешности в обучении; адекватное оценивание себя, самооценка. Р: К: П: |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6) | Рефлексия деятельности на уроке (4 минут) | Подумайте, и скажите: Что нового вы сегодня узнали для себя? Что использовали для открытия новых знаний? Какие затруднения у вас возникли? Достигли ли вы поставленной цели? Проанализируйте свою работу. Выставление оценок. В завершение хотелось бы сказать: «Представьте, что у каждого из вас в руках находится чаша. И из урока в урок вам необходимо наполнять ее знаниями. Эта чаша никогда не переполнится. Она будет только пополняться и обязательно пригодятся вам в будущем!» Спасибо всем за урок. | Отвечают на вопросы. | Л: Р: К: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: |